Все публикации

Кайт-Одиссея сквозь бури и боль - Отчет экспедиции По пляжам Карского моря

В конце марта двое искателей приключений на кайтах путешествовали по пляжам Карского моря.Предлагаем вам отчет этой поездки, собственноручно составленный ее участниками.

1882

Вертолёт уносил нас в сторону дома, Се-Яха спряталась от наших взоров в клубах снежной пыли, поднятой вертолётом при взлёте, а потом в низко плывущих облаках. Бескрайние просторы тундр и Карского моря оставались где-то внизу. А до этого была борьба, падение и травма, тяжкое осознание, что нужно возвращаться, спасательная партия наших друзей ненцев Стаса и Славы,неутешительный диагноз, и долгое ожидание погоды и того самого вертолёта, что сейчас уносил нас домой.
b582f13af525112113db3c99ca64da9f.jpg
Москва, Ярославский вокзал, стоим у вагона поезда «Полярная стрела» на перроне свалено в кучу, гора снаряжения, шутим, сможет ли поезд тронутся под такой массой. Баулы и рюкзаки постепенно перекочёвывают в вагон,обретая своё место. Ехать пару дней, а душа уже там, среди тундр, снега и ветра. Вне суеты, где всё просто и сложно одновременно.
За окнами плавно менялся ландшафт.
e2fd9bc6a6371650169c3ed1983f5c12.jpg
Деревья уменьшались, снег прибывал, прибывало и настроение.Долго ли, коротко ли, доехали до Ямала. Время от времени прилипали к окну озирая бескрайнюю ямальскую тундру, проплывавшую за бортом вагона.
d03d047b705b21e2718f9d3239ee1399.jpg
Тренировались, чтобы быть в форме

Поезд встал посреди тундры, вечер, метель, одинокий фонарь,в общем то всё, как у классика. До нашей станции еще можно сказать, вечность,целых тридцать минут, снаряга ровным слоем раскидана по вагону. Голос проводника рушит эту идиллию, «Ваша станция, выходите, быстро!» Следующая идиллическая картинка: мы, пурга, гора барахла, наспех покиданного из вагона прямо в снег. Ветер с рёвом и свистом гоняет хоровод из снежной пыли, вокруг последнего пристанища цивилизации, именуемого «Двадцать третий разъезд»Романтика!
Окопались, разбили лагерь. В палатке уютно, шумит примус.Вечер прошёл под лозунгом «Утром всё будет!» С тем и заснули.
e5668434956cc3c9eea3700c95617f7d.jpg
Утром, было всё! Всё так же ревела пурга, всё так же была плохая видимость, а вот желание начать движение, отнюдь, очень сильное.
238bbd6ff757484f767f8071feb106e7.jpg015cfd65b83f8129b68fdae4da1d5359.jpg
Начали! Результат, порванная трапеция, порвало на пополам сзади, аккуратно сняв её (трапецию) с Лёши, улетевший кайт, который следом, и,или одновременно, оторвало со всеми стропами, и он гордо удалился со сцены боевых действий в бушующую пургу. Спасательная партия, отправившаяся изловить беглеца, с трудом, по приборам вернулась обратно. Лишь при возвращении, после поисков, мы оценили реальную силу ветра (ибо возвращение было против ветра),идти не получилось, пришлось ползти, четыреста метров ползком с лыжами в руках.
31fd58098f646474fea750ca0e221887.jpg6e35cf9d6359100b8d93334c04b3ebd9.jpg
А ветер тем временем прибавил и лютовал! Через полтора часа борьбы разбили лагерь, сидя в палатке и размышляя, а размышлять в хорошей палатке от фирмы "Баск" куда приятнее, чем без неё. Где то в глубине души блеснуло понимание, чего ожидать. Борьбу, борьбу, с большой буквы, за каждый свой шаг и вздох! А пока нас ждала починка снаряжения и пурга.
f3b63aac010ebdfbefc8af77c1ee4b4e.jpg
Спустя два дня, старт всё-таки состоялся.
08f08de3bfbc06253987c25e78f5dcd5.jpg
С упоением слушали музыку ветра играющего в стропах наших кайтов, любуясь прекрасным обликом бескрайней тундры, летели вперёд без страха и упрёка. К вечеру ветер совсем закис. Лагерь разбивали под оглушительную тишину.
4b8313df12ac21c769cf47ca07eda3cc.jpg0fb369088d1ad8c98156d4d2c491eb68.jpg
Утро встретило штилем на первый взгляд. Пустили ракету,посмотреть есть ли ветер выше, выше слабенько подувало. Ставим сто двадцать метров строп, немного побегать, чтоб поднять кайт и погнали! Как говориться,лучше плохо ехать, чем хорошо идти. Так вот потихоньку добрались до посёлка Се-Яха на берегу Обской губы.
1796b56a347299a4772a9e2d7c9505b3.jpg
Пока не стемнело провели небольшой осмотр посёлка. Нас радушно приняли и разместили в пожарной части. Вечер пролетел за рассказами про путешествия и кайты. Ребята проявили живой интерес к кайтингу, наконец то наша давняя идея, вдохнуть в наше занятие хоть каплю, какой то пользы , начала обретать черты.
aea539e686120d904c71ccf4ad346a18.jpg
Перед сном получили прогноз на будущий день. Очень точными были прогнозы от Лалекса на двенадцать и двадцать четыре часов, и в соответствии с ними мы и старались построить день. На тот день давался прогноз 5-7 м/с, а начиная с обеда, при появлении облачности усиление, порывы до 12-13 м/с, кажется так.
Следующий день, начался бодро, ибо хотелось перемахнуть Обскую губу и ночевать на просторах Гыданского полуострова, где-нибудь возле посёлка Тадебеяха.
14de3c0a4d274d4492f7d77ea842bedb.jpg381566a89f61e9a4595b4fb5e822b828.jpg0bc0db99b624628a9eba777f2d60939e.jpg
Мотивированность была очень высока, ни тени сомнения. На том и начали….
Повествует главный герой событий этого дня, Алексей.
«Дело было так:
Извините за орфографию, удивительно, но печатая левой рукой,ибо правая сломана, делаю намного больше ошибок... прям молоко через А само пишется. Странно.

