По нашей просьбе Анна Иванова посетила гонку на собачьих упряжках "Северная Надежда — 2019". Читайте подробный рассказ из первых рук.
История сотрудничества человека и собаки началась в доисторические времена. Ещё в верхнем палеолите первый волк примкнул к одному из кочующих племён, да так и остался рядом с людьми другом и защитником. Он был приручен первым и стал собакой.
На севере собака появилась позже: самые древние находки археологов относятся к восьмому тысячелетию до нашей эры. Она стала помогать людям в перевозке грузов во время охоты и кочевья — собаку впрягли в нарты. Ездовые собаки оставались одним из главных транспортных средств по всему Заполярью ещё в начале ХХ века. Именно они были спутниками людей к Северному и Южному полюсам.
Сегодня упряжка собак — не необходимость, но люди по-прежнему любят такой способ перемещения и совместную работу с собаками. По всему миру проходят заезды на собачьих упряжках. Самый известный из них — гонка Iditarod Trail Sled Dog Race от Анкориджа до Нома на Аляске. Маршрут длинной 1868 км упряжки преодолевают в память о спасении жителей города Ном от эпидемии дифтерии. Сыворотку для больных доставили на собаках за пять с половиной суток. Наверняка вы слышали о Балто!*
В Европе самый трудный маршрут пролегает по Альпам, от Савойи до Монблана. На Le Grande Odyssée гонщики проходят до 1000 км по пересечённому горному рельефу за 12 этапов. Интересна самая северная гонка в Европе — Finnmarksløpet. Её протяжённость так же порядка 1000 км, маршрут идёт по горному плато на самом севере Норвегии — в стране саамов.
У нас в России ездовой спорт начал развиваться в 90-е годы. И как! С самого протяжённого заезда на Камчатке — «Беренгия». В 2018 году самые сильные упряжки преодолели 2100 км. В этом году участникам предлагают 1400 км маршрута от села Эссо до посёлка Усть-Камчатск. Каюр команды БАСК — Вячеслав Демченко и его упряжка, уже во второй раз отправились в длинное путешествие по Камчатке!
Но это на далеком востоке. А у нас, в средней полосе России, в Костромской области, недалеко от небольшого городка Нея, уже в 12 раз проходит гонка «Северная Надежда». Именно о ней мы и расскажем подробнее.
* Диснеевский мультфильм о событиях в Номе «Балто», 1995 год.
Место
Нея — типичный малый город России. Он начал расти и развиваться вместе с Транссибирской магистралью и сейчас переживает не самые лучшие времена. Ярких событий в округе мало и гонка «Северная Надежда» известна и дорога всем жителям. Стоянка поезда Москва - Владивосток длится всего одну минуту, прыгаешь прямо в сугроб и ты в Нее. Дальше в Дементьево или Великово, в питомник ездовых собак. Все таксисты отлично знают, где проходит гонка, объяснять не нужно. Пятнадцать минут и ты на месте, если железнодорожные пути не закрыты. Когда не повезёт, там можно застрять минут на сорок.
Когда-то эти места были плотно заселены, но за прошлое столетие с карт, да и с лица земли, исчезло немало населённых пунктов. Люди ещё помнят старые названия, по некоторым из этих деревень — сегодня полям, поросшим редкими молодыми деревьями, проходит трасса гонки.
Места дикие, красивые, лес на горизонте вытягивается ровной полосой и отправляет взгляд в даль на просторы огромной России. Бывает по окрестным местам бродит разбуженный медведь-шатун. Края глухие, исконно русские, тем и интересные!
Питомник
Если местные по большей части стремятся уехать отсюда, то жители крупных городов наоборот находят здесь спокойствие, мягкую и некрикливую красоту. Много лет назад монахиня Праскева и игумен Варфоломей уехали из Москвы, приняли постриг и остались здесь. Не просто остались, а стали менять мир к лучшему: взяли на воспитание шестнадцать мальчишек из местно детского дома и устроили небольшой демографический взрыв в вымирающей деревне Великово.
