Все публикации

Кейптаунские будни и праздники "Апостола Андрея"

392

9 апреля 2006 года,Первыми людьми, которых мы увидели на африканской земле, были швейцарка Криста и канадец Майк - они помогли нам встать к причалу Королевского Кейптаунского яхт-клуба (RCYC), приняли швартовы. Криста со своим мужем Симоном и девятимесячным малышом пришли морем из Швейцарии и стоят через две лодки от нас. Симона можно увидеть на причале, стирающим пеленки, в то время, когда Криста занимается столярными работами, выпиливая электролобзиком дельные вещи. Их сосед Майк мечтает пройти на яхте по своей родной канадской Арктике.Тем временем встретить нас прибыли российские консулы Владимир Кидисюк и Александр Аникин и судовой агент Вадим Амелин. С Вадимом мы едем в иммиграцию и таможню, но первый визит к властям успеха не имел - возникли вопросы к паспортам моряка и отсутствию виз. Пока эту проблему решали дипломаты, на яхту снова приехали гости: еще один наш соотечественник Василий Калязин, генеральный директор Антарктического центра (Antarctic logistics centre international Ltd.) и исполнительный директор центра Мирелла Корсетти (Mirella Corsetti). Они пригласили экипаж на обед. За столом мы успели обсудить вопросы, которые предстояло решить. После ланча Василий отвез нас в офис: представил коллегам, рассказал, чем занимается Антарктический центр, одарил экипаж фирменными кепками, вручил SIM-карту к мобильному телефону и ключи от автомобиля Миреллы. В черных кепках с силуэтом Антарктиды и на красном "Форде" мы выглядели весьма элегантно. Путаясь в лабиринте незнакомых улиц с левосторонним движением, добрались до яхт-клуба, где нас поджидал Вадим: предстояла еще одна поездка к властям. На этот раз все формальности были улажены. Благодаря вмешательству Генерального консульства мы получили разрешение на недельное пребывание в стране и теперь имели все необходимое для приятной стоянки и успешной работы.А работы оказалось на удивление много, хотя ничего жизненноважного мы не планировали: просушить яхту и койки, отмыть от копоти подволок и переборки, от соли и той же копоти диваны, освежить краску кокпита и рубки, сдать в ремонт паруса, проверить стоячий такелаж и сменить лопнувший бакштаг, переустановить навигационную программу С-МАР. Все светлое время суток было плотно занято работой, отдохнуть мы себе позволяли только поздно вечером и в выходные. К счастью, совсем не отняло времени снабжение продуктами. Кроме свежих овощей и фруктов мы почти ни в чем не нуждались, и помочь в этот вопросе взялась компания CAPESPAN. В пятницу отменного качества плоды, в объеме большем, чем мы хотели, были доставлены на яхту. Одну кормовую каюту пришлось полностью освободить и отдать под овощехранилище.В субботу яхту посетили посол России в ЮАР Андрей Анатольевич Кушаков и Генеральный консул России в Кейптауне Владимир Александрович Белоус. Дипломаты ознакомились с нашим бытом, оставили добрые пожелания в книге почетных посетителей. Проводив гостей, экипаж разместился в предоставленном Генконсульством микроавтобусе и поехал на мыс Доброй Надежды, чтобы своими ногами походить по этому знаменитому месту. А место это не только известно на весь мир, но и изумительно красиво: живописное нагромождение утесов, фантастические скальные образования, панорама залива Фолсбэй и синь океана.По дороге на мыс заехали в городок Саймонстаун, посетили кладбище, где захоронены русские моряки, умершие в российских экспедициях первой половины XIX века. Стараниями наших дипломатов могилы приведены в порядок, найдены имена моряков, обретших здесь последний приют, установлен памятник. Саймонстаун - военно-морская база ЮАР, а до обретения страной независимости здесь была основная база Великобритании в южной Атлантике. В сквере, выходящем к морскому порту, стоит скульптура датского дога. Во время Второй Мировой войны эта собака была общей любимицей британских моряков, считавших ее своим талисманом. Джаст-Ньюсэнс официально числился на службе в Королевском флоте и получил звание "Отличного моряка". Один из залов музея Саймонстауна рассказывает об этом необычном военнослужащем.