Все публикации

«Большая восьмерка» яхты «Апостол Андрей». Интервью капитана Литау специально для BASK

14 октября 2001 года парусная яхта «Апостол Андрей» начала своё второе кругосветное путешествие. Покинув Санкт- Петербург, «Апостол» пересек Атлантический океан и побывал в водах Антарктиды. Затем, преодолев Тихий океан, 5 июня 2002 г. яхта достигла Камчатки. Месяц «осёдлой» жизни в порту Петропавловска-Камчатского был отдан тщательной подготовке к заключительному этапу кругосветки: пополнению продуктовых запасов, ремонту яхты, частичной смене экипажа и оформлению виз. И вот, наконец, 14 июля экипаж вновь отправляется в плавание, чтобы в Санкт- Петербурге завершить полный виток вокруг Западного полушария. В гостях у BASK капитан яхты Николай Литау, поведал подробности минувшего плавания, которых нет в бортовом журнале, и поделился мыслями о предстоящем путешествии.

360

Лариса Мартынкина, BASK (Л.М.): За восемь месяцев второй кругосветки «Апостол Андрей» преодолел расстояние, сопоставимое с длиной экватора. Сколько еще предстоит проплыть? Как долго продлится завершающий этап Вашего путешествия?Николай Литау, капитан яхты «Апостол Андрей» (Н. Л.): Нами пройдена большая часть пути, 21 тыс. морских миль, это примерно три четверти намеченного маршрута вокруг Западного полушария. Чтобы завершить виток, яхте предстоит пройти по Северо-западному морскому пути вдоль берегов Аляски и проливами Канадского Арктического архипелага. Рассчитываем, что плавание продлится ещё около четырех месяцев.Достигнув Петропавловска-Камчатского, мы завязали узел в воображаемой «восьмерке», которую напоминает схема суммарного маршрута наших двух кругосветных путешествий. В случае успеха экспедиции, «Апостол Андрей» будет первой в мире яхтой, которая по результатам двух плаваний обойдет по периметру весь Северный Ледовитый океан.Л.М.: Северо-западный морской проход — сложнейший путь для парусной яхты. Ваше второе кругосветное плавание не менее трудно и опасно, однако оно обещает быть втрое короче по времени, чем предыдущее. С чем это связано?Н.Л.: Наша первая кругосветка длилась с ноября 1996 по ноябрь 1999 — ровно 3 года. Мы дважды зимовали: сначала в Петропавловске-Камчатском, куда пришли уже в начале октября, когда в Арктику плыть было поздно; второй раз в Тикси, из-за сложнейшей арктической обстановки и многочисленных серьезных поломок яхты, вплоть до потери руля.Сейчас мы устранили просчеты в конструкции нашего судна, учли особенности навигации в высоких широтах. То расстояние, которое в первом путешествии шли почти год, сейчас проплыли всего за 8 месяцев. Да и с ветрами везло: в прошлый раз штилевали в Атлантике, а сейчас — шли на все парусах.Л.М.: Расскажите немного о парусах. Все ли они целы?Н.Л: Когда мы вошли в порт Петропавловска Камчатского, у нас были разорваны оба грота— основной и запасной. Команде пришлось латать паруса вручную —во всём городе не нашли подходящей швейной машинки. У парусной яхты, как у любой красавицы, должен быть приличный гардероб на все случаи жизни. Кроме грота, бизани и пяти различных стакселей у нас есть спинакер для попутного ветра, триссель для тяжёлой штормовой погоды, — всего полтора десятка парусов. Л.М.: Что же делать экипажу парусной яхты, когда на море штиль?Н.Л: У нас есть двигатель, но используем его только в особых случаях: в порту и везде, где ограничены возможности маневрирования. Так, в узком Кильском канале парус разрешено поднимать только при попутном ветре в помощь двигателю.А в открытом море в штиль — терпеливо жду, когда ветер наполнит паруса. Есть время, чтобы вести дневник.Л.М.: В Ваших дневниках, опубликованных на сайте BASK, множество увлекательных историй. Например, о том, что в старину яхтсмен, обогнувший мыс Горн, гордился этим величайшим достижением,— вдевал в ухо серьгу и мог сидеть в портовом кабаке, положив ноги на стол. Пользуетесь ли Вы этим почетным правом?Н.Л: Пока не пробовал.:-) Хотя мы не только обогнули мыс Горн, но прошли гораздо южнее, пересекли Южный Полярный круг... Л.М.:… и достигли рекордной для яхт 69-й параллели. Ваше плавание в Антарктике, в жесточайших погодных условиях, можно назвать настоящим подвигом…Н.