Дети, оставленные родителями, сложно адаптируются в мире. А лучшее средство научиться жить самостоятельно — начать заботиться о ком-то другом. Так и появился питомник ездовых собак «Северная Надежда»! Вскоре историей сирот и питомника заинтересовался американец Терри Хайнзли — специалист по гонкам на собачьих упряжках. Он обучал ребят делу каюра. Местная природа и удалённость настолько располагает к проведению заездов, что очень скоро, в 2007 году, появилась одноименная гонка «Северная Надежда». Дети давно выросли, а питомник и гонка остались на радость всем!
Люди дела
Место и событие делают люди. Организация гонки на собачьих упряжках не приносит прибыли. Это сложный процесс, который отнимает много времени и сил. Но «Северная Надежда» продолжает существовать и крепнуть год от года благодаря страсти и отзывчивости людей. Ежегодно в Великово приезжают судьи, ветеринары, команда по прокладке трассы — те, кто когда-то работал в питомнике или узнал о гонке и стал её неотъемлемой частью. Волонтёры помогают обустраивать быт и трассу, готовят, фотографируют, строят.
Волонтёры
Гонка имеет высокий статус и проводится по международным правилам. Спортивный порядок поддерживают: начальник трассы Валерий Полищук, маршал гонки Дон Лирек, ассистенты Елена Литвинова и Ханна Лирек, ветеринары Кэролайн Гриффиттс, Ричард Лонг и Надежда Бахтеева. Благодаря такому широкому представительству, каюры и организаторы получают бесценный мировой опыт: знакомятся с международными правилами, получают квалифицированные советы ветеринаров высочайшего уровня.
Трасса
Чем интересна «Северная Надежда»? Во-первых, это одна из немногих гонок на европейской территории России. В этом году, пожалуй, единственная. Во-вторых, «Северная Надежда» — не экстремальный заезд на тысячи километров со сменой мест для ночёвки и суровым бытом. Старт и финиш находятся в одном месте, каюры после сложного дня возвращаются на уютную базу, где их ждёт горячий ужин. А значит, такая гонка будет самым подходящим местом для начала спортивной карьеры и отличной тренировкой для собак, хозяева которых просто любят езду! На «Надежде» можно безболезненно попробовать себя и своих собак в настоящем деле.
Гонка состоит из пяти этапов, каждый из них протяжённостью от 30 до 80 км, в зависимости от класса. Общий километраж гонки — 340 км. Трасса проходит по открытым всем ветрам полям, оврагам, болотам и в лесу. Разнообразный рельеф требует от каюра определённого навыка в каждом случае, так лесной участок со множеством поворотов могут пройти на скорости только хорошо скоординированные гонщики и собаки.
Два этапа — ночной заезд и с ночёвкой в палатке, дарят гонщикам порцию адреналина и сложностей.
Свой вклад вносит погода, она добавляет элемент неожиданности в каждый день. То плюсовая температура и собакам жарко бежать**, то ураганный ветер и приходится трудно всем. Подморозило — снег стал колючим и ранит собакам лапы, нанесло снега — нарты и лыжи вязнут в мягком снеге. Не соскучишься!
** Катаясь по снегу и поедая его, собака пытается сбросить температуру. Ей жарко.
Каюры
Каюры бывают разные. Кто-то предпочитает выходить на гонку с одной-двумя собаками и помогать им расталкиваясь лыжами. Это скиджеры. С этого вида заездов начинает большинство гонщиков, особенно его любят спортсмены-лыжники. А ещё таким способом каюры иногда тренируют лидеров упряжки. Скиджоринг — это спринт в ездовом спорте. «Северная Надежда» — уникальная для скиджеров гонка, здесь они могут выходить на трассу наравне с упряжками. Тогда как на большинстве стартов дистанция не превышает 20 км на одном этапе.
Количество собак и дистанция растёт, а скиджер переходит в класс скипуллинга. Между лыжником и собаками появляются сани — пулка, которые могут вести полезный груз. Теперь каюр приобретает некоторую независимость и может выходить на средние дистанции. Управлять такой конструкцией уже сложнее, гонщику приходится работать не меньше собак.
Следующий этап — настоящая упряжка в 6-12 собак. Каюру на старте обязательно ассистирует помощник. Справится с такой стаей в одиночку очень сложно. Собаки нервничают, могут подраться или запутаться в потягах и привязи. Не думайте, что каюру в такой упряжке нужно просто стоять и управлять собаками. Часто, чтобы облегчить работу собакам, он бежит рядом с нартами. Или вытаскивает запутавшихся собак и тяжёлые сани из сугробов, кустарника или ручьёв, куда упряжка в затмении сошла с дороги.