На практике так и оказалось, стартовали с Се-Яхи и пошли бейдевиндом на Тадебеяху (село), ветер около 6 м\с, безоблачное небо. попадали в поля торосов, довольно неприятных,до двух метров высотой но не очень густых и на скорости 3-5 км/ч со сливом вниз по ветру нормально проходили такие кусочки (три поля по двести метров) на одном поле я даже упал, сани зацепились за огромный торос, но штатным образом всё быстро разрешилось. В остальном покрытие весьма хорошее и мы зарезались на ветер со скоростью около 15-20 км/ч (я не имею ввиду VMG , просто ехали в ссреднем15-20 в пике 30 км/ч).

Часа через два - три пути увидели Гыданский берег,зарезаться становилось сложнее, курс на Тадебеяху еле-еле удерживали, пытались сваливаться в разнос на галфвинде. Подошли к ледовому ходу. Ветер усиливался.Появлялись "цируса" (возможно термин не правильный, следы атмосферного фронта, полосы из облаков,) облачность набегала, всё как говорил Лалекс.

! Важно что 3-4 недели назад мы наблюдали примерно на этом месте Обской губы нестабильную ледовую обстановку, тут были разводья, и главный лейтмотив похода вообще говоря был "понюхать пороху на настоящем морском льду" (главным образом в Енисейском заливе). купаться и видеть открытую воду мы конечно не хотели, но теоретически к этому готовились, этого боялись. И у нас кстати даже лодка с собой была.
Короче говоря, мысль о том, что теоретически, если запурговать посредине обской губы, то возможность уплыть, как мамонтёнок, была.Поэтому мы стремились поскорее приблизиться к гыданскому берегу на расстояние безопасного припая, но(!!) наш курс весьма напряжённо пролегал под углом около 20-30 градусов к береговой линии, то есть мы приближались к Тадебеяхе зарезаясь против ветра, втыкаясь в берег не под прямым углом, а "прорываясь"против ветра. И в случае какого-либо усугубления, при котором качество наше снизилось (сани поломались, кайт почему-то не летит, не идёт против ветра, пришлось сцепиться...всякое бывает) можно было попасть в ситуацию, когда вылавироваться на берег не получается. Мы не хотели допустить такую ситуацию. Сани Андрея к тому времени плохо начали себя вести, сломалась поперечная палка, и он уже испытывал трудности с хорошей скоростью/курсом бейдевинд, потихоньку сваливаясь ближе к положению в "полветра".

С таким букетом мыслей и условий мы подъехали к ледовому ходу.

