Все публикации

Экспедиция «ТИКСИ 2024» при поддержке БАСК успешно завершена

Люди Севера – ее главный акцент и ценность

1311

Стартовавшая в конце февраля в Якутске экспедиция R89 «ТИКСИ – Арктика» завершена. За спиной – маршрут Трасса «Колыма» – зимник Яна – р. Нельгесе – Томтор (Борулах) – Батагай – Верхноянск – Усть-Куйга – город-призрак Северный – зимник Булун – р.Омолой – Тикси – Якутск. Общий пробег – 4300 км, 2390 км – в одну сторону, из которых – 500 км по трассе «Колыма», 1725 км по зимнику, 160 км по целине.

Четыре автомобильных экипажа. Две недели Арктики. За бортом – до -60°С, «спонсор тепла» – BASK, который выступил партнером по экипировке.

 2893d016c8e16fbfa6ecdae8a15fa83c.jpg

Идея экстремальной арктической экспедиции пришла в голову Павлу Коноплеву (R89: Бесконечная Россия) и блогеру-автопутешественнику Дмитрию Полудину. Целью проекта сделали «популяризацию маршрутов в труднодоступных и отдалённых районах Якутии». По результатам планируют подготовить цикл документально-приключенческих фильмов о прохождении маршрута, особенностях национальной культуры, промысла и быта, об уникальных достопримечательностях и явлениях данного региона. Авторы подчеркивают: задача фильма – максимально ярко, нетривиально и современно показать, что такое зимняя Якутия. «Природа и культура этих мест уникальна и заповедна, однако широко не известна и, в определённой степени, недостижима. Мы поставили перед собой задачу: подсветить все тонкости жизни и быта местного населения, погрузиться в их культуру и показать, что богатство этих мест превышает их труднодоступность и удаленность», – рассказывает Павел. А в фокусе – люди. «Нам удалось познакомиться и пообщаться с уникальными людьми, чей вклад в развитие арктических районов Якутии неоценим, а их любовь к своей Родине искренна и безгранична. Люди Севера – главный акцент и ценность нашей экспедиции», – подчеркивают путешественники.

 dbb5d075862f1d3b2cee879649ba6f28.jpg

«Сама по себе экспедиция – вызов. Нам предстоит не просто преодолеть этот маршрут на автомобилях, но и ночевать в палатках при экстремальных температурах», – делился планами Павел на этапе подготовки. К такому вызову, конечно, нужно готовиться, будучи уверенным в защите от холода. Такой защитой стали куртки Taimyr V4шапки Vertex Neo для защиты от ветра и морозного воздуха и Oymyakon с опушкой из натурального меха, которая усиливает защиту лица от ветра и снежной крупы, рукавицы India V2 – для предотвращения обморожения рук при работах на открытом воздухе.

 

Пока шла экспедиция, мы волновались, – по пути следования преимущественно у участников не было интернета, и отправлять новости в режиме реального времени не представлялось возможным. По возвращении ребята первым делом прислали короткое сообщение: «Организационная группа максимально довольна предоставленной экипировкой, одежда реально тёплая и сохраняет тепло при любом ветре и в любой температуре». Принято! «От себя лично хочу добавить, – написал тогда Павел Коноплев. –Оказалось, что бренд вашей одежды очень популярен в Якутии, даже в самых отделенных местах мы встречали людей в вашей экипировке из серии “За Полярным кругом”». Знаем и очень горды доверием!

 8dc845b52825ea1895653da0aaaf2a79.jpg

Сейчас ребята на базе, делятся впечатлениями и фотографиями. С их разрешения рассказываем: как это было, – «Экспедиция R89 ТИКСИ – Арктика» – глазами очевидца.

