Все публикации

"Piolet d’Or-2006 как фестиваль и как соревнование" глазами Юрия Кошеленко

899

Горы дают нам свободу, и мы хотим поделиться ей со всеми. Когда альпинисты совершают восхождения, они делают это наедине с собой, но они приобретают опыт, который может сделать богаче и сильнее всех людей.Если видеть «Золотой ледоруб» как способ сделать Большой альпинизм ближе к «широким народным массам», то, видимо, это явление имеет право как на свое существование, так и на свою эволюцию. И очевидно, что у этого явления две ипостаси: «Ледоруб» как фестиваль и «Ледоруб» как соревнование. Если против первого не возражает никто, то второе инициирует сильные споры. Критику вызывает именно соревновательный акцент, поскольку состязания и конкуренция вносят некоторую размолвку в интернациональный коллектив восходителей, создававших моду в прошлом и лидирующих в альпинизме сейчас. Соревновательные оценки, как не старайся, не могут полностью учесть такие тонкие вещи, как дух и творчество, степень неопределенности, силу преодоления, этику, красоту человеческих отношений, новый опыт и новые горизонты, открытые альпинистами во время своего подъема, эволюцию, которую они совершили, - т.е. всего того, что является подлинным наполнением альпинизма.С одной стороны «Piolet d’Or» критикуют за порождение соревнований среди альпинистов, с другой - за размытость критериев оценки. На мой взгляд, эта нечеткость как раз и подразумевает попытку не выплеснуть за борт тонкие вещи, которые принято называть духом или сущностью альпинизма. Наши чемпионаты, например, уже давно жестко обусловлены, зачастую судьбу первых мест решает не судейская коллегия, а классификационная комиссия. Именно она определяет, кому давать 6А или 6Б, первопроход это или вариант и т.д. А методика такова, что главным образом судится маршрут в своей абсолютной величине, а действия альпинистов на горе уже второстепенны. Такие эфемерные понятия, как творчество, импровизация, дух, экспрессия, красота, вообще не рассматриваются, да и как их можно почувствовать из формализованных отчетов за несколько часов обсуждения… В итоге те, кто хочет экспериментировать и быть художником своих восхождений, будут игнорировать чемпионаты. Многие эксперты в Европе считают что «Grand alpinism» как явление умер. «Piolet d’Or» говорит - нет!Лично мне «Золотой ледоруб» помог лучше осознать подлинную ценность альпинизма, я вижу его как фестиваль, как международный форум, инициирующий заинтересованный обмен мнениями. Важно, чтобы он эволюционировал, даже если выбор жюри не всегда бывает безупречным. Церемония этого года отличалась тем, что все восхождения, представленные на награждение, были сделаны в альпийском стиле. Параметры восхождений были сопоставимы хотя бы уже по одному фактору, и это вселяло надежду, что решение будет не таким полярным, как, например, в 2005 году, когда в финале обсуждения конкурировали два совершенно противоположных по тактике восхождения: на Жанну команды «Русский путь - стены мира» и соло Стива Хауза на К7.В этом году организаторы постарались внести некоторое разнообразие, и один день был посвящен целиком горным лыжам и общению. Утром следующего дня презентация восхождений в узком кругу (только номинанты и жюри), это всегда самый интересный момент, когда ты можешь погрузиться и почувствовать восхождение, которое не совершал, приблизиться к другому видению альпинизма. Во второй половине дня жюри принимало решение, все восхождения были отмечены как очень достойные, мы старались различить малейшие нюансы и принять во внимание все детали. Обсуждение велось в очень уважительной cпокойной обстановке. Игорь Чаплинский, Андрей Родионцев и Орест Вербитский (Украина) – восхождение на Шингу Чарпа (5600 м., Пакистан) по северному ребру – прекрасная естественная линия ребра просто завораживает, очень красивый маршрут, пройденный в основном свободным лазанием. Само восхождение было для парней наградой, они поймали настоящий драйв.Павле Кожек (Словения) – новый маршрут на Чо-Ою (8201 м., Непал - Тибет), соло за 14.5 часов к вершине, очень красивая реализация. Отличная физическая форма, устойчивая техника, минимум снаряжения.Ян Парнель и Тим Эммет (Великобритания) – открытие Юго-восточного ребра на Кедарнатх Дом (6830 м., Гарвал, Индия). Поиск естественного рельефа, исключительно свободное лазание, минимум снаряжения, веселая бесшабашность.Марко Презель и Борис Лоренсик (Словения) – первопрохождение Северо-западного ребра Чомо Лари (7326 м., Тибет). Пространство, открытое всем ветрам, изящная линия и современное сочетание параметров высоты и технической сложности.Денис Урубко и Сергей Самойлов (Казахстан) – новый маршрут по Северо-восточной стене на Манаслу (8163 м., Непал). Великолепная физическая форма, экспрессия, сложные участки на высоте, большая выразительность.Выбор был труден, но, в конце концов, жюри большинством голосов приняло решение в пользу Марко и Бориса. Удаленный район, большая гора, крутое ребро, техничное свободное лазание на высоте, тяжелые погодные условия, непростой спуск, сложность возвращения в случае форс-мажора, красота замысла, высокая неопределенность - все это, по мнению жюри, отражает современные тенденции развития альпинизма. Церемония награждения состоялась вечером в здании Альпийского конгресса в Гренобле в присутствии большого скопления публики и французских СМИ. Я не могу раскрывать всех деталей, касающихся обсуждения номинаций, на мой взгляд, выбор жюри был корректен и все члены жюри стремились принять беспристрастное решение.Другие высказывания Ю. Кошеленок о конкурсе "Золотой Ледоруб"Так ли плоха слава?