Я запарковал кайт и пошёл его (ледовый ход) смотреть.Настолько "живая" скульптурно-барельефная композиция была, что мне показалось, что там где-то и вода может быть.
Нет, всё было бутылочно-железобетонным, без единой снежинки,немного похожее по цвету и твёрдости на реку эпоксидной смолы, только очень угловатой, кристаллизующейся . Монотонный грязно-жёлтый ледовый ковёр из хаотичных фигур тэтраэдров, экосаэдров, пирамид, пиков, ножей (как в игре принц Персии) уходил за две стороны горизонта, на Юг, сливаясь с набегающими облаками и на Север, за синее синее небо.
Ширина этой ковровой дорожки была около тридцати метров, по краям она окаймлялась приподнимающимся постаментом с плуметровым снежным покрывалом, постамент местами рассекался трещинами до 1 метра глубиной и 1 метр шириной. Средний калибр фигур на ковровой дорожке был сорок-пятьдесят сантиметров, но наиболее большие, по краям, превышали мой рост.
Я прошёл до дальней стороны ледокольного хода в горнолыжных ботинках спотыкаясь, и местами придерживаясь рукой за препятствия, воды , и какой-либо подвижности не обнаружил. Всё было очень твёрдым, сплочённым, без снега.
Вернулся на исходный берег, взял сани и потащил их,приходилось постоянно перетаскивать их через бугры, сами они конечно же не могли там проехать.

Перетащив сани вернулся за кайтом, подумал подумал...
и плохо подумал..
Надо было ещё подумать :)

Поглядев на то, что Андрей покатавшись вдоль этой дороги, не решился пересекать его налегке, я обрадовался. Обрадовался главным образом потому, что моё прохождение (если оно будет удачным) не будет его подстёгивать к тому, чтобы тоже скакать по этим льдинам.
Тревога присутствовала, но на обратной чаше весов казалось,будет запутанный кайт на торосах и то вряд ли, о том что при этом ещё можно будет побиться мысль в голову не лезла. Действительно, если аккуратно держать кайт в зените, при должном уровне концентрации можно очень аккуратно и ювелирно пройти где-то, и отцепка ж есть, и погасить кайт за парковочную перемычку можно, ветер к тому моменту был не предельный, но довольно сильный для пятнадцатого размера. я бы сказал шесть - семь метров в секунду и редкие порывы десять метров в секунду.
В награду за прохождение этого ковра, я бы получал десять -пятнадцать(!!!) минут сэкономленного времени на отдых, размышление, планирование, выправление саней и прочие мелочи...
Действительно, налегке за 15 минут можно было вполне спокойно свернуть кайт, перейти с ним ледовую дорогу, разложить и поехать.
Погоня за скоростью и высокая самоуверенность (был уверен,что в случае проблем быстро отцеплю/погашу кайт) погоня за скоростью - не блажь, а тоже некоторая необходимость, надо было торопиться поскорее добраться до берега на основных размерах кайтов пока не пришлось доставать меньший кайт ибо с ними (с ним) у нас были проблемы...

Конечно, не стоило рисковать, но что сделано, то сделано,приоритеты были расставлены не верно..
Пошёл я через эту ледовую дорогу, пологим, наиболее сливным кусом, по каким-то причинам я махнул кайтом возле зенита(вероятно порыв), и меня слегка подбросив протащило около пятнадцати метров, по меньшей мере два сильных удара я встретил достойно, ногами, одна лыжа отстегнулась, под конец действа меня шмякнуло правым боком на глыбу, очень спасла каска.
641e84bf1a599b5f415e17db24f69b7d.jpg
Занавес опускается когда я ввёл кайт в режим свала,остановилось моё движение, кайт болтался не как подобает крылу, но и не торопясь опускаться(ветер не малый), я держал его за парковочную перемычку. Этот момент запечатлён на фото. Андрей бежит гасить мне кайт.