 

«Экспедиция "R89 ТИКСИ — Арктика” успешно завершена. За две недели было пройдено около 4300 километров зимников Якутии, из них около 700 километров – по замёрзшим рекам и 450 километров по акватории Северного-Ледовитого океана – морю Лаптевых. Был пройден зимник Яна от своротки с трассы “Колыма” до нежилого поселка Северный, и зимник Булун от поселка Северный до пгт Тикси. Экспедиция на четырех автомобилях успешно прошла маршрут, преодолела множество трудностей и преград, стала свидетелем уникальных и очень редких арктических явлений, а также провела разведку и открыла для путешествий новый арктический зимник Прогноз.

 c6ea0fbd26c96a5088634e0e570ac7ba.jpg

В рамках нашего проекта мы плотно взаимодействовали с ГАУ РС(Я) “Агентство развития туризма и территориального маркетинга” и Министерством по развитию Арктики и делам народов Севера РС(Я). Благодаря этому взаимодействию, нам удалось познакомиться и пообщаться с уникальными людьми, чей вклад в развитие арктических районов Якутии неоценим, а их любовь к своей Родине искренна и безгранична. Люди Севера – главный акцент и ценность нашей экспедиции. Но и природа – безмолвная и безграничная природа Крайнего Севера, холодная и суровая. Зимой здесь нет ярких красок, превалирующий градиент цветов зажат в узком спектре между белым и темно-синим, и лишь изредка на закатах и рассветах окружающая бесконечность окрашивается в ярко оранжевые, фиолетовые и даже красные оттенки.

 654f9e064a506c4d05e01b1e90989253.jpg

ЯВЛЕНИЯ

Природа Севера – диковинна, девственна и разнообразна. Нам, “приехавшим с материка” – всё окружающее, так или иначе, в новинку. Здесь другие деревья, другие формы рельефа. Здесь даже горы, зачастую, иные – голые и округлые.

Но укрепляет и сковывает всю эту природную уникальность мороз. Настоящий, якутский, проницательный МОРОЗ! Он украшает горы и деревья густым инеем. Да что там, даже сугробы на перевалах покрыты инеем! Мороз – автор и творец этой природы. Редкое оптическое явление “гало” в этих местах редким не является. Из-за мороза вся окружающая атмосфера пронизана мелкими кристалликами льда, из-за которых, вследствие преломления солнечного света, вокруг солнца образуется светящееся кольцо. Мороз – это та изюминка и романтика, ради которой здесь стоит побывать, даже если вы испытываете исключительную неприязнь к холоду.

 e131dd793c4e19838659b694b4c7bab0.jpg

И вот одно из самых чудесных морозных явлений, оставивших неизгладимое впечатление: утро третьего дня нашей экспедиции, зимник Яна, время 5:30 утра. Была полевая стоянка на реке Нельгесе близ пикета Чолбон. Казалось бы, обычное утро. В машине тепло, все хорошо выспались, и, как говорится, "ничего не предвещало". Окинул взглядом нашу стоянку, – все как обычно. От каждого автомобиля – густой шлейф выхлопных газов, – мороз украшает даже их.

Я не спешил выходить из автомобиля, но мой напарник моих взглядов не разделял и открыл дверь. Тут-то все и прояснилось: в тёплую машину, словно раскаленный нож в масло, залетел стойкий и проницательный холод. Даже в спальнике с обогревом он пронизывал до костей. Это было невыносимо холодное утро. На улице спасало только одно: наша теплая экипировка BASK. Без прикрас: выходя из машины и накидывая куртку, создается ощущение, что опять оказался в теплой машине.

Впоследствии выяснилось, что все жидкости в салоне автомобиля превратились в лед, тепла от печки хватало только для переднего ряда сидений, где мы и спали. Все, что находилось позади, встало колом.

Этим же утром нам пришлось заливать топливо из канистр, а это, без малого, – пятнадцатиминутная процедура. На термометре – -51°С, руки задубели насмерть. Позже мы узнали, что река Нельгесе – одно из самых холодных мест во всей Якутии. Даже Полюс холода Верхоянск, – и тот проигрывает по температурным показателям. Данная информация получена непосредственно от работников метеостанции Верхоянск, где официально была зафиксирована самая холодная температура в Северном полушарии.

 213a78ea73f3e28f7357409a3689b15a.jpg

И, казалось бы, что же чудесного и удивительного в этом жутко холодном утре? Рассвет! Едва мы выехали из лагеря, где-то за линией горизонта появилось тусклое, пастельно-оранжевое зарево. Мы двигались противоположно рассвету, и эта обратная сторона горизонта явила нашему взору то, что никто из состава нашей экспедиции ранее не видел – буйство красок и невообразимый градиент редких фиолетовых оттенков. Участниками нашей экспедиции было встречено множество рассветов и закатов, но таких не видел никто! Теперь минус 51 ассоциируется у нас в первую очередь не с экстремальным холодом, а с безусловно красивым рассветом на фоне редких и скудных пейзажей лесотундры. И, как полагается говорить в такой ситуации: “необходимо отметить, – камера не передает…”

 

ПРЕОДОЛЕНИЕ

Один из главных аспектов нашей экспедиции – преодоление. Преодоление маршрута, мороза, условий существования и, главное, преодоление себя. Будем откровенны: не каждый рискнет отправить в места, где цивилизация может не встречаться на протяжении 600 километров. Там нет даже ее отголосков, дорога, и та – исключительно зимняя и условно-проходимая. Только ты, твоя машина и изредка попадающиеся отважные якутские дальнобойщики.

