Все публикации

«С холодом у меня тёплые отношения!» Автопутешественник Сергей Сайман

По тундре и льду Енисея в Диксон. Уже третий год мы снаряжаем арктические автоэкспедиции Сергея Саймана. Как это было?

2635

f772394d0723fe00fe469c8e38a0260e.jpg

В этом году у меня была первая большая (по составу) экспедиция. Мы на своих автомобилях добрались до полуострова и одноименного посёлка Диксон — самого северного населённого пункта на нашем континенте. И обратно. Помимо самой экспедиции мы снимали фильм, приуроченный к 75-летию окончания ВОВ. В 42-м году в Диксоне был бой с немецким крейсером «Шеер». Этот бой уникален — единственное сражение с немцами восточнее Уральских гор.


В чём сложность такого путешествия. Раньше на автомобилях до Диксона добирались?

На Диксон было несколько успешных автомобильных экспедиций. Четыре, может, пять. Это технически сложный маршрут: там нет дорог, в том числе зимников, большая часть пути пролегает либо по тундре, либо по льду Енисея. Основная сложность заключается в том, что приходится много ехать по льду. В этом году свою лепту внесла и аномально тёплая зима — очень много снега, очень тепло, местами тонкий лёд, до 70-ти сантиметров, хотя обычно он метра два толщиной. 

А ещё надо учитывать, что на таких автомобилях — сверхтяжёлых внедорожниках — туда никто не ездил. Обычно едут на максимально облегчённых машинах, на огромных внедорожных колёсах. У нас машины были фактически в стоковом состоянии (без серьёзных конструктивных изменений), они в принципе не предназначены для таких маршрутов. 

d76cbd650f5fcb9a2084feb523889478.jpg


Как вы решали вопрос с топливом? Какой запас несли на себе?

На каждой машине стабильно было по 350 литров топлива. Были случайные заправки в тундре — нам помогали рабочие-трактористы. Заправлялись в Дудинке — последнем относительно крупном населённом пункте перед Диксоном. Там же мы договорились с компаниями, которые занимаются поставками дизельного топлива для тепловых подстанций, чтобы они зарезервировали для нас некоторый объём топлива в маленьком посёлке по пути и в самом Диксоне. Если бы заранее не позаботились об этом, то топлива там негде взять. 

65568ff7233b4239cf9e0ff723a8425d.jpg


Что больше всего запомнилось из экспедиции?

НЛО мы не видели, снежного человека не встречали. : ) Все достаточно прозаично. 


Вот так всегда! : )

Выделить что-то одно я не могу, вся история получилась запоминающейся, потому что дорога была сложной. С первого дня. Как только мы выехали из Уренгоя, начался большой «песец». Обычно он приходит постепенно, ты плавно вливаешься в процесс. А тут сразу испортилась погода, потеплело, началась метель, дороги не видно, её в принципе не было. Первый отрезок, который нам нужно было просто доскочить до места старта, мы били семь дней, это 700 км (обратно этот же участок я проехал за сутки). Я уже тогда понял, что если здесь так, то дальше вообще задница. 

Мы проваливались под лёд, был холодно, плохая видимость… Машины замерзали — перемерзало топливо и машины глохли. Наверное вот это самое страшное, потому что происходило в тундре, где до ближайшего поселка 400-500 км, и если машина заглохла и ты за час-два её не завёл, то это всё — памятник.

be9c4ef212b78256af326829034efb29.jpg


Сурово! Получается, что люди крепче машин?!

Ну, видимо! Хотя и мы болели. Я переболел, фотограф… Немного простудили лёгкие.


К сожалению, нам не удалось увидеть белых медведей, хотя очень хотелось.


А звук машин не отпугивает их?

В том числе. Но в этом году из-за странной зимы сложилась необычная ситуация на Енисее — не было открытой воды, везде стоял стабильный, хотя и тонкий, лёд. А медведи тусуются там, где открытая вода, они охотятся за нерпой. Таких открытых мест мы не проезжали, поэтому и медведей не видели. Но перед нами шла ещё одна команда, ребята-пермяки, они встали в одном месте на ремонт, заночевали, и на утро увидели следы, недалеко, но не самих медведей.


Как вас принимали местные жители, когда вы появлялись откуда не ждали?

С удивлением. Кто-то крутил пальцем у виска, когда видели, на чём мы едем, на какой резине… На Севере народ открытый и дружелюбный. У них не так много гостей бывает, поэтому они рады всем, а тем более тем, кто добрался таким необычным способом. В нашем фильме мы как-раз всё это снимали, в нём будет очень много обычных людей и они всё сами расскажут. 

45b0fa5e245acd983ea644fe7f7edd0c.jpg


Когда ждать премьеру?

Надеюсь, в начале мая выйдет первая серия у меня в блоге (на Youtube) и скорее всего будет один общий фильм про экспедицию для телевидения. 


Тебя все время тянет туда на Север. Это же уже не первая экспедиция, как минимум третья. Чем ты это объясняешь?

Да, это у меня уже третья экспедиция на Север. Во-первых, из-за удалённости и труднодоступности этих мест. Они не попсовые, там нет толп туристов, хотя в последний год народ едет туда достаточно активно. Об этих местах очень мало информации, а у меня, похоже, есть желание прикоснуться к неизведанному. И второй фактор — холод и трудности, мне нравится, когда приходится что-то преодолевать, испытывать себя и технику. 