От момента начала сцены (когда ювелирного движения не получилось, и пошло неконтролируемое) до занавеса, прошло от двух до трёх секунд, за это время я переместился примерно на 15 - 20 метров. Цифры исключительно субъективные»

Немного осмыслив произошедшее, двинули дальше на встречу пурге. Шли на одном семи метровом кайте супротив ветра и супротив всего, не желая верить в худшее. Пройдя двадцать километров и проанализировав ещё раз линию движения, поняли, что к берегу мы не приближаемся, а идём параллельно.Встали, разбиваем лагерь, рука у Лёхи перестала работать вообще, от этого совсем тоскливо. Окопавшись, установив ветрозащитную стену, затем палатку,забрались внутрь. Быстренько организовали кипяточку, окончательно оттаяли, боль в руке усилилась, колем обезболивающие, звоним по спутнику в Се-Яху.Обрисовываем сложившуюся ситуацию, парни готовы выехать немедленно, успокаиваем их пыл, говоря, что мы в безопасности, сидим в палатке гоняем чаи. Сошлись на том, что приедут днём и заберут. Запросили прогноз у Лалекса, заодно сообщив о произошедшем, прогноз радовал, первая половина дня ясно, легкий ветер, ближе к вечеру ухудшение. Засыпаем под рёв пурги.
Утро встретило нас прекрасной погодой, неспешно собрались и чтобы спасательной партии нас не искать, я поднял кайт и гонял на нём вокруг лагеря.
8ab26407d043ceec856f379ea2f80cb9.jpg97ce44f3b6c42ffe10822143a0669cdb.jpg
Ближе к обеду прилетели наши спасители, именно прилетели на снегоходе, а не приехали.
6959324e772fa80277e02c6e60b4d695.jpg
Бодренько погрузились и вперёд, назад в Се-Яху. Доехали без приключений.
Посетили больницу, констатировали перелом.
cf58d4c7dd606962e60dea7fc59a19b4.jpg
Несколько дней ожидания борта не пропали даром, провели мини обучающий курс, начинающего кайтера для всех заинтересовавшихся. Идея промелькнувшая ранее, о возможности приносить хоть какую то пользу своими походами обрела почву, и придала новых душевных сил. Из пепла рухнувших планов,появился небольшой росток, вдохнувший новых сил, которых так не хватало.
Урвав момент подходящей погоды, мы дружной компанией выдвинулись на окраину посёлка и показали нашим друзьям, да и всем желающим,что есть кайт и каков он в действии. Тут же провели небольшое практическое занятие, и, есть первые галсы! А самое главное, огонь в глазах и сердцах.
c4b375a78148a4c42c3b3717304d4bf0.jpg32a537f785d7bed75e3771b0bf1badb9.jpg12cb8e3465d42329c15f85b54d1724cd.jpg284c32529e7016a70f5656b99bc613cf.jpg
Для справки, кайт давно и успешно используется канадскими эскимосами и включен в школьную программу, так как имеет большое прикладное значение в жизни, жизни, где снег лежит большую часть года.
Мы очень надеемся, что и у наших друзей кайт займёт своё место, станет хорошим подспорьем в жизни.
7ac915f97c3089159a3b6b19d5a8a168.jpg1b2ddf2d645f67e7c09782f6d8d27d1e.jpgc8d84e35f12991b7a69fc38693e30cfb.jpg
По прилёту в Салехард, сразу же удаётся отправить Лёху самолётом в Москву, я же еду со всеми барахлами поездом. Из Салехарда перебираюсь в Лабытнанги, уже чувствуется дыхание весны снега почти нет.
caaf104ecd6915c0d1503b1f459c044d.jpg5739f79da6084e530a67e4eb68bad7fb.jpgc257d28611e2d2c0d9df02f2525221b2.jpg
Дорога в поезде обещала быть наполненной мыслями и одиночеством, но произошло небольшое чудо, в вагон ввалилась группа туристов лыжников, так и ехали до туда, где всё началось, Москва, Ярославский вокзал.

Сейчас, вернувшись домой, мы готовы продолжать нашу деятельность не только теоретически, но и практически. На данный момент собрали один полный комплект (кайт, трапеция, лыжи, ботинки) и готовы отправить его нашим друзьям в Се-Яху.

Хотелось бы выразить огромную благодарность всем тем, кто нам помогал:
Работникам пожарной части посёлка Се-Яха в лице Окотетто Станислава и представителя администрации посёлка Худи Вячеслава.

Спонсор экспедиции - БАСК. Как говорят сами участники проекта: "Снаряжение проверенное временем и экспедициями". Команда была экипирована одеждой и снаряжением БАСК, в том числе удобными теплыми комбинезонами БАСК Griffin

Авторы отчета и фотографий Андрей Громов и Алексей Тимошенков. 

Предыдущая публикация по теме: Кайт-Одиссея "По пляжам Карского моря". Экспедицию пришлось прервать из-за травмы участника.