41a784bcd8384435fad94836e3112614.jpg

Но и попутный или встречный транспорт попадается не всегда. Был отрезок, который мы проходили семь часов, за которые не встретили ни одной живой души. Вокруг нас были лишь бескрайние арктические пустыни, направление и не чищенный после пурги зимник Булун до Тикси. Какого это, –  отправиться в места, где заведомо известно: любая ошибка или неполадка с автомобилем фатальна? Когда планируешь такую экспедицию, волей-неволей начинаешь просчитывать риски, взвешивать “за” и “против”, бороться с предрассудками и фантазировать, как можно выкарабкаться из той или иной критической ситуации.

На деле все гораздо проще. Проще – со слаженной командой, с друзьями, цель которых не только дойти до финальной точки, но и дотащить туда ближнего, во что бы то ни стало. Проще – с соответствующей экипировкой, в которой не страшно выйти на улицу в ветер и -45°С. Проще – с надежным автомобилем, который везет тебя туда, где не бывало 99% населения страны. Такие экспедиции – история про преодоление. Преодоление, как твое личное, так и командное.

 ab66b6190151a835bcf4de3e1d36619f.jpg

МЕСТА

Первая достопримечательность на нашем пути – Верхоянский хребет. Когда речь идет про Арктику, зимники, Крайний Север, в ассоциативном ряду всплывает всякое: мороз, тундра, обилие снега, скудные пейзажи. Но чтобы горы… Горы являются неотъемлемой частью этого участка Арктики, –  они начинаются с первого километра зимника и не заканчиваются вплоть до побережья моря Лаптевых. И эти горы уникальны. Россия изобилует горами совершенно разных и причудливых форм – от остроконечных вершин Кавказа до причудливых и резких скал природного парка Ергаки. И Верхоянский хребет выделяется на фоне всех остальных горных систем нашей необъятной, это – гладкие, голые, округлые и бесконечные вершины. Некий природный паттерн, олицетворяющий исключительный облик морозной Якутии.

 5b2395f64d01473d1fe81c3531d64c6b.jpg

Замерзшие реки. Вот представьте: летом вы приехали на горную речку, разбили лагерь, устроили пикник и любуетесь на резкие и скалистые утесы береговой линии. Шум реки, перекаты порогов и треск костра – настоящая таежная романтика! А зимой по этой самой романтике организована настоящая арктическая магистраль, и, вместо журчащей воды и бурного течения, по ней курсируют многотонные грузовики. Ничего себе контраст, не правда ли? Таковы реалии Крайнего Севера.

И даже в этих реалиях не все так просто. Вода в этих реках промерзает практически до дна, а лед способен выдержать вес многотонного грузовика. Днем за бортом -40°С, ночью -50°С … И вот, откуда ни возьмись, в такую стужу на реке появляется вода. Откуда?! Река, хоть и замерзшая, все равно подпитывается грунтовыми водами и подземными источниками. В результате чего образуется избыточное давление, и не успевшая замерзнуть, защищенная от холода под толщей льда вода начинает искать себе дорогу наружу, выдавливая и ломая лед. Проезжающие грузовики ей в этом помогают, образуются трещины. Это явление называется наледь – бич и страх арктических дальнобойщиков. Провалиться в наледь, значит – вмерзнуть в лёд, что чревато, в лучшем случае, поломками от застывшей воды на подвеске автомобиля, в худшем – потерей транспорта и груза.

 f849dcc43f22bd485f36b5be6bb7b73b.jpg

Полярный круг. Пересечение Полярного круга – официальный переход нашей экспедиции в статус "арктической". И тут еще одна аномалия. Утром мы выезжали с реки Нельгесе (тем самым, самым холодным утром нашего путешествия). Это происходит до пересечения Полярного круга. Спустя несколько часов мы пересекли границу заполярья, и на термометре было всего -20°С! И чем дальше мы уходили в Арктику в этот день, тем теплее становился воздух. Рекорд дня – -15°С, – некоторая отдушина на фоне двух предыдущих дней экстремальных морозов. Однако уже этой ночью температура вновь пробила отметку ниже -40°С.

