Полагаясь только на себя и подготовленность к разного рода неприятностям.
Об этом экстремальном путешествии команды во главе с Павлом Коноплевым (R89: Бесконечная Россия) и блогером Дмитрием Полудиным мы начали рассказывать некоторое время назад.
Эту экспедицию мы поддержали теплой одеждой и следили за нечастными новостями с ее морозного маршрута Трасса «Колыма» – зимник Яна – р. Нельгесе – Томтор (Борулах) – Батагай – Верхноянск – Усть-Куйга – город-призрак Северный – зимник Булун – р.Омолой – Тикси – Якутск.
Участники этой экспедиция могли не встретить ни единой живой души (встречный и попутный автотранспорт – в счет) на протяжении сотен километров. В минус 40°С. Этому экстремальному путешествию посвятят цикл документально-приключенческих фильмов, который, безусловно, соберет большое количество просмотров.
Этот проект сам Павел характеризует так: «Один из главных его аспектов – преодоление. Преодоление маршрута, мороза, условий существования и, главное, преодоление себя». И мы продолжаем «проживать» те самые эмоции в захватывающем рассказе организатора и непосредственного участника экспедиции.
Для тех, кто любит почитать («кто читает, тот мыслит», В.Гюго) – R89 «ТИКСИ – Арктика» глазами очевидца, часть вторая.
ВЕРХОЯНСК
«Зимниками Якутии мы пересекли полярный круг и оказались на полюсе холода, в Верхоянске, где была зафиксирована самая низкая температура в Северном полушарии.
В Верхоянске проживает всего около 800 человек, и это – город! Единственный город в этой части Якутии, где даже административные центры улусов (районов) с бОльшей численностью населения, носят статус посёлков городского типа.
Такое положение дел обусловлено историей: отсюда начиналось освоение и развитие этого района Якутии. Поселок городского типа Батагай, нынешний административный центр Верхоянского улуса, был основан лишь в 1939 году, в то время как история Верхоянска начинается аж с 1638 года, когда здесь впервые был установлен казачий острог. Верхоянск был крупным экономическим и логистическим центром, и нынешний статус города — это дань истории, и местные жители каждый раз в разговоре с гордостью подчеркивают этот факт.
По своему облику Верхоянск, конечно, больше походит на посёлок, – здесь практически не встречается капитальная многоэтажная застройка. Однако, город активно развивается, здесь оборудовано современное общественное пространство, парк, ухоженные улочки со светодиодным освещением, памятники, построены новая школа, спортзал, многоэтажный дом, музей, церковь. Здесь есть даже своя солнечная электростанция!
По всему видно, что Верхоянск – добротный, яркий и современный город. По правде говоря, такой контраст режет глаз на фоне удаленности от цивилизации.
Мы посетили музей Верхоянска, это – удивительное место! Экспозиция обширна, – здесь можно наблюдать все исторические этапы в хронологии: от тех времен, когда здесь ещё даже мамонтов не было, и заканчивая временами казачьего острога и советским периодом. Самый большой зал отведен под археологические находки, в том числе, обнаруженные в Батагайском кратере, о котором мы писали в предыдущей статье. Видно, что музей сделан с душой: он лишён помпезности, к которой мы привыкли, посещая аналогичные музеи в Центральной России. Здесь все самобытно, уютно и колоритно, а большинство экспонатов, в том числе, археологических, можно потрогать руками, прикоснувшись к истории. Отдельного внимания заслуживает коллекция чучел: музей не упустил ни одного вида зверя или птицы, – абсолютно всё разнообразите верхоянской фауны здесь представлено. Полное погружение!
В Администрации Верхоянска мы поделились своими впечатлениями, а также узнали много интересного о современном положении города (вкратце – он развивается). Не обошли вниманием и новую школу Верхоянска, – пообщались со школьниками, рассказали о нашем проекте, поделились своим опытом, а также провели небольшую лекцию, посвященную патриотизму и любви к Родине.
Верхоянск оставил наиболее яркие и позитивные эмоции после себя. Каждый из тех, с кем нам довелось пообщаться, – по-настоящему искренний, яркий и любящий свой край человек. Каждый из них самоотверженно и трепетно работает над тем, чтобы сделать свою Родину лучше. На таких людях держится страна, и это – правда».
ЭСЭ-ХАЙЯ
«Крайний Север – это не только про природные достопримечательности. Не меньший интерес представляет его инфраструктура – современная, или же заброшенная… Именно таким является оловянный комбинат времен ГУЛАГ в поселке Эсэ-Хайя недалеко от Верхоянска. Монументальное железобетонное сооружение расположилось у подножья горы и хорошо заметно с трассы. И это была только часть производства, – непосредственно ГОК, – в то время, как добыча велась в разных местах района. Месторождение начало функционировать в 1938 году, а в 1974 иссякло и было закрыто. Именно этот мощный производственный кластер дал начало промышленному развитию этого района Якутии: здесь появилось много поселков, дорог и прочей гражданской инфраструктуры. В какой-то момент фабрика Эсэ-Хайя даже стала лидером России в оловянной отрасли.