У тебя прямо какие-то особые отношения с холодом!?

Да с холодом у меня, скажем, очень тёплые отношения. Я родился на Урале, практически всю жизнь провёл там. У нас хорошие морозы стоят зимой. Все мои попытки уехать на юг ничем не увенчались. Я некоторое время жил в Краснодаре, потом в Сочи, но там нет зимы, морозов, снега, очень жарко — меня это сильно напрягало и я вернулся на Урал.

5f505bafebd65402a341567c46aede8b.jpg


В твоих экспедициях есть своя специфика. Как ты подбираешь снаряжение?

Под каждую экспедицию, каждый формат поездки нужно подбирать своё снаряжение. Не бывает универсальных вещей и я больше скажу, они, наверное, даже в чём-то вредят. Поэтому конкретно для арктического автомобильного туризма — такую интересную формулировку я введу, нужно подбирать одежду, исходя из нескольких факторов. Во-первых, она должна быть сверхтёплой — вокруг арктическая пустыня. Во-вторых, сверхлёгкой, потому что приходится очень много двигаться — копать, тянуть, толкать, падать, где-то ложиться на снег. В-третьих, эта одежда должна быть прочной — частенько можно за что-то зацепиться и порвать одежду.


В общем-то, это классическая триада.

Ну да, просто где-то одна из этих характеристик играет чуть большую роль, где-то чуть меньшую. В автомобильном туризме они одинаково важны. 


В прошлые экспедиции ты брал более тяжелую и прочную куртку (YAMAL), в этот раз мы рискнули — решили поставить эксперимент и ты поехал в облегченной альпинистской пуховке (EVEREST). У нас были сомнения, переживет ли она соседство с автомобилем. И как?

Она офигенная! Я с неё кайфанул и всегда буду в ней ездить. Она лёгкая и относительно прочная. Было несколько моментов, когда я цеплялся за железяки и думал — всё! По факту — ни одного порыва нет.

92ab50fd5c47a85628f0db6abfcccde2.jpg


Скотч не пригодился… : )

Нет. Единственное, я её там замарал — соляркой облил, а как иначе. Но обычная химчистка все эти вопросы решает. 


Там же высокая влажность: вы всё время шли вдоль воды, фактически по воде. Любопытно, как себя вёл пух в этих условиях. Потому что основное нарекание на него — отсыревший он уже не работает. У вас таких проблем не было?

Проблемы с влажностью начинаются, когда приходит потепление. Были дни, когда мы ехали в метель в плюс шесть. Я выхожу на улицу и с меня течёт, я весь мокрый… И я не скажу, что куртка как-то иначе себя вела, пух не отсыревал, по крайней мере, я не замечал. Шапка — да, быстро мокла, лицо постоянно мокрое, и башмаки, я взял монгольские унты протестировать, они не любят такой мокрый снег — быстро отсырели и стали тяжёлыми.


Подобный автотуризм — серьёзное испытание для одежды и снаряжения из-за перепадов температуры, влажности — то ты в тёплом салоне, то на улице. Они довольно таки серьезно могут сказаться на функциональности.

В этом-то как-раз и вся сложность. Если ты где-то на горе, там всегда холодно, да, ветер, мороз, но у тебя стабильная температура, только в палатке она может чуть-чуть повышаться. А здесь — постоянная смена, нет такого, что ты сутки едешь в машине и не выходишь. А если метель, то выходишь каждые 5-10 минут: стекло лепит, его надо очищать, машину толкать, если сильно застрял, а то и копать — уже где-то час на улице с лопатой. Очень сильно потеешь, а раздеться не можешь, потому что дует сильный ветер — снимешь пуховку и тепло моментально выдует. Видимо, так мы и простыли в один из дней.

ab1efd66eae4e2d505926e90db8b3f94.jpg

Как итог. С пуховкой было всё отлично. С обувью я пока не до конца нашел идеальную схему. Не хватало тёплых штанов, у меня же есть басковский полукомбинезон (TAGANAY), но я его не взял. До этого два года возил, но не надевал ни разу, не было такой необходимости — были морозы, но не было сильных метелей. А в этот раз наоборот — сильные метели, и в паре мест его не хватало.


Теперь ты такую ошибку не повторишь!

Теперь-то точно возьму!



Экипировка от BASK


 


Экипировка и снаряжение
Термобелье фуфайка BASK RICHMOND JKT V2 1453V2
BASK RICHMOND JKT V2
Термобелье фуфайка
5 700
Куртка мужская пуховая BASK YAMAL 3772
BASK YAMAL
Куртка мужская пуховая
39 800
Куртка мужская пуховая BASK EVEREST V2 3805A
BASK EVEREST V2
Куртка мужская пуховая
34 500
Куртка мужская пуховая BASK CHAMONIX LIGHT MJ 3679
BASK CHAMONIX LIGHT MJ
Куртка мужская пуховая
15 800
Полукомбинезон мужской пуховый BASK TAGANAY 3777
BASK TAGANAY
Полукомбинезон мужской пуховый
19 500
Шапка утепленная BASK ARCTIC HAT 1200
BASK ARCTIC HAT
Шапка утепленная
3 100