8 (800) 333-03-76

Интернет-магазин

+7 (495) 775-13-13

Оптовый отдел
при поддержке

НПФ БАСК

Международный семинар "Выживание и работа в холодной среде"
Архипелаг Шпицберген, В 2007г. - Ну-Олесунн (Норвегия), 15 - 21 марта В 2008г. - Ну-Олесунн (Норверия), 3 - 10 марта
Курсы в Норвегии "Работа и выживание в полярных условиях"
Цель курсов

Работа и выживание в полярных условиях, например условиях Арктики, стало важным аспектом для решения, как научно-исследовательских, так и коммерческих и туристических задач. Все более возрастающий интерес к этой области влечет за собой осмысление того, какое снаряжение и какая одежда поможет выжить и эффективно работать в столь суровых условиях.
Данные Курсы предназначены для тех, кто работает в холодных условиях, а также для тех, чья деятельность постоянно с ними связана:

1. Управленческий состав
2. Техническая поддержка и проверка оборудования
3. Разработка и производство снаряжения
4. Медицина и физиология, включая подразделы изучающие вред, наносимый холодом здоровью человека
5. Вооруженные силы и специальные службы, а также иная профессиональная деятельность, предполагающая продолжительную работу в холодных условиях
6. Экспедиции


Слушатели приобретают необходимые знания и навыки благодаря сочетанию лекций, обсуждений и практической работы, а также самостоятельной проверке снаряжения. Они получают информацию о том, как работать в холодных условиях и как вести себя в чрезвычайных обстоятельствах. В ходе занятий предоставляется большой выбор снаряжения.
Мы уже обратились за поддержкой к Норвежской Медицинской Ассоциации (Norwegian Medical Association) на проведение Курсов в области Анестезиологии и Производственной медицине. Все предыдущие Курсы получили такую поддержку. Так же поддержка была получена со стороны Американского колледжа Производственной медицины и Медицины окружающей среды (American College of Occupational and Environmental Medicine).
Место проведения

Курсы проводятся в г.Ну-Олесун, остров Шпицберген – самом большом острове архипелага Свальбард, на широте 78º с.ш. В настоящее время город представляет собой международную исследовательскую станцию, доступ на которую возможен только по специальному приглашению. Город обязан своим появлением угольным шахтам, однако, стал отправной точкой для многих известных экспедиций на Северный полюс (экспедиции Амундсена, Нобиля, Элсуорта). В настоящее время станция ведет исследования в области биологии, астрофизики и метеорологии. Летом на станцию можно попасть на катере или пароме, зимой – на самолете местных авиалиний из Лонгербиена. Существуют также регулярные рейсы из Тромсо (континентальная Норвегия) в Лонгербиен. Средняя температура в марте -15ºC.

Содержание курсов


* Арктическая среда обитания
* Обморожения и гипотермия
* Производительность труда в холодных условиях
* Требования к рациону питания в холодных условиях
* Требования к одежде для работы в холодных условиях
* Гигиена и предупреждение обморожений
* Отбор персонала для работы в условии Арктики
* Чрезвычайные ситуации, лечение и транспортировка
* Использование и уход за скутерами
* Использование и уход за лыжами
* Чрезвычайные ситуации на воде – использование водонепроницаемых костюмов
* Лагерь в арктических условиях
* Опасности в арктических условиях – как их предупреждать и выживать
* Навигация
* Что делать, если вы встретились с полярным медведем

Слушатели могут привезти и использовать свое снаряжение в ходе курсов. Объективная оценка снаряжению будет подведена в ходе практических работ. Для обсуждения и демонстрации снаряжения выделяется специальное время.
Количество слушателей курсов ограничено – максимум 15 человек. Официальный язык курсов – английский.
Организаторы

Альф Брабакк, профессор физиологии окружающей среды, Норвежский Университет науки и технологии, Тронхейм, Норвегия.

Бард Холанд, профессор кибернетики, Норвежский Университет науки технологии, Тронхейм, Норвегия, ведущий инженер компании Тельма.

Арвид Поске, управляющий директор компании Тельма.

Йохан Скуллман, офицер вооруженных сил Швеции, инструктор по выживанию

С 90х годов эти инструктора организуют обучающие программы в ходе курсов по выживанию и работе в холодных условиях при поддержке компании Тельма (ранее институт SINTEF) на Шпицбергене. Они обладают как практическим опытом, так и теоретической базой для обучения слушателей работе в холодных условиях.
За все время проведения курсов около 150 человек уже были их слушателями. Среди них и врачи, представители вооруженных сил, руководители экспедиций, альпинисты и туристы, производители снаряжения и одежды, испытатели, менеджеры по безопасности труда.
Один из слушателей написал:
«Пользу от этих курсов нельзя переоценить, они дали хорошие практические знания о тех проблемах, которые могут возникнуть в холодных условиях. Сочетание практических работ и теоретических лекций дало возможность проверить теорию на практике. Более того, трехдневная практика в полевых условиях – это то, что должно стать частью будущих курсов».

Организаторы курсов – компания Тельма AS, Тронхейм, Норвегия. Компания Тельма была образована в 2000 году и специализируется на тестировании и разработке снаряжения и систем выживания в экстремальных условиях.
Стоимость

Стоимость курсов составляет 28 000 норвежских крон.

Данная стоимость включает расходы на перелет из Лонгербиена, аренда скутеров, все необходимое для практических работ снаряжение, а также материалы для курсов. Багаж, перевозимый из Лонгербиена в Ну-Олесун и обратно строго лимитирован. За превышение взимается плата в 30 крон/кг.

Крайний срок подачи заявок на регистрацию 01 февраля 2008 года. В зависимости от числа зарегистрированных слушателей, подтверждение высылается сразу по истечении этой даты. Помните, что количество слушателей ограничено!

Рекомендуем регистрироваться заранее!

Для дополнительной информации обращайтесь в компанию Тельма AS:

P.o. Box 6170, Sluppen

N-7435 Trondheim, Norway

Tel: +47 73 87 78 00

Fax: +47 73 87 78 01

Web: www.thelma.no

E-mail: johan.skullman@firstnet.nu, bah@thelma.no, brg@thelma.no, arp@thelma.no

Также регистрация возможна через компанию БАСК:

129085 Россия, Москва, ул.Годовикова, д9, стр.1

Тел. +7 495 232 67 02

Факс +7 495 234 06 03

Web: baskcompany.ru

E-mail: kramarskaya@baskcompany.ru

Подробнее о прошлогоднем семинаре

P.S.
Билет в прошлом году обошелся 18 500 руб.

На сегодняшний день стоимость билета Москва-Тромсе-Москва (пересадка в Осло):
24 645 (через Осло) - Аэрофлот
20 761 (пересадка Стокгольм и Осло) - Скандинавские авилинии

Можно найти дешевле (не дороже прошлогоднего билета). На это время много недорогих рейсов. Минимальная стоимость Москва-Тромсе-Москва 250 EUR.

До Шпицбергена и обратно билет стоит 300 EUR (прошлогодняя цена).

Итоговые примерные расходы на поездку:

- 125000 руб. стоимость участия (28000 норвежских крон)
- 31000 руб.- 21000 руб. билеты Москва-Норверия-Шпицберген-Норверия-Москва
Плюс - небольшие расходя на проживание в Норвегии, если нужно будет ночевать
"Школа выживания" на Шпицбергене, часть 4, заключительная
21.03
Утро было суровым. Сильный ветер, тучи, плюсовая температура и темное-темное море.
Сегодня последний рабочий день наших курсов. С самого утра было немного грустно. Традиционное уже начало дня – завтрак, лекция и практические работы до ланча.

Когда мы пришли в зал, Алф представил нам аварийную ситуацию. Потерпел крушение самолет в нескольких километрах от нашего лагеря. Мы – группа геологов – впервые в этом районе. С собой карты трехлетней давности. Известно также, что до ближайшей «населёнки» 200 км, укрытие (хижина) - в 30 км. Сколько