Продолжим тему ездовых собак вместе с БАСК. Почему она нас так интересует? Да потому, что эти собаки накрепко связаны с севером, полярными экспедициями, сильным характером. Тем, что мы любим и ценим больше всего! Первого каюра БАСК снарядил на гонку в далёком 1994 году. С того времени утекло много воды, но мы по-прежнему следим за событиями в ездовом спорте. Пока один из каюров команды БАСК Вячеслав Демченко борется со стихией на Камчатке в рамках гонки «Беренгия», мы сделали репортаж о приюте ездовых собак «Рузская Аляска».
Понятия исследователи севера и ездовые собаки в исторической хронике сплетены неразрывно. Так к описанию берегов Северного Ледовитого океана в России приступили ещё в петровские времена. В навигацию на корабле или шлюпках можно было пройти не везде и в этом случае лучшим способом передвижения оказывалась упряжка. Собаки наряду с северными оленями доставляли грузы и почту в условленные места, вывозили полярников, потерпевших крушение. Без них было невозможно представить жизнь и работу на севере. Ситуация изменилась с появлением техники — ледоколов, гусеничных тракторов, авиации. Необходимость в собаках отпала. Лишь в некоторых местах их работа переросла в ездовой спорт. И в целом о таких собаках почти забыли!
Но недаром один из русских классиков сказал, что красота спасёт мир. С миром пока не ясно, но ездовой спорт она точно тянет наверх. Голубоглазые мохнатые собаки, похожие на волков, снова привлекли внимание людей и в наше время наступил ренессанс. Заводчики хаски, маламутов, самоедов и лаек превратились в каюров. Количество гонок самой разной сложности и протяжённости растёт: стартуют в традиционных местах — на Аляске и на Камчатке, в Скандинавии и Карелии, и поближе к цивилизации — в Альпах, средней полосе России. Самые отчаянные каюры повторяют исторические маршруты известных путешественников. Люди испытывают себя на прочность в сложных условиях севера и в заботе о своих друзьях — собаках!
У этой моды есть и тёмная сторона. «Лайки» — крупные собаки с характером, им нужно уделять много времени и сил. Часть заводчиков понимают это слишком поздно и собаки в худшем случае оказываются на улице. Но здесь грустная история может сделать новый оборот. О нём мы и расскажем ниже.
Как из одной собаки получить 20. (Первый ответ неправильный!)
Высоченные ели, снег, верхушки сухого борщевика, широкая река, обрывы и холмы… дачные участки. Узнаёте места? Это Подмосковье, окрестности Рузы. А ещё азартное поскуливание собак, мягкий окрик человека, настоящая упряжка с нартами. Мы не ошиблись? Нет. И всё потому, что здесь разместился питомник ездовых собак «Рузская Аляска». Он приютил несколько десятков брошенных и потерявшихся собак, которых по некоторым признакам можно отнести к «лайкам». Нашли ли эти собаки здесь счастливую жизнь? Скорее да! Они обрели любимое занятие — бег в упряжке. Именно для этого их выводили. Уход и любовь! Но потеряли своего человека, который так нужен каждой собаке.
Всё началось с пропажи одной собаки и хозяйки, которая не могла с этим смириться. Своего пса она так и не нашла, но обрела двадцать нуждающихся в помощи, грязных, голодных и напуганных существ, приведённых по объявлению. Двадцать хвостов! Пройти мимо или взять на себя заботу о них?
Теперь собак в несколько раз больше и все они живут в питомнике Натальи Басиной. Новых собак привозят часто, находят хозяев реже, а забирают назад почти никогда. Но это вовсе не печальное место!
Помоги себе сам
Прокормить такую свору собак не просто. Можно найти спонсоров, но они не всегда есть. А можно зарабатывать самим! Так в питомнике появились каюры. Они научили собак бегать в упряжке — подарили им любимое дело, способ выжить самим и помочь своим сородичам. Сейчас в питомнике «Рузская Аляска» постоянно работают Максим и Татьяна Любавины. Собаки требуют постоянного внимания. С ними встают и ложатся. Их заботами живут. А иначе и не получится.
Когда увлечение собаками перерастает в профессию трудно заметить, а потом уже поздно. Похоже так случилось с Максимом и его семьёй. Сначала запала в сердце хаски друга-лавинщика, потом эта любовь соединилась с страстью к путешествиям и интересом к истории — состоялись две автономных экспедиции на упряжке по реке Лена и на Новосибирские острова путём Эдуарда Толля. В качестве тренировок пришлось кстати участие в гонках «Северная Надежда» и «Волга-квест». Сегодня Максим Любавин в команде каюров БАСК. Он помогает нам тестировать одежду и снаряжение, вдохновляет нас на работу и вселяет веру в людей!
Татьяна Любавина, Максим Любавин. Каюр Вадим. Сначала он взял в приюте двух хаски, а затем пришёл сюда работать со всеми остальными найдёнышами.
Беги, пёс, беги!
Бег в упряжке для собак ездовых пород и некоторых «метисов» не только хорошая тренировка и развлечение. Это один из последних способов адаптировать собаку после дикой жизни — не свободной в лесу, а в постиндустриальных джунглях. После пары месяцев скитаний по пригородам, вдоль дорог, по дачным участкам, битв с другими собаками и встреч с разными людьми, псы дичают. Они перестают подпускать к себе человека, постоянно настороже. Многие из них истощены и травмированы. Пусть несколько историй послужат иллюстрацией их жизни до питомника.
