Все публикации

"Апостол Андрей": переход Вануату - Новая Зеландия завершился

345

29 декабря 2005 года,Вновь Новая Зеландия Переход Вануату - Новая Зеландия завершился. Весь вчерашний день "Апостол Андрей" шел вдоль берегов Северного острова. Денек выдался теплый, легкий ветерок подгонял яхту. На камбузе Семенов разбирался с тунцом, которого накануне вытащил Миша Каптюг. Должен признаться, что когда после выхода из Владивостока Михаил начал налаживать снасти, мы, "старожилы", отнеслись к этому с легким скепсисом - не он первый пытается выловить что-нибудь из океана с борта "Апостола", но пока это удалось только Кевину Кадби и только один раз.Теперь должен сказать: честь наших рыбаков не посрамлена. Начал Михаил с того, что вытащил достаточно крупную ваху, родственницу макрели. Случилось это вблизи Марианских островов. Затем была довольная хилая тощая рыбешка гемпил и длительное затишье. Во время которого нам периодически демонстрировались следы хищных зубов на воблерах, обрывки лески и разогнутые крючки. После Вануату дело опять наладилось - трижды Михаил забрасывал снасть в синее море, и трижды возвращалась она с тунцом на крючке. Последний экземпляр длинноперого тунца был особенно хорош. Вот его как раз и разделывал Анатолий Семенов. В кои времена спешить нам было некуда: в светлое время придти в порт мы уже не успевали, а среди ночи нас никто не ждал. Поэтому двигались не спеша, любуясь берегами и островами. После полуночи подтянулись к входу в гавань Окленда и легли в дрейф. Вошли с первыми лучами солнца и в 8.00 ошвартовались у карантинного причала. Нас уже ожидал чиновник. О нашем приходе власти были предупреждены Николаем Клейманом - известным владивостокским яхтсменом, а ныне жителем Новой Зеландии. Сам Николай ожидал нас в марине "Viaduct harbour", где «Апостолу Андрею» была зарезервирована стоянка. В это самое время, другой наш соотечественник Дмитрий Шаромов встречал в аэропорту Сергея Николаева и Александра Руднева - новых членов «апостольской» семьи, которые пойдут вместе с нами в Антарктиду. Интересно, что сам Дмитрий был старпомом на "Урания-II", первой российской яхте посетившей Антарктиду. В основном стараниями Николая и Дмитрия и были решены все наши проблемы по заходу, стоянке и первым часам пребывания в Окленде. Оформление не заняло много времени. Карантинный офицер опять, как и прошедшей весной в Веллингтоне, забрал у нас все сало. Но на этот раз мы были даже довольны, ибо оно не перенесло переезда через экватор и было мало съедобным. Все остальное, запрещенное к ввозу в страну, мы, имея опыт, доели на дальних подступах. Немного жалко было кокосов со Стьюарта, но есть мы их уже не могли. Иммиграционные офицеры выдали визы на месяц и предупредили, чтобы это было в последний раз: если мы еще придем без визы - полетим за ней на самолете в Россию. Так что, теперь нам из Антарктиды все пути назад отрезаны. На чиновников не произвели ожидаемого эффекта и десять ящиков водки "Семь футов". Таможенник записал формальное «100 литров» и все. Все что ли здесь ходят с таким серьезным запасом спиртного? Следующие полдня были заняты суетой встреч и звонков: менеджер марины и парусный мастер, агенты компании FESCO, которая, являясь спонсором плавания, возьмет на себя снабжение яхты и партнеры петербургской фирмы С-МАР… Время нашего прихода не очень удачно. Догуляв Рождество, новозеландцы готовятся встречать Новый год. Поэтому за два полурабочих дня уходящего года нужно успеть максимум возможного. 27 декабря 2005 года,ПолинезияНовая Зеландия как-то не ассоциируется с Полинезией, но между тем является ее частью. Новая Зеландия расположена в левом нижнем углу треугольника, распростершегося на доброй половине Тихого океана. Правая вершина района - остров Пасха, в верхнем углу находятся Гавайские острова. Вот эта гигантская область и есть, собственно, Полинезия, что в переводе означает "много островов". Десять тысяч клочков суши и коралловых атоллов разбросаны на огромной площади и заселены одним народом – маори. Народом мореходов и скульпторов, народом, который создал удивительную культуру и оставил потомкам и исследователям не одну загадку.Физические и лингвистические черты полинезийцев сформировались около 3500 лет назад вдоль островной оси, соединяющей Новую Каледониею, Фиджи, Тонга и Самоа. Есть мнение, что колыбелью полинезийцев был остров Тонга, где присутствие человека определяется с 3000 г. до н.э., хотя останки, исследованные радиоуглеродным методом, имеют дату «рождения» не ранее 1000 г. до н.