У каюра нет времени на отдых даже во время стоянки, он в постоянных заботах о собаках. Их нужно впрячь и выпрячь. Накормить***, дать воды. Внимательно проследить за поведением: не устала ли собака, здорова ли она. Приласкать. Размять перед гонкой, замять после. Сделать массаж, проверить состояние лап — самого уязвимого места собак, и не натерла ли шлейка или ошейник. Каждый каюр немного ветеринар, массажист и зоопсихолог. Затем оценить состояние упряжи и саней, поправить. Ресурса на себя почти не остаётся!
*** Некоторые каюры кормят ездовых собак всего один раз в день. У них медленный метаболизм и съеденного хватает на сутки. Мнение здесь разделяется. Сразу после гонки специалисты рекомендуют дать собаке немного углеводов — чего-то сладкого, чтобы она быстро восстановила силы. Иногда собак подкармливают во время гонки.
По правилам соревнований каюр не имеет права грубо разговаривать с собаками, а тем более применять силу. За нарушение правил могут насчитать штрафные очки и даже снять с соревнований. В пылу гонки очень трудно уследить за эмоциями, настоящий каюр — очень сдержанный человек.
Отдельное приключение — это доставка собак к старту. Большинство из участников живут далеко от мест проведения гонок. Если двух-трёх собак можно привезти на легковой машине, то упряжку побольше приходится помещать в специально оборудованные микроавтобусы или даже в прицепы. Каюр одновременно конструктор и мастер на все руки. Многие детали упряжи, саней и всего необходимого он делает сам!
Каюры — тесное сообщество, где все друг-друга знают. Они вывозят на соревнования не только своих собак, ведь большую упряжку трудно содержать, её часто составляют из собак разных хозяев. Соревнования полезны для собаки, благодаря им она находится в форме и живёт насыщенной жизнью. А их человек не всегда может позволить себе отпуск, чтобы поучаствовать в гонках. Вот и приходит на помощь друг-каюр! Так как психика у ездовых собак хорошая, они отлично переносят такой обмен на время. В обычной жизни каюры вместе выводят щенков и ищут убежавших собак. А особые фанатики открывают питомники и выступают на гонках своей семьёй. Но это уже отдельная история!
Собаки
Может показаться, что главные герои гонок — каюры. Но это не совсем так. Прислушайтесь о чём идут разговоры за общим столом и на семинарах. Конечно о собаках! Как они бежали. Кто хромал. Кто ленился. А кто не здоров. Чем кормить. Как лечить. И дальше по списку. Уже во вторую очередь обсуждают трассу и снаряжение. О самом каюре судят по отношению к собакам!
А собаки очень разные! Не только внешне, но и по характерам. Один весёлый и ласковый, вторая запевала в стае, третий — труженик и умница, а четвёртый шалопай. Есть принцессы, есть бандиты. Наверное, каюра может понять учитель начальных классов. Их питомцы очень разные, невероятно подвижные, каждый со своим характером, милый в силу возраста, но от него уже нужно требовать серьёзной работы и послушания. О каком-либо насилии речи быть не может. Нужен педагогический талант!
Собак для ездового спорта тщательно отбирают, найти щенка с нужной наследственностью, работящего, спокойного и умного — сложное дело. Нужно знать его родословную до седьмого колена. Еще труднее, найдя, воспитать его правильно.
Традиционная ездовая собака — это хаски, маламут, самоед или лайка. Их выводили столетиями и они обладают всеми качествами рабочей собаки: устойчивы, как к нагрузке, так и к холоду, умны, дружелюбны к человеку и, по крайней мере, нейтральны к другим собакам. Это стайеры с большой буквы.
