Все публикации

​За снегом в Безенги!

Испытания снаряжения в Безенгах: экип от BASK и новые технические решения для альпинизма.

540

Экспедиция BASK по испытанию новых образцов альпинистского снаряжения, предназначенного для организации страховки на снежно-ледовом рельефе, стартовала из Москвы в горы Кавказа. Руководитель и идейный лидер – Михаил Лебедев.

«Планируем проверить свои конструкторские решения на реальных снежно-ледовых склонах. Для начала немного о мотивации наших изысканий.

Все понимают, что альпинистское снаряжение всё время изменяется – появляются новые материалы, совершенствуются методы страховки, меняется стиль горовосхождений. Одним из самых коварных видов рельефа, где трудно обеспечить надёжную страховку, являются снежно-фирновые склоны. Поскольку это обычно склоны средней крутизны, основным способом страховки остаётся страховка через ледоруб, который применялся ещё на заре альпинизма. Но в современной спортивной группе, совершающей более-менее сложное восхождение, ледорубы часто бывают не у всех, поскольку для движения по льду лучше подходят ледовые инструменты, а брать помимо инструментов ещё и ледорубы на каждого участника обычно слишком большая роскошь, учитывая общий вес снаряжения.

Каталоги зарубежных фирм, производителей альпинистского снаряжения содержат ещё снежные якоря и пикеты – снежные крючья. Пикеты тоже штука не слишком лёгкая и много их с собой не возьмёшь. Что касается снежных якорей, то главный их недостаток – не универсальность. Работают они хорошо только в рыхлом тяжёлом снегу. Практика показывает, что на обычные восхождения берут их редко. Исключение составляют маршруты, на которых снежно-фирновые участки составляют основную часть и страховка за скалы на этих участках принципиально отсутствует. Но и это ещё не всё.

В определённых сезонных условиях довольно часто могут встречаться на маршрутах протяжённые участки очень плотного фирна, в который ни ледоруб, ни даже пикет не забиваются, а ледобур совершенно не держится. Такие участки приходится проходить просто без страховки и примеров этому можно найти немало в отчётах и рассказах о восхождениях. Наконец, для организации страховки на льду, засыпанном снегом, часто приходится докапываться до льда. Наличие лавинной лопаты сильно облегчает этот процесс, но опять вызывает проблемы с дополнительным весом. Ну а уж если имеется ещё и реальная лавинная опасность, то лавинные лопаты должны быть хотя бы две на группу. Брать с собой одновременно лавинную лопату, ледовый инструмент и ледоруб в двойке не реально, да и в малой группе никто не будет.

Очевидно, надо придумывать что-то лёгкое и универсальное. По нашему мнению, здесь, что называется, конь не валялся. Сейчас мы хотим проверить жизнеспособность некоторых возможных решений этих проблем. Посмотрим, что покажет практика…».