э. На острове Тонгатапу чернокожие народы Новой Гвинеи смешивались с различными переселенцами из Индонезии и Филиппин, Вьетнама и Южного Китая. Этот процесс и породил маори - этническую группу людей с крепкими телами, кожей янтарного цвета, прямыми черными волосами, полными губами и, несомненно, монголоидной внешностью.Протополинезийская цивилизация, народ лапита - мореплаватели и строители империи - использовали лагуну Тонгатапу в качестве военно-морской базы и странствовали между островами современных Самоа, Фиджи и Новой Каледонии. Скорее всего, Тонга тогда была столицей, что подтверждают мегалитические памятника и пирамиды, обнаруженные на Тонгатапу около древней столицы Му-а. Исчезли лапита около 500 г. до н.э., вероятно, это было вызвано новым всплеском миграции из Новой Гвинеи. Установленные границы и характеристики "ядра Полинезии" позволяют представить, как люди каменного века в течение тысячелетия смогли колонизировать острова, разбросанные на огромной площади океана. Движущей пружиной миграций являлось устройство общества и перенаселенность освоенной территории. Общество состояло из больших семей и жестко делилось на классы. На большинстве островов население состояло из "арики" - вождей племени - и простых людей. Частной собственности на землю не было, семьи владели ей сообща. Централизованной власти на островах, за исключением Тонга, не существовало. Порядок поддерживали "арики" с помощью духовной власти - "маны", - связанной с многочисленными табу. По смерти "арики" титул отца наследовал старший сын, а его братья со своими кланами (десятками и даже сотнями человек) пускались в плавание на каноэ в поисках необитаемой земли. Миграция позволяла избежать демографических проблем. На лодках длиной до 20 метров, вооруженных парой парусов, они бороздили величайший из океанов, используя его ветра и течения. Используя ночное небо, как навигационную карту, определяя близость островов по направлению и характеру волн и отмечая уже открытые ими острова на картах из бамбука. Перенаселение сдерживали и такие жестокие обычаи как детоубийство и каннибализм. Как и в Меланезии, людоедство было обычным явлением на различных архипелагах Полинезии: от Маркизских островов до Новой Зеландии. Помимо прочего, это был ритуальный обычай, во время которого убитых в сражении врагов съедали и таким образом получали их "ману" - духовную силу. На густонаселенных Маркизах съедали того, кто нарушал табу, определявшие законы жизни в архипелаге. Удобно: не надо ни тюрем, ни надзирателей. И преступника кормить не надо, сам идет на корм законопослушным гражданам. Большинство экспертов считают "колыбелью" всех полинезийцев, легендарным островом Хаваики, сегодняшний самоанский Савайи. Историки и археологи не могут придти к одному мнению относительно времени и порядка колонизации архипелагов. Наиболее популярная гипотеза говорит, что около 300 г. до н.э. самоанцы переселились на Маркизские острова и некоторые острова Общества. Между 400 и 500 гг. н.э. расселение шло от Маркизских до Гавайских островов и от архипелага Туамоту до Пасхи. В X в. они добрались до островов Кука, а затем и до Новой Зеландии, где, начиная с XIII в., основали цивилизацию землепашцев и воинов. Несмотря на многовековую изоляцию архипелагов друг от друга, полинезийцы разговаривают на схожих языках, имеют близкие черты и одни и те же религиозные корни. В основе их веры божества, в которых человеческий облик сочетается с особой духовной силой. Основатель мира маори Тагароа - бог моря, творчества и плодородия, покровитель искусства ваяния. Скульптура - наиболее распространенное в Полинезии искусство. Островитяне работали с любым материалом, который находили на своих новых родинах – от вулканического туфа до твердых пород древесины, от нефрита до кости, янтаря и раковин. Не имея письменности (за исключением "ронго-ронго" острова Пасхи), они использовали скульптуру для записи своей истории. В результате европейской колонизации и миссионерской деятельности, Полинезия перестала быть единым культурным пространством. На всех островах туземцы были обращены в христианство, новая вера радикально изменила обычаи основной массы островитян, привела к утрате своих традиций. На некоторых архипелагах и островах люди европейского происхождения сегодня по численности намного превышают коренное население. Там созданы современные западные общества, в которых сохраняются лишь немногие следы полинезийской культуры. И не в последнюю очередь это относится к Новой Зеландии, куда сейчас держит путь "Апостол Андрей". Ваш Литау