Сам формат природы за Полярным кругом меняется постепенно. Даже на удалении 600 километров от него нас все равно сопровождал густой таежный лес, разве что размер деревьев поменялся: они стали немного ниже.

 c73ff312813a53923a950c2f3a1b8ed8.jpg

Батагайский кратер – одна из самых уникальных достопримечательностей Якутии. Эта термокарстовая впадина близ поселка Батагай является самым большим кратером вечной мерзлоты в мире. Суть явления такова: растаявшая вечная мерзлота провалилась, образовав кратер длиной один километр и глубиной 100 метров. Кратер с каждым годом расширяется: края впадины тают и создают оползни, тем самым увеличивая площадь провала на 10-15 метров в год. Промерзшая почва здесь наполовину состоит из льда, который тает в летнее время. Батагайский кратер очень интересен с научной точки зрения: его изучение позволяет получить представление о климате за 200 тысяч лет. На территории провала были обнаружены уникальные, хорошо сохранившиеся останки животных – мамонтов, овцебыков, бизонов, лошадей возрастом в несколько тысяч лет.

b97fcf817839a8f038726bdcf561385f.jpg

Участники нашей экспедиции стали одними из немногих, кому удалось увидеть кратер в зимнее время, хоть и издалека. Явление потрясающее: образовавшаяся воронка посреди поляны ровного леса поражает воображение. Еще больше поразило общение с человеком, открывшим этот кратер, – с Эрэлом Стручковым. Эрэл поведал нам хронологию образования кратера, рассказал о научных достижениях, полученных благодаря изучению данного явления, показал фотографии экспонатов, найденных на территории провала. Наш собеседник принимал непосредственное участие в поисках, полное интервью с ним можно будет увидеть в нашем фильме, который будет создан по итогам путешествия.

 6f4d2d78660fe0e5f010133c4a1019ae.jpg

Одна из ключевых точек нашей экспедиции – город Верхоянск, место, где официально была зарегистрирована самая низкая температура в Северном полушарии. 15 января 1885 года С. Ф. Ковалик зафиксировал здесь −67,8°C, и эта температура в Северном Полушарии остаётся рекордной и поныне.

Мы побывали на той самой метеостанции, где была зафиксирована рекордная температура, и пообщались с ее работниками. Оказалось, что температура на момент нашего посещения не является рекордом, и составляла всего лишь -42°С. На фоне всего пережитого мороза, эта отметка для нас не являлась чем-то сверхъестественностям, скорее – обыденность, ведь мы фиксировали ее каждый день на протяжении уже четырех суток. Ну и опять же: свою, самую непосредственную, решающую роль в комфортном испытании такими температурами сыграла наша экипировка.

02d353523569c6741d3974ef90167c03.jpg

Однако меня в этой метеостанции удивило нечто иное. Верхоянск – не только официальный полюс холода в Северном полушарии. Это место – двойной рекордсмен: здесь был зафиксирован как абсолютный минимум температуры в Арктике, так и абсолютный ее плюс – +38°С 20 июня 2020 года. ШОК! Для сравнения: самое теплое место в России – поселок Утта в Калмыкии, где рекордная температура воздуха достигла +45,4°С. Температурная разница между самым холодным местом в мире, где проживает постоянное население, и самым теплым местом в России, таким образом, составила всего лишь 7,4 градуса».

 

Поздравляем команду с успешным завершением проекта! 

Ждем продолжения рассказа – в большом фильме, посвященном экспедиции, на каналах Бесконечная Россия и Автопутешествия.  

 

 

 

Благодарим Павла Коноплева за, ни с чем не сравнимые, арктические эмоции, подробный рассказ и предоставленный фотоотчет.

Благодарим ТГ-канал https://t.me/dmitriypoludin за возможность получать новости с маршрута   

Благодарим всех участников за конструктивную обратную связь по использованию теплой одежды BASK в экстремальных условиях.