Собаки питомника живут в больших вольерах хвостов на двадцать. Обычно они бегают в в них свободно, но когда приезжают гости, питомцев пристёгивают. Не из страха, что они искусают визитёров, скорее залижут их от переизбытка эмоций и передерутся сами в борьбе за внимание. Нужно обязательно подойти к каждой собаке и приласкать её. Благодарнее существа вы не найдёте в этот момент. А сколько зависти и просьбы в глазах соседей! Только одна собака не пристёгнута. Ей очень интересен ты, но стоит протянуть руку и она пугливо отскакивает. Всю противоречивость её чувств можно понять, когда ты присядешь и отвлечёшься, например, на съёмку других собак. В этот момент мокрый нос мягко ткнётся в твою щеку и тёплый язык аккуратно лизнёт тебя. Сколько страха и любви к человеку в этом существе! Не зря и глаза у неё разные: один голубой — полный любопытства, второй карий — пугливый и недоверчивый. Остаётся только гадать как могли обидеть её люди, если такая ласковая собака так долго не идёт на прямой контакт с нами. Не стоит гадать!
Акела и Белка — брат и сестра. Оба настолько белоснежные, что теряются на фоне снега. Выдают только чёрные носы. Белка — лидер упряжки, умная и быстрая. Акелла бежит рядом с сестрой. Он обожает, когда его гладят и чешут. Они неразлучны. Когда-то они скитались вдвоём, вместе добывали еду и отбивались от других собак. Прошли свой непростой путь, о котором сейчас напоминает лишь одно — они всегда вместе, и спят только спина к спине, прикрывая друг-друга.
Вульф — огромный мохнатый маламут. Его забрали с улицы в последний момент, из под носа у отлова. Наталье не оставалось ничего, кроме как представиться хозяйкой пса. Она бросилась обнимать огрызающегося гиганта, а тот неожиданно доверился ей — шестое чувство, не иначе. У Вульфа отличная родословная — его братья и сёстры в призёрах выставок, а у него слишком длинная шерсть. Уже позже эту часть истории пса рассказала заводчица, которая увидела его фото в инстаграме приюта. Вульфа привезли в Рузу с травмами, пока они заживали в его вольер попал новый жилец — щенок без определённой породы, которого выловили неподалёку в Москве-реке. Вульф отогрел малыша в своей «некондиционной» шерсти — пригодилась, щенок вырос в большущего пса. Расселить их в отдельные вольеры невозможно. Они не хотят жить по отдельности.
Красивый рыжий хаски с надменным взглядом — единственный, кто рычит, когда подносишь руку к ограде вольера. Он Бунтарь. Он постоянный беглец. В первую ночь в питомнике от прогрыз прутья решётки и застрял головой в острых огрызках. Когда Татьяна освобождала его, он оставил на её руке шрамы от зубов. Один раз он всё-таки убежал, перепрыгнув через двухметровую загородку. Его нашли у ближайшей церкви и привели назад. Над его вольером выросла крыша. В следующий раз он устроил хитрый подкоп: пёс прорыл ход в луже под решёткой, смотрители не заметили его хитрости. Каково было разочарование, когда подкоп увёл его в соседний вольер. Он в питомнике около четырёх месяцев, в его владения могут безопасно войти только одна из сотрудников и покусанная Татьяна.
В соседнем вольере живёт Жалобщик. Как только он видит людей, то сразу начинает жаловаться, рассказывая какую-то свою историю. Сейчас он не очень охотно подпускает к себе людей, хотя активно интересуется. Зоопсихолог говорит, что он сможет стать нормальным псом, в отличии от Бунтаря. И, возможно, найдёт нового хозяина. Вскоре его попробуют поставить в упряжку: именно там он сможет выплеснуть свою энергию, а другие собаки научат его хорошо работать и снова доверять людям.
За каждой оградой своя история. Очень хочется, чтобы кто-то из них всё-таки нашёл хозяина.
А некоторые предпочитают питомник обычной квартире
Не все собаки в питомнике с трудной судьбой. Один из лидеров стаи — Ким, когда-то жил в обычной семье. Его хозяин после инсульта так и не восстановился и с трудом ходит, а пожилая хозяйка не смогла справиться с таким могучим псом. Привела его сюда, горько плакала и всё это время навещает пса по выходным. Когда она идёт с ним гулять, Ким постоянно оглядывается на свою стаю — там его настоящая жизнь, он заводила, драчун, а не домашний пёс, там он счастлив.
Некоторые собаки появились уже в питомнике — либо не уследили, либо специально вывели для настоящих гонок. Здесь много спортсменов! У них есть хозяева, которые просто снимают вольер в «Рузской Аляске». В том числе в питомнике живут собаки Максима Любавина. Они все немного бунтари и оригиналы: зачем спать в личной будке, когда можно забраться на её крышу.
Вот такие получаются красавцы по недосмотру.
Ездовые собаки созданы для жизни на открытом воздухе, им жарко и тесно в наших помещениях. Они любят поваляться в снегу и проветрить шерсть на ветру. А шкура у них ого-го! Мало того, что от холода их защищает густая шерсть — это только вершина айсберга, под ней можно нащупать изрядный слой жирка. Он источник энергии для жизни и бега!
Мы в ответе за тех, кого приручили
Немного затаскано, но очень точно, на века! Собака — лакмусовая бумага, проявитель для человека. В таком питомнике особенно остро чувствуешь насколько мы — люди, разные. Очень добрые, ответственные и невероятно жестокие. А собака — это наше отражение!
Каждый из вас может поучаствовать в жизни собак из «Рузской Аляски» — http://huskyvillage.ru/start.
Они подарят вам море радости, разбередят душу и прокатят.
БАСК в меру сил снабжает питомник одеждой для каюров. Для нас поддержка ездового спорта — это сохранение традиций жителей сурового севера и опыта полярных исследователей.
Анна Иванова
Мы всегда готовы к сотрудничеству и взаимодействию по интересным проектам. Просто напишите нам!