Все публикации

Новости "Полярного кольца": по припайному льду Баренцева моря

Экспедиция "Полярное кольцо" достигла Ненецкого автономного округа Архангельской области. Обо всех примечательных событиях, происходящих с исследователями Севера, читаем в выдержках из дневника путешествия:

269

14 апреля к полудню въехали в пос. Индига - крупнейший населенный пункт в этом районе. Он пристроился на высоком берегу реки и смотрит на нее десятками деревянных домов, преимущественно голубого цвета (наверно, краска только такого цвета была завезена сюда в одну из навигаций). Есть здание администрации, большая школа-интернат, электростанция, небольшой аэродром. В прежние времена здесь был и рыбокомбинат, известный на всю страну, и зверосовхоз. Сегодня всего этого уже нет, а вместо десятка оленеводческих бригад едва наберется четыре. От специализированной службы, в прошлом занимавшейся эксплуатацией нескольких береговых морских маяков, практически остался один сторож - теперь навигация на море строится по иным принципам.Проехав поселок, спускаемся к реке и берем курс на метеостанцию. Забираемся на невысокий берег, сильно изъеденный северными ветрами, и мимо двух створных знаков подкатываем к жилому домику. Нас встречают Андрей и Ирина - метеорологи, единственные обитатели этих мест. Хотя, впрочем, не единственные наше появление сопровождалось заливистым лаем сторожевого пса и молодого щенка, крутившегося под ногами. Метеостанция стоит на Индиге давно, с 1935 года. В 57-м ее перенесли с противоположного берега на теперешнее место. Хозяева напоили нас чаем, угостили олениной. Мы тоже постарались не остаться в долгу. Так, за общением, незаметно пробежало больше двух часов. Тем, кто знаком с севером не понаслышке, возможно, и не удивятся такому гостеприимству и такой душевности хозяев. Но у нас до сих пор каждая такая встреча оставляет неизгладимый след. Покинув теплый дом, выдвигаемся по направлению к мысу Попова и через некоторое время уже идем по припайному льду Баренцева моря. Проходим мыс Попова и продолжаем двигаться вдоль берега. По мере приближения к мысу Железный полоска припая начинает стремительно сокращаться. Обрывистые стенки самого мыса действительно имеют какой-то железный отлив на фоне окружающих снегов и льдов. На полгоризонта - тяжелое свинцовое водяное небо. Огибаем мыс Железный. Припайная трещина здесь подходит к самому берегу. На скорости проходим под прямым углом к ней. Второй прицеп проваливается в воду, но машина выдергивает его снова на лед. Рывок получился достаточно сильным, и балка крепления серьги не выдержала нагрузки. Через 10 метров головная машина остается с одним прицепом, но останавливаться в таком месте не желательно. Достигнув через сотню метров коренного берега, мы пешком возвращаемся к трещине, чтобы наметить дальнейшие действия. Выйдя из-за мыса, застаем феерическую картину - первый прицеп следующего за нами вездехода завалился на бок, так же провалившись в эту трещину, и смотрит в небо своим громадным колесом. Через час возни с домкратами, веревками, ледобурами и прочим такелажем мы вновь в походном строю на береговой террасе. За мысом Железный припай практически кончился. До горизонта открытое свинцовое море, по которому ходят барашки . Держим путь вдоль береговой кромки, иногда отдаляясь от нее на несколько сотен метров. В сумерках встаем под береговым надувом. За день пройдено 89 км. Это не мало, если брать в расчет все те события, которые произошли сегодня. Прочесть полный дневник экспедиции