Возвращаясь в Кейптаун, завернули на страусовую ферму, пообщались с гигантскими птичками, покормили их через сетку. Прикупили на завтрак одно яичко. Из него наутро приготовили омлет, которого хватило на пять человек отнюдь не страдающих отсутствием аппетита. На вкус страусовый омлет сложно отличить от куриного, а в приготовлении есть одна особенность: вместо молока нужно добавлять воду. Вечный вопрос: "Что было вначале: курица или яйцо?" на "Апостоле" был разрешен в пользу яйца. После мы решили попробовать и саму "курицу", несущую такие яйца. Мясо страуса приобрели в магазине Кейптауна. И оно оказалось совсем не похожим на курятину, скорее напоминает баранину. Бедолаги-страусы идут не только в пищу: выпитые и съеденные яйца раскрашивают или покрывают резьбой. Из них делают настольные светильники или устанавливают на подставки. Перья идут на вееры, опахала и боа, а из кожи изготавливают кошельки, бумажники, дамские сумочки и туфли.В воскресенье экипаж отправился гулять по Кейптауну – город посмотреть, себя показать, посетить рынок, где можно купить сувениры и поделки чуть ли не со всей Африки, - а капитан на красном "Форде" поехал в аэропорт встречать прилетавшего из Питера Алексея Колосова. На этот же день был запланирован визит на яхту Жастина Хорнби (Justin Hornby), представителя компании C-MAP South Africa. Жастин по просьбе своих российских коллег и наших спонсоров должен был привести в порядок навигационный компьютер.Покончив с делами, мы с Алексеем присоединились к друзьям на рынке. Анатолий Семенов вызвался быть нашим гидом, и по тому, как на него бурно реагировали продавцы, стало понятно, что он здесь личность уже известная. Прикупив по совету художника пару самых замусоленных масок - по его мнению, это свидетельствовало о подлинности шедевра, мне же кажется, что больше не нашлось балбесов - я решил свою сувенирную программу считать выполненной и тему рынка закрыть. Сам художник приобрел изделие в половину своего роста, вполне пригодное на носовую фигуру парусника средних размеров.В понедельник экипаж "Апостола" был приглашен на вечерний коктейль в яхт-клуб. Собрание было посвящено приему в клуб новых членов. Кроме виновников торжества, их поручителей и рекомендующих, участниками вечеринки стали экипажи всех иностранных яхт, гостящих здесь. Командор RCYC Рассел Воррен (Russel Vorren) поздравил вновь принятых, вручив каждому клубный джемпер. Затем были представлены иностранные гости. Больше всего времени у командора заняло перечисление походов "Апостола Андрея", экипаж которого был встречен аплодисментами. Позднее, в частной беседе, Рассел сказал, что руководство клуба решило не брать платы за стоянку с именитой яхты.Клубный день в RCYC среда. Летом в этот день устраивают регаты, зимой члены клуба и их гости коротают вечера в ресторане или баре. Наша первая среда совпала с открытием фестиваля фейерверков: две недели по средам и субботам вечернее небо Кейптауна будут украшать рукотворное сияние. Пиротехники разных стран соревнуются друг с другом и радуют зрителей. Композиции демонстрировались под музыку, которая разносилась далеко окрест. Мы также побывали в российском Генконсульстве. Рассказали работникам дипмиссии о плавании и пережитых приключениях, а после отведали блинов и пирогов, приготовленных умелыми руками сотрудниц.