Все публикации

«Первооткрыватели наших дней». Интервью с трэвел-фотографом Даниилом Коржоновым

Даниил Коржонов — фотограф и путешественник. Он больше известен за рубежом, чем у нас. Хотя именно Даниил открыл широкой публике красоту Байкала и его теперь уже визитную карточку — "космический" лёд.

4901


Даниил Коржонов. Гренландия

Как получилось, что физик из МФТИ стал трэвел-фотографом?

По отношению к жизни я остался физиком. Всё просто, на физтехе была горная секция, я стал ходить в горы и сильно увлёкся ими. Я начал заниматься в секции на первом курсе, а с третьего уже сам водил в горы студентов, тренировал. В основном это были походы 1-2 категории, только один раз я был руководителем в тройке. Всё это простые походы, и я поймал себя на мысли, что в сложные я и не хочу. Мне нравилась красота гор, а не сложность. Я хотел, чтобы группа стояла у красивого озера с классным видом, и чтобы я мог поснимать там на рассвете.

Туризм с эстетическим уклоном.

Именно. Я всегда брал камеру в походы и всегда шёл самым последним среди участников. Приходилось постоянно догонять группу. Это очень тяжело! Мало того, что ты несёшь на себе снаряжение, своё и общественное, камеру с объективами, так ещё и бегать приходится. Ночёвки выбирали руководители, и всегда в каких-то совершенно непонятных местах.

И ты решил взять дело в свои руки?

Да. Я решил организовывать всё так, чтобы люди увидели всё красоту места. И это переросло в мой турбизнес сегодня: я вожу фотографов и делаю практически всё то же самое, что делал со студентами.

Стоп. А где во всём этом физика? Что же такое быть физиком по жизни?

Физика проявляется в организации своего времени, в отношении ко всему. Эти физтеховские дела, когда надо сдать сессию, освоив невероятное количество информации в короткий срок… Волей-неволей начнёшь оптимально планировать свою работу. Физик — это склад ума, ну не может он просто выполнять какую-то команду, ему нужно осмыслить задачу в целом и решить её. Я люблю шутить, что сейчас делаю практически тоже самое, что делал на физтехе — решаю задачи. Организация, логистика, работа с командой… Интересно, когда мозги работают! Не могу делать тупую работу, каждый день одно и тоже. Я и когда учился, мог куда-то уехать, не сказав руководителю, сменить обстановку. Я ужасный работник!

Разгильдяй!

Точно! Разгильдяйство, в хорошем смысле слова, приводит к нестандартным и творческим работам. У меня много друзей с физтеха, которые рисуют, играют на музыкальных инструментах. Физик — это человек, который мыслит и мыслит нестандартно. Нас так учили.

Возможно, именно поэтому я сейчас занимаюсь фотографией, а не сижу в офисе. Родители и друзья говорили мне, что фотографией и путешествиями нельзя, невозможно жить, что это смешно… Но я упорствовал.

Когда увлечение стало бизнесом?

Момента не было. Шаг за шагом. Не так, чтобы хобби закончилось и начался бизнес. Я до сих пор путешествую и фотографирую в свое удовольствие.

Я никогда бы не согласился по пять дней в неделю работать на дядю. Никогда. Поэтому многому приходилось говорить нет. Важно уметь говорить нет. Меня приглашали в бизнес, я находил инвесторов под свои проекты, казалось, потерпи, перешагни через себя и вот он долгожданный достаток. Но я говорил нет, шёл в горы и там «мучился» под рюкзаком за свои же деньги.

Есть расхожее мнение, что когда хобби превращается в работу, всё — хобби конец.

Я тоже так думаю. Поэтому я сам с собой договорился так: если то, что я сейчас делаю, станет мне в тягость, станет работой, то я займусь чем-нибудь ещё.

И хотя я фотографирую с 16 лет, и мой турбизнес существует уже семь лет, из них четыре года это партнерство с крупной организацией с офисом в Исландии, мне эта работа всё ещё приносит радость.

Сколько стран в год у тебя получается объехать?

Я не считаю страны.

Хорошо, по местам?

Очень по-разному. Я объясню, почему мне трудно сказать. Например, один год я посвятил Гренландии, провёл там большую часть времени. Так же было с Норвегией. У меня нет задачи посетить как можно больше стран. Когда ты добиваешься серьёзного результата в какой-то стране или в какой-то местности, то твоё имя начинают ассоциировать с этим местом и появляется возможность сделать из этого какие-то продукты. Поэтому мне важно и интересно закончить фото-проект, и это занимает всё моё время.

Что ты подразумеваешь под проектом?