Л.: Да, плавание в высоких широтах оказалось суровым испытанием для команды. В районе Южного Полярного круга густота айсбергов достигала 6-7 по семибальной шкале. Впрочем, ради подвигов мы и отправились в море.:-) Каждый день всей команде приходилось совершать один и тот же подвиг — вылезать из тёплого спальника BASK — самого комфортного места на яхте. Вообще, снаряжение BASK здорово выручало команду. Штормовые костюмы были специально изготовлены с учётом наших рекомендаций. Главной проблемой было сохранить в тепле ноги, и мы нашли выход: на тёплые носки надевали яхтенные тапочки, а сверху — непромокаемые бахилы от BASK. Получилось неплохо.Л.М.: В Антарктике вас настиг сильнейший шторм, нанесший яхте серьёзный ущерб…Н.Л.: Южный океан «очистил» нашу яхту — во время шторма унесло парус, прожектор и один из двух спасательных плотов. Переломало все «банки» —деревянные лавки в кокпите. Л.М.: Зато и на палубе у вас стало просторней… Но если банки можно изготовить из подручных материалов, что с успехом сделал боцман, то надувной спасательный плот — одна из самых серьёзных ваших потерь?Н.Л.: Увы, гораздо больший ущерб нанесли нам соотечественники, «рукастые» русские люди. Они забрали то, что не смог отнять у нас даже штормовой океан. Еще в Санкт- Петербурге мы лишились изумительной шлюпки, — её у нас попросту украли. Произошло это за два дня до отплытия. Пришлось нашим спонсорам снабдить нас запасным «тузиком». Сейчас для нас изготовлена новая шлюпка, и надо успеть оттолкнуться от берега, чтобы история не повторилась…:-) Л.М.: В Петропавловске яхту ждёт запланированная частичная смена экипажа. Сойдёт на берег и вернётся к сухопутной жизни корабельный врач Александр Левин, по совместительству — кок.Н.Л.: Александр Борисович уже готовит к изданию целый сборник изобретенных им оригинальных рецептов. В длительном плавании, когда команда неделями не бывает на берегу, еда становится одним из немногих доступных развлечений. Впервые в жизни оказавшись в роли кока, Левин научился из обычных консервов готовить плов, котлеты и всякую всячину, радуя команду неиссякаемой кулинарной фантазией. Вершиной его находчивости стала окрошка из тушенки с кокосовым молоком вместо кваса, дефицитного в Тихом океане. Вообще кок у нас особом положении, он освобожден от вахты, потому что мы считаем, что его работа — одна из самых ответственных.Л.М.: Что еще кроме кулинарных навыков требуется от претендента на место корабельного кока на «Апостоле»?Н.Л.: Конечно же, ученая степень. Л.М.: ???Н.Л.: А Вы как думали? У нас на яхте такая традиция: все коки — кандидаты наук. Исключением был самый первый кок, поэтому больше месяца у нас не задержался. На его место пришёл кандидат химических наук, а нашим третьим коком стал Александр Борисович — кандидат медицинских наук. В Петропавловске- Камчатском Левина сменит врач- стоматолог Дмитрий Зузьков из Твери. В конце июня он защищает свою диссертацию, после чего мы сможем допустить его к кастрюлям.:-)Л.М.: Кроме Дмитрия Зузькова ещё два новых члена экипажа ступят на борт яхты — кто они?Н.Л.: Это Анатолий Семёнов из Санкт - Петербурга — наш новый боцман, и Виктор Гомза, двадцатилетний камчатский студент - третьекурсник. Мы познакомились с Витей 5 лет назад, когда зимовали в Петропавловске: парнишка был предан парусу, все свободное время проводил на яхте, помогал команде на борту. С тех пор он стал хорошим яхтсменом, учится в мореходной академии. Сбылась Витина мечта, — мы берем его в плавание. Всего за четырехлетнюю историю наших двух кругосветных путешествий на борту побывало 15 «апостольцев».Л.М.: И все они — представители сильного пола. Разделяете ли вы стойкое убеждение моряков, что женщина на корабле — к беде?Н.Л.: Я не суеверен, просто руководствуюсь морским уставом, созданным ещё Петром 1. Устав предписывает два варианта: или женщин на корабле должно быть или столько же, сколько и мужчин, или — ни одной. Поэтому, чтобы не было тесно на борту маленькой яхты, мы решили обойтись мужским коллективом.Л.М.: Первое кругосветное плавания принесло российской яхте мировую известность и самые высокие международные награды…Н.Л.: Королевский крейсерский клуб Великобритании назвал путешествие «Апостола Андрея» самым выдающимся достижением мирового яхтинга 1999 года. Нас наградили медалью «За искусство мореплавания». А в январе 2002 американский Крейсерский клуб вручил нам почётную «Медаль Голубой воды». Обе знаменитые награды достались «Апостолу Андрею», —это редчайший, единственный за всю историю существования медалей случай. Но наша самая дорогая награда — любовь и признание наших соотечественников. P.S. Дневники экспедиции читайте на нашем сайте.