Тем временем неделя, отпущенная иммиграционными властями, заканчивалась, а мы катастрофически не успевали закончить дела. Как всегда, не хватало одного дня - паруса должны были быть готовы только в среду. Вновь обратились за помощью в Генконсульство. В результате его заступничества власти согласились терпеть нас еще одни сутки.Утром пятого числа мастер привез паруса и новый чехол для дизель-генератора. Затем все в сумасшедшем темпе - заправка топливом и водой, поездка в порт и таможню, поездка с новозеландским приятелем Клаусом (он и здесь нас нашел!) на почту, по делам филателистическим. На яхту заглянули полярники во главе с Арнольдом Будрецким, заместителем начальника сезонной 51 антарктической экспедиции. Они пришли в Кейптаун на борту российского антарктического флагмана "Академик Федоров", на два дня позже нас.И вот наступил последний кейптаунский вечер, и выпал он на среду. Адвокат Антарктического центра и член яхт-клуба Алвин Жуберт(Alewin Joubert), помогавший нам со стоянкой и заправивший нас топливом, убеждает меня в том, что нет никакого криминала, если мы задержимся еще и на ночь, а на прощание сходим на фейерверк. Хотя юристу виднее, где граница дозволенного, у меня возникают определенные сомнения. Но, как адвокат, Алвин обладает даром убеждения. В итоге, он с гостями прибывает на борт, мы вливаемся во флотилию яхт и выходим в гавань смотреть огненное шоу.Утро следующего дня выдалось седым. Густой туман окутал Столовую гору и бухту, порт был закрыт. Выход "Академика Федорова" отложили, об этом нам рассказали Василий Калязин и Мирелла, приехавшие проститься. Я сдал Василию телефон, Мирелле вернул ключи от ее "пепелаца" - так она называет свой "форд", чувствуется влияние работы с русскими. Последние фото на память, и мы остаемся одни. На нас запрет на выход из порта не распространяется, да и туман стал рассеиваться. Пора! Выходим из гавани яхт-клуба в главный бассейн, проходим мимо "Федорова", прощаемся, предлагаем догонять нас. Что он и сделает на траверзе острова Роббен, расположенном в шести милях к северу от Кейптауна.Робен с середины XVII века служил местом ссылки. Первым заключенным острова был переводчик основателя Капстада-Кейптауна Яна ван Рибеека. Голландцы ссылали на остров знатных принцев и шейхов из Индии, Малайзии и Индонезии - руководителей движения сопротивления. Британцы держали здесь вождей мятежного племени коса. Правительство ЮАР в 1963 году приговорило к пожизненному заключению на острове Нельсона Манделу и с ним еще семерых активистов освободительного движения. Последний политзаключенный был освобожден в 1991 году. Три года спустя Мандела стал первым черным президентом страны, остров объявлен заповедником, а в тюрьме организован музей. Ван Рибеек высадился на берег Столовой бухты 6 апреля 1652 года. В этот же день 2006 года покинул Кейптаун "Апостол Андрей".7 апреля 2006 года,Вновь в океане6 апреля, в полдень, "Апостол Андрей" покинул Кейптаунский порт и взял курс на Намибию. Нас вновь стало пятеро: к экипажу присоединился питерский яхтсмен Алексей Колосов. На берегу Алексей - яхтенный конструктор, работает в КБ "Старлит". Теперь у экипажа появилась удобная возможность, в случае каких-либо неполадок иметь под рукой своего "конструктора отпущения", а не поминать тех, кто далеко и недоступен.С появлением нового человека пришлось перекроить вахты: Алексей будет работать с Михаилом Каптюгом, а Александр Руднев, назначенный на должность вахтенного начальника, теперь рулит вместе с художником Семеновым. Капитан же получил долгожданную возможность - на руле не стоять, а только указывать, как это делается. Ключевой пост - камбуз захватила, как водится, питерская диаспора: художник и конструктор. Орудуют там по очереди и вместе и надо сказать, что у них это совсем неплохо получается.Ваш Литау