Все публикации

"Апостол Андрей" прибыл в бухту Тактояктук

315

25.08.2002С рассветом снялись с якоря, и под гротом и стакселем с легким ветерком вошли в бухту Тактояктук. Подходы к бухте хорошо обставленны навигационными знаками, створы ведут ко входу и внутрь бухты, фарватер огражден буями, на берегах стоят перевальные знаки.К сожалению,в нашей лоции сведения по причалам Така довольно скудные, глубины у большинства причалов неизвестны. На мои призывы по радио никто не отзывается. Проходим мимо поселка к причалам компании NTCL. На подходе нас вызывает капитан буксира "Kelly Ovayuak" и рекомендует встать к барже №1003. Швартуемся, на барже концы принимают два джентельмена, один из них прилично говорит по-русски, представляется Михаилом. Michael Banach поляк, работает на буксире старшим механиком(у них все стармехи славяне что ли?). Вместе с ним иду на буксир, где знакомлюсь с капитаном Девидом Гибсоном(David Gibson) и вторым помощникомРеем Филиповым(Ray Philipow). Дейв звонит главе представительства компании NTCL капитану Томасу Эдмундсу(Thomas Edmunds), сообщает о нас, и последний вскоре прибывает. Рассказываю о наших проблемах и вопросах, что хотелось бы решить: винт, эхолот, топливо и продукты. Том обещает всяческое содействие и, несмотря на то что воскресенье, проводим первые консультации с главным инженером Романом(Roman Moizis). Роман говорит, что подъем кормы яхты из воды для осмотра винта в приципе возможен. Называется стоимость работ. Том говорит, что завтра т.е. в понедельник ,будет дешевле раза в два, намекает на предстоящий разговор со своим боссом, тот может решить вопрос о помощи без оплаты.После этого звоним в Инувик на таможню, докладываем о нашем приходе и на сегодня все. Осталось посетить душ, который любезно предоставили на буксире. После душа приняли с Михаилом по чарке, как водится у славян после бани.Постепенно к нам присоединилось оба экипажа. Потери личного состава были с обоих сторон, и выход буксира пришлось отложить. Так и срывают канадский северный завоз.24.08.2002Всю ночь с хорошим ветром продвигались на северо-восток, изредка заходя в разреженные льды. К 8 утра подошли к бухте Кугмаллит,в глубине которой расположен поселок Тактояктук. До него оставалось около 15 миль, и при встречном ветре было проще дойти под двигателем. Но нас ждал новый неприятный сюрприз: двигатель ревел - яхта почти не двигалась.Осмотрев внимательно вал, муфту, редуктор и прочее, пришли к выводу, что винт на месте, но то ли мы лишились одной лопасти, то ли срезало шпонку. В полном недоумении, как и когда это могло случиться, изо льдов вышли с нормальным > винтом, и дальше шли только под парусами.Вновь подняли паруса, пошли в лавировку. Прямо по курсу, на якоре, стояло судно "Geco Snapper", его шкипер вызвал нас на связь. После обмена любезностями к микрофону с их стороны подошел стармех, который оказался русским. Общение упростилось. От Валентина, так звали механика, мы узнали, что их судно занимается геофизическими изысканиями для нефтяников, а также, что в этом году работы сорваны из-за аномально сложной ледовой обстановки в море Бофорта, и они уходят на юг.Стоит "Апостолу" придти в Арктику, как обстановка анормально сложная! Так же было в 1998 году в Чукотском море, зато сегодня в восточной части российской Арктики льдов нет совсем, и Арвед Фукс с Эриком Брасьером(шкиперы немецкой и французской яхт, идущих сейчас по российскому северу, чешут по чистой воде и имеют все шансы пройти Севморпуть за одну навигацию.Простившись с геофизиками, продолжили лавироваться, к полуночи подошли ко входу бухты Тактояктук и встали на якорь у одноименного острова.23.08.2002Долгожданный восточный ветер запаковал появившиеся yакануне разводья. Вновь льдины трутся о борт яхты, и мы вместе с ними потихоньку дрейфуем к западу.Забрался на мачту, показалось, что вижу чистую воду на горизонте, но до нее сплошной лед. Запустил дизель подзарядить аккумуляторы, дал передний ход, чтобы отогнать струей льдинки от кормы. Виктор заглянул за транец и спрашивает: "Капитан, а где наш руль?" Хороший вопрос, и я его уже однажды слышал на другом краю Земли от Николая Мотина. Тогда руля не обнаружилось, он был глубоко на дне Индийского океана. На этот раз руль подавал признаки присутствия: при повороте штурвала направление струи от винта изменялось, но как-то не так как обычно, а главное: перо руля не видно из-под днища, а оно должно выступать за корму сантиметров на 15. Согнули или свернули балер во время сжатия, когда льдина уперлась в перо и заклинило руль?Открыл крышку румпельного отделения и обнаружилось, что сектор свернут на 90 градусов, а болты, его стягивающие, просто оборвало. Перо руля завернуло под лодку, и оно стоит теперь поперек. Отсоединили штуртросы, сняли сектор и, провозившись пару часов, при помощи молотка, кувалды и какой-то матери придали ему форму, напоминающую первоначальную. Полностью востановить сектор возможно будет только в мастерской. К ужину рулевое управление было востановленно, хотя и появился изрядный люфт. Пока возились с рулем, льды пришли в движение и потекли мимо яхты. Наша массивная льдина двигалась значительно медленней остальных. В очереднойраз взобрался на мачту. Теперь явно видна чистая вода на пару миль к юго-востоку. Нас от нее отделяла полоса восьмибалльных льдов, которые, однако, были порядком разрушены и находились в непрерывном движении: одни полыньи закрывались, другие тут же возникали. Решил: самое время попытаться вырваться на свободу.За полчаса пробили сплоченную перемычку и вышли в разреженные льды, ещё пару часов лавировки среди 4-х балльных льдов и к полуночи ощутили качку - явный признак того, что вышли на чистую воду. Ледовый плен закончился.Капитан яхты Николай Литау