Все публикации

"Школа выживания" на Шпицбергене, часть 4, заключительная

Посмотреть всю фотогалерею "Шпицберген"

356

21.03Утро было суровым. Сильный ветер, тучи, плюсовая температура и темное-темное море. Сегодня последний рабочий день наших курсов. С самого утра было немного грустно. Традиционное уже начало дня – завтрак, лекция и практические работы до ланча.Когда мы пришли в зал, Алф представил нам аварийную ситуацию. Потерпел крушение самолет в нескольких километрах от нашего лагеря. Мы – группа геологов – впервые в этом районе. С собой карты трехлетней давности. Известно также, что до ближайшей «населёнки» 200 км, укрытие (хижина) - в 30 км. Сколько пострадавших и выживших - неизвестно. В нашем распоряжении все необходимое для лагеря снаряжение и два ski-doo с санками. Действовать нужно по обстоятельствам.Надо отметить, что каждый из нас участвовал в спасработах впервые и не имел представления, как и с чего начать. Иными словами, мы просто растерялись. Первый, кого мы увидели на месте «аварии», был Арвид. На него страшно было смотреть! Если бы раны были настоящими, он бы не выжил. Мы с Ингунн кинулись к нему - перевернуть и положить на подстилку тяжелого Арвида было непросто.Постановка палатки заняла много времени. По очереди мне помогали Кари и Карстен. После этого они ушли помогать вытаскивать Еспена, который с признаками гипотермии сидел под обрывом, и Иохана, который лежал у самой воды с признаками гипотермии и с какими-то еще повреждениями. Предстояло выполнить очень трудное задание – затащить в палатку груз весом 90 кг, который при этом еще и стонет. Это нам удалось. Следующим был Еспен, он еще тяжелее Иоханна. Последним был Арвид, от которого страшно воняло марганцовкой (она имитировала кровь). В результате внутри палатки я оказалась в ловушке, зажатая тремя грузными телами. Help! Вылезти удалось через запасной выход. С этого момента Алф считал спасработы завершенными. Жертвы выползли, и мы дружно двинулись на ланч, затем был «разбор полетов». Ошибку, о которой рассказали инструктора, я постараюсь запомнить на всю оставшуюся жизнь. Нельзя бросаться кого-то спасать, не распределив роли. Без руководства и надлежащего исполнения указаний руководителя ничего сделать не удастся.В целом, инструктора остались довольны нашей работой. После этого Алф прочел небольшую лекцию о подборе команды для работы в полярных условиях. Большая часть мне была непонятной, так как речь шла о лидерах групп и качествах, которыми они должны обладать. Почти все примеры были из полярных экспедиций Нансена, Амундсена, Скотта и Шеклтона. Первые две были чрезвычайно успешными, две последние - наоборот. Экспедиция Скотта к Южному полюсу вообще закончилась трагедией – гибелью команды и самого Скотта. Но запомнилось больше всего другое. Набирая команду для шхуны Фрам, Амундсен отдавал предпочтения датчанам, норвежцам и шведам, по возможности стараясь избегать шотландцев и немцев. Сразу же отклонялись кандидатуры испанцев, французов и итальянцев.Позднее я поняла такое решение Амундсена. Вся загвоздка в языке. Датский, норвежский и шведский языки почти родные. Произношение может быть разным, но слова ясны. Как я выяснила, Арвид, Еспен, Ингунн, Алф, Кари и Ёспен говорили на норвежском, Иоханн на шведском, а Карстен на датском, и они понимали друг друга без всякого напряжения! Еще раз подтвердилась истина, которая пришла мне в голову во время спасработ - к сожалению, работать в команде, большая часть которой говорит на незнакомом языке, невозможно…Но вот все и закончилось. Мы подвели итоги. Подошли местные жители, которым Арвид разрекламировал спальники BASK - почти все они остались в городе Ну-Олесунн. Нас ожидал прощальный ужин и совместные посиделки. Действительно, хорошее завершение хорошего мероприятия.22.03На утро небо опять было пасмурным, ветер усилился. Погода, как будто злилась на нас за то, что мы уезжаем. Впрочем, нам тоже было нелегко расставаться. Последние приготовления и сборы. Мой рейс в Лонгербиен в 12.30. Прилетел самолетик. Лонгербиен встретил нас почти ураганным ветром и хмурым небом. До скорого свидания, Шпицберген-Svalbard!Ира КрамарскаяНу-Олесунн – ОслоМарт 2007