Подход к комбинату завален снегом, и пришлось самим протаптывать себе дорогу. Как внутри, так и снаружи комбинат выглядит скромно и монументально одновременно. Все что можно было растащить, уже растащили, осталось только крупное производственное оборудование, а также лифты, по которым руда поднималась наверх из недр земли. Стволы шахт и сами шахты законсервированы.
Верхоянский улус, как вы поняли, наиболее богат на самые разнообразные достопримечательности. Здесь и природные аномалии, и древнейшие археологические находки, и самая большая в мире термокарстовая впадина, и мощное наследие советской индустриализации…
Но отправимся дальше! Впереди нас ждет самый продолжительный участок зимника по реке – около 350 километров по реке Яна».
ЗИМНИК «ЯНА»
«Участок зимника Батагай-Усть-Куйга практически полностью проходит по замерзшему руслу Яны – крупной судоходной реки Якутии и родоначальницы множества названий географических объектов этой местности. Движение по такому зимнику – одно удовольствие. В отличие от двух предыдущих дней дороги до Верхоянска, где зимник проходил по, так называемой, болотистой «кочке» и прочей пересеченной местности, езда по замёрзшей реке – благодать. Сам зимник очень красивый: на своем пути Яна регулярно врезается в мощные скалистые утесы, петляет, огибает их и стремится прямиком на север – к Северному Ледовитому океану.
Сегодня мы доехали до Усть-Куйги – небольшого рабочего поселка, который находится на пересечении логистических путей и претендует на роль очень мощного производственного кластера. В скором времени здесь будет построена АЭС – уже четвертая в России за полярным кругом, и вторая – на вечной мерзлоте».
КОВАРСТВО ЯКУТСКОЙ АРКТИКИ
«Нельзя сказать, что сам по себе доезд до этих мест простой и неприхотливый. Могло показаться: мы сели в машины, выехали на зимники, медленно и неспешно проехали километр за километром и достигли цели. Так ли все на самом деле? Нет. Зимники Якутии – крайне экстремальная среда, куда рискнет отправиться далеко не каждый. Эти места таят в себе множество опасностей. Можно попасть в наледь, можно сломать машину, застрять где-нибудь в глуши посреди безмолвного «ничего». Сами по себе эти опасности не так страшны, если бы не одно НО, – экстремально низкие температуры. Есть такие участки дороги, где мы не встречали никого на протяжении целого дня. И ехали мы целый день по этим местам, где от одного населенного пункта до другого – около 500 километров тундры.
Перед самым стартом проекта пришел неутешительный прогноз из Тикси – конечного пункта нашей экспедиции. Нам сообщили, что началась затяжная арктическая пурга с ветром до 50 метров в секунду. Такой шквалистый ветер сулит множество неприятностей, – как минимум, переметенный зимник, по которому нам придется пробивать дорогу самостоятельно через снежную целину. Как максимум – мы рискуем оказаться в арктическом плену.
По мере прохождения маршрута мы неоднократно сталкивались с брошенным транспортом, ставшим «жертвой» зимника. Не все поломки можно устранить на месте, иногда на это уходит несколько дней, а иногда и целый месяц. Нередко транспорт бросают, не имея возможности его починить или эвакуировать. За ним, конечно, когда-нибудь еще вернутся, но это уже совсем другая история. Сложно представить себе уровень экстрима, когда ты ломаешься на зимнике, а за окном давит мороз ниже -50°С. Одно дело, когда машина остается заведенной, другое – когда поломка фатальна, и автомобиль заглох. Нередки случаи, когда грузовики сгорали из-за неправильно подключённой электрики или дополнительного оборудования, и это жуткое зрелище.
В случае возникновения здесь проблемы помощи ждать не от куда: ты остаешься один на один с ядреным арктическим морозом, полагаясь только на себя и свою подготовленность к разного рода неприятностям. В этом случае очень важный аспект – правильно подобранная экипировка. Наши куртки, шапка, защита рук от BASK позволяли находиться на улице при любых температурах и ветре, тем самым помогали без проблем проводить необходимые манипуляции с автомобилями – дозаправкой в тундре или, например, ремонтом пробитого колеса».
Благодарим Павла Коноплева за интересный рассказ и уникальный фотоотчет.
Рады, что теплая одежда BASK помогает в организации самых экстремальных арктических маршрутов.
Продолжение следует!
Фото П.Коноплева
Мы всегда готовы к сотрудничеству и взаимодействию по интересным проектам. Просто напишите нам!