Когда ездовые собаки уступили место механизированным средствам передвижения, стали увлечением, подход к подбору собак изменился. Энтузиасты задались целью вывести самую быструю**** собаку. Так появились метисы — помеси ездовых собак с гончими. Часто они больше похожи на дворняг или своих гончих предков. Но то тут, то там выпадает ген голубых глаз. Эти собаки очень быстры, азартны, они созданы для бега, одержимы им. Хотя, на мой взгляд, что-то в этом процессе они потеряли. Например, часть тёплой шубы и неприхотливость. На длинных дистанциях в холодных условиях они могут уступить традиционным породам. Но на коротких и средних маршрутах им нет равных.
Со временем каюры разделились на два лагеря по выбору собак: одни предпочитают традиционные породы, другие — скоростные возможности метисов. Смешанные упряжки я не встречала.
****На больших ходах и хорошем покрытии упряжка развивает скорость в 40 км/ч. В среднем же скорость упряжки 20-25 км/ч. Но скорость не главное преимущество собачьей упряжки, поразительна её способность преодолевать огромные расстояния с минимальным отдыхом.
К гонкам допускают только зрелых собак не младше 18 месяцев. Накануне каждого заезда ветеринары проверяют всех собак и дают допуск на старт. Если собака устала в предыдущий день, получила травму, то она остаётся. Это правило неукоснительно соблюдается, поэтому каюру нужно быть очень внимательным на трассе — не загонять собак и следить за их состоянием. Случается, что отстающую собаку во время гонки выстёгивают и сажают в сани, чтобы она отдохнула.
Собака — это профессиональный спортсмен. У неё специальная диета, она должна постоянно тренироваться — не толстеть, а набирать мышечную массу. Удивительно, как умудрённые опытом собаки, в отличии от молодняка, отдыхают перед стартом вместо того, чтобы играть и резвиться, а на гонке раскладывают трассу по силам. Всё как у людей!
Первыми в упряжке бегут лидер и "зам", они тянут и задают темп. Лидер ведёт упряжку, ему каюр отдаёт команды. В последней двойке работают самые сильные и крупные собаки — колесные, на них приходится наибольшая нагрузка от нарт. Во время заезда собак могут менять местами, если кто-то устал, его ставят на место попроще. Хорошему лидеру нет цены!
Снаряжение
Если у собаки есть шуба, то каюру на дистанции приходится несладко. Периоды без движения на свистящем ветру, сменяются бегом рядом с упряжкой. Гонщику нужно часто приседать и наклоняться, при этом одежда должна максимально прикрывать его. Для таких нагрузок человеку нужна правильная одежда, которая защитит от ветра, позволит сохранить тепло в покое и не перегреться в движении. На помощь, как всегда, приходит трёхслойный принцип подбора одежды — тёплый непродуваемый, защищающий от влаги верх, утепляющий слой посередине, и влагоотводящее термобельё.
Пуховая парка или утеплённый комбинезон — прекрасно подходит для целей каюра. Капюшон с большим тубусом и меховой опушкой защитит от ветра и снега, регулируемая вентиляция поможет наладить правильный теплообмен, удобный крой не будет мешать в работе.
Больной вопрос каюра — руки. Оптимальным решением будут ветрозащитные перчатки и утеплённые рукавицы поверх. В перчатках можно легко делать тонкую работу, а рукавицы защитят от холода. Возня с собаками — дело «грязное», поэтому одежда должна мало пачкаться и легко стираться, а ткань быть прочной на трение и разрыв. От обморожений лицо защитит непродуваемая балаклава или подшлемник. И, конечно, ноги! Их спасут только самые серьёзные утеплённые ботинки.
Теперь вы готовы к старту!
Эпилог
Все мы знаем, что любые соревнования — это борьба. Победителя ждут награды и слава. Организация таких мероприятий — не меньшая борьба. Здесь приходится мериться силами не только и не столько с собой и соперником, а с косностью, банальной ленью, нехваткой средств и равнодушием. Главная награда для всех строителей и созидателей — наш интерес и внимание! Гонка ездовых собак «Северная Надежда» не исключение: из года в год, с разным результом, команда продолжает развивать ездовой спорт и привлекает внимание к проблемам брошенных детей. Это сложный труд! Низкий им поклон.
Анна Иванова, специально для БАСК.
Компания БАСК — постоянный спонсор международной гонки на собачьих упряжках «Северная Надежда».
Мы всегда готовы к сотрудничеству и взаимодействию по интересным проектам. Просто напишите нам!