Тут всё как в физике, к примеру, как в подготовке диссертации. Сначала ты собираешь материал о новизне того, что ты делаешь. Если ты просто кого-то копируешь, то твоя работа никому не будет нужна, ни тебе, ни научному миру. Тоже самое с фотографией, если ты пытаешься повторять, то ничего нового не получишь, это пустое.

А значит нужно искать своё, в моём случае — новые интересные места. Я понимаю, что из вот этого места нет фотографий и репортажей, значит нужно ехать именно туда. Причём это длительное планирование на год, два вперёд — целая стратегия, чтобы поймать правильный сезон, какие-то особые вещи. Сезон туманов, сезон осенней листвы или цветения. Потом ты начинаешь выполнять план, работаешь над ним, иногда с первого раза не получается осуществить задуманное, поймать момент, значит надо ехать ещё раз.

Настоящая работа!

Один кадр на Лофотенских островах я снимал четыре года. У меня была идеальная картинка в голове, чтобы со со снегом, с северным сиянием, с приливной волной…

Вышло?

Почти, северного сияния я так и не поймал. Потом в том месте поставили знак «Проход воспрещен», потому что куча фотографов стали приезжать туда и снимать тоже самое. Это неизбежно. Когда ты сделаешь что-то новое, за тобой пойдет толпа и уже на второй-третий год не имеет смысла говорить, что где-то ты был первым.


То самое фото. Лофотенские острова. Даниил Коржонов

Итак, рецепт классной фотографии.

Многие про меня думают — парень просто умеет обрабатывать фотографии, поэтому у него успех. На самом деле это не так. Должна быть идея. Что-то новое. Сейчас каждый путешественник — фотограф: все со смартфонами, многие с более серьёзными камерами. Приехал, нажал на кнопку. Что там!

Как я и говорил, нужно мыслить проектами, они не обязательно должны быть дорогими, в далёкой местности, такой как Гренландия или Антарктида. В России полно интересных, заповедных мест.

Уже на месте нужно поймать необычные условия по свету, по композиции. Какие-то туманы, интересные драматичные моменты перед бурей.

Получается, что самое главное качество фотографа, это умение выжидать, наблюдать и выжидать.

Абсолютно точно!

Хорошо, ты снял идеальное фото, сделал целый репортаж. Что дальше?

Ты закончил проект, наснимал красоты. Надо публиковать. Где? В журналах, в соцсетях, организовать выставку — много чего можно сделать. Если тебе удалось привлечь внимание к своим работам, то можно попробовать создать продукт. Это может быть тур. И не только. Можно найти партнеров, например, министерство туризма этой страны, выпустить книги, альбомы, статьи.

Продвижение — важная задача. Задача маркетинга. Сегодня маркетинг выходит на первый план, мало быть отличным фотографом. Хороший пример — американец Peter Lik, он делает неплохие фотографии, но не прямо топовые. Но он гениальный маркетолог, он наплодил магазинов в Штатах и далеко не бедствует.

Я же никогда этим специально не занимался: не то, чтобы я взял фотоаппарат в руки и стал думать, что через семь лет у меня будет бизнес. Я не думал, что буду ездить в Гренландию или в Антарктиду каждый год. Мысли не было, что я всё это превращу в бизнес, в деньги. Для меня самым важным было и остаётся: путешествия, фотография, вдохновление людей — это то, что меня двигает.

Маркетинг маркетингом, но без везения тут не обойтись?

Везение, по-любому, необходимо. Оказаться в нужное время, в нужном месте.

Но… Вот я сфотографировал красивенную луну, над прекрасным айсбергом, с алыми парусами на его фоне, и народ пишет: «OMG, ты такой везунчик. Тебе так повезло это увидеть!» Да, конечно, повезло. Год назад я залез в PhotoPills и посмотрел, где заходит луна в этом регионе и в какой день она восходит. Приготовился к этому моменту за неделю: мы пришли на лодке и исследовали все айсберги, нашли самый лучший айсберг, уточнили по карте, что именно там будет восходить луна. Потом пришли туда, ждали, мёрзли, пытались как-то зафиксировать лодку, она постоянно дрейфовала… И сняли этот кадр. Вот как нам повезло!

@danielkordan

Ты везунчик!

За этим везением стоит куча планирования, но оно не видно посторонним, и людям кажется, что мне повезло.

Весь мир изучен вдоль и поперек? Где найти эти заветные места? Твоё любимое место?

Гренландия. Там не то что фотографий нет, даже официальные карты с ошибками. Можно с навигационной картой стоять на куске земли.

То-есть ты первооткрыватель на современный лад?

В плане географии там, конечно, всё исследовано, но для фотографа — полно белых пятен. А ещё там очень интересно. В Гренландии есть всё: ледники, горы, северное сияние, животный мир, потрясающие айсберги. Казалось бы, приезжаешь туда постоянно… а она всё время разная. И погода там не даёт расслабиться. Особенно в горах. Не то, чтобы ты приехал и сразу всё снял. Сначала нужно пострадать от дождя, от холода, от ветра — чуть-чуть помучаться. Это тоже добавляет такой остроты ощущений.

Ага! Так вот что требуется.

Конечно. Вызов необходим!

А кроме Гренландии?

Обожаю Антарктиду. Можно подумать, что Антарктида малодоступное место, но это не так — там бывает очень много круизов. Как выглядит обычный круиз? Ты долго плывешь на корабле, потом тебя высаживают на часик на берег, чтобы ты побродил, с пингвинами поздоровался, и обратно на корабль. Мне же хотелось попасть в Антарктиду какими-то необычным способом, чтобы побольше времени провести там.

В первый раз я достиг берегов Антарктиды на яхте «Петр I», на ней же я изучал Гренландию. В сентябре я сказал команде «пока» на севере, а в декабре мы снова встретились в Ушуайе. Капитан яхты — Даниил Гаврилов, с командой за это время перегнали её на другой конец Земли. В общем, в таком формате мы могли сколько угодно времени проводить на берегу, наблюдая за животными. Антарктида — это мир ненапуганных человеком животных.

Да там же одни льды!

Нет. Там всё кишит животными. Их столько! Не так много осталось мест на Земле, где дикие животные сами подходят к тебе. В Антарктиде ясно понимаешь, что мы что-то не то натворили: обычно в других местах животные бегут прочь, заметив человека, а там пингвины окружают тебя, щупают, трогают, смотрят — кто такой, что пришел. Киты выглядывают из воды. Они прямо вокруг лодки кружат, интересуются. Животные очень любопытны! Там я осознал, что мы можем жить в гармонии с животными. И это удивительно и непривычно.

У тебя на фотографиях очень много гор!

Да. Горы — всегда вызов фотографу, там всегда необычные условия для фотографии. Бывает придёт океан облаков, а ты над ним. Или туман… Дождь. Обалденные закаты и рассветы. У нас на равнине в нашем Подмосковье погода очень спокойная, нет сильных бурь, частых смен погоды, а для фотографии крайне важно поймать природу на грани изменений. В горах можно запросто попасть на бомбические условия.

А ещё я люблю море. Во второй раз я ходил в Антарктиду на барке «Европа». Все, кто там бывает, особенно боятся пролива Дрейка. А я люблю шторм!Идёшь по проливу за штурвалом, через тебя хлещут волны, каждые две минуты срывает и ты повисаешь на страховке. Ползком возвращаешься к штурвалу, с трудом хватаешься за него. Корабль бросает из стороны в сторону. Жуть, а ты — ловишь кайф! Когда все вокруг ревёт и бушует — вот это интересно. А когда спокойно идёшь на моторе — скучно.

А он мятежный ищет бури… Есть любимые места здесь у нас на Среднерусской равнине?

Конечно, это родные края — Шатура. Мещерский край очень красивое место. Цепи озер, берёзовые леса, торфяники, лодочки под деревьями. Особенно необычно там зимой. В Шатуре стоит тепловая ГРЭС и воду из озёра используют для охлаждения турбин, тёплая вода в озере парит и поэтому всё вокруг в инее — «настоящая» русская сказка. Именно там я начал фотографировать, оттуда любовь к природе и путешествиям. Хотелось поделиться красотой с людьми.

Хорошо, перейдём от мест к людям. Фотографы, на которых ты равняешься? Есть такие?

Да, конечно. Они мне уже скорее друзья. Мы постоянно сталкиваемся в самых неожиданных и интересных местах. Стоишь на вершине горы в совершенно дикой Патагонии, в темноте, и тут к тебе подходит человек и говорит: «Привет, Даниил!»

Их много. Мой партнер по бизнесу Юра Белегурский, он изначально из Молдавии, но сейчас много лет живёт в Исландии, у него там крупнейший бизнес по фото-турам. Marс Adamus из Штатов. Albert Dros из Амстердама. Итальянцы Marco Grassi и Enrico Fossati. Raymond Hoffmann. Max Rive делает классные горные фотографии.

Есть какая-то черта, которая объединяет их?

Они очень разные. Безумные ребята… Для них самое важное это что-то открыть, куда-то залезть — шило в одном месте. Вот это их и объединяет.

Напоследок, что самое главное в снаряжении для фотографа?

Оно ничем особенным не отличается от обычного туристического, за одним исключением, нет, двумя. Фотографу важно найти хороший фото-рюкзак. Чтобы было удобно носить всю эту тяжесть. И хорошие перчатки или варежки с возможностью «открыть» пальцы.

Всё снаряжение, конечно, должно быть надёжным и функциональным. BASK меня вполне устраивает!

Беседовала Анна Иванова