Все публикации

Сергей Богданов: Об итогах сезона, сжатом времени и новых спортивных реалиях

Завершилась серия международных стартов по триатлону Ironman 2020. О личных результатах Сергея Богданова и изменениях, которые продолжает вносить пандемия в индустрию спорта, – в его рассказе.

1003

Ironman считается одним из наиболее сложных однодневных соревнований в мире. Каждый старт здесь – долгое, беспрерывное движение к финишной прямой, в котором особенно важно планировать темп, рассчитывать силы, быстро реагировать на внешние изменения и быть предельно внимательным к себе. Сначала – в заплыве на 2,4 мили (3,86 км), потом в заезде на велосипеде на 112 миль (180,25 км) и, наконец, в марафонском забеге на 26,2 мили (42,195 км).

На летний спортивный сезон 2020 у меня были большие планы. Ключевым событием обещал стать первый в России старт под брендом Ironman, который планировали провести в Питере в середине июля. Этого события ждали несколько лет, слоты на гонку раскупили мгновенно. Ironman выделил несколько сотен дополнительных слотов, которые тоже очень быстро разошлись. Под это мероприятие я строил весь летний спортивный сезон.

В сентябре я также собирался пройти полный Ironman в США, IM Maryland, рядом с Вашингтоном.  Я давно присматривался к этому старту – с довольно плоским велоэтапом, но сильным ветром. Здесь также привлекла удобная логистика, – от Нью-Йорка всего несколько часов на машине, и после финиша я собирался посетить американских друзей, которые уехали из России в сложные 1990-е годы.

Остальные старты планировал провести в России: в последнее время «домашний» выбор стал довольно большим, гонки проводятся под брендами Ironstar, Grom, Titan и др, много локальных соревнований по всей стране. Обычно я выбираю российские старты за месяц до начала, – в зависимости от формы и спортивных целей.

Но на этот раз все пошло не по плану.

Весной началась эпидемия коронавируса. Тогда казалось, все пройдет за несколько месяцев, и летом проблем не будет. Но в июне начали отменять и переносить старты: питерский IM перенесли на август 2021 года, старт в Maryland отменили. Отменены были все российские старты, которые планировали провести в июне-июле и в начале августа.

В августе рынок спортивных мероприятий начал оживать. Я запланировал старт в Минске в начале августа, но выборы в Беларуси опять перечеркнули все планы. Старт несколько раз переносили, в конце августа его все-таки провели, но доступность Минска стала сложнее, и я отказался от участия.

С конца августа наконец-то ограничения на спортивные мероприятия были сняты, и старты пошли бурным, еженедельным «потоком». Олимпийская дистанция «Николов Перевоз» (Дубна), Завидово Ironstar, Большой московский триатлон в Крылатском, организованный Мишей Громовым (первая «половинка» на территории Москвы). В этих трех стартах удалось занять 1-е места в своей возрастной группе. А через неделю после них должен был состояться Московский марафон.

Первый в жизни марафон я пробежал в 2005 году с результатом 3:49. Я начал регулярно участвовать в беговых марафонах, прошел восемь гонок, лучший результат – 3:33. Но, когда занялся большим триатлоном, перестал бегать чисто беговые марафоны. Длинная дистанция триатлона включает в себя 3,9 км плавание в открытой воде, 180 км, велоэтап, и в конце – марафон 42.1 км. С 2013 года я прошел девять длинных триатлонов, т.е пробежал девять марафонов в их составе. Но подготовка к чистому марафону существенно отличается от подготовки к марафону в составе триатлона. Здесь основной упор делается на скорость, в составе триатлона – на выносливость.  

За два дня до старта я зарегистрировался на Московский марафон. Была цель – выбежать 3:30 и установить личный рекорд. Все получилось, но на пределе, – результат 2:29:47, только на 13 секунд удалось улучшить плановое время. А дальше – еще два старта: половинки в Сочи и в Турции. Оба старта – 2-е место в возрастной группе. Старты были замечательные – и по организации, и по погоде, о них я подробно писал в своих отчетах в Facebook.

В целом, спортивный сезон 2020 получился уникальным. Время сжалось практически в три раза, – плановый сезон из шести месяцев сжался до двух. Все гонки проходили в режиме «недовосстановления» от предыдущих стартов.

Системные изменения, которые коснулись всех сфер нашей жизни, пришли и в массовый спорт. По пройденным стартам заметно, что люди ограничены в перемещении по миру: немногие смогли приехать в Турцию, из российских спортсменов я был единственным в своей группе. Радует, тем не менее, что что люди продолжают выходить на старты: в турецком Iroman принимали участие около тысячи человек, было много представителей Польши, Германии, Кореи.

Массовым явлением стала массовая отмена соревнований. Только Ironman сократился на 70 % от традиционных ранее 45 длинных гонок по миру и 120 «половинок». Это обещает стать сильным ударом по индустрии организации спортивных мероприятий и огромного количества околоспортивных рынков. 

Серьезно изменились правила поведения на соревнованиях. Обязательный масочный режим вне этапов, новые процедуры награждения, где нет больше привычных нам пьедесталов и т.д.  Триатлон становится не только спортом сильнейших, но терпеливых и дисциплинированных. Думаю, что многим, в том числе, большим спортсменам придется перестраиваться и искать для себя новые источники мотивации.

Поэтому всем по итогам этого непростого сезона хочу в будущем пожелать главного – оптимизма и легкой адаптации в новых реалиях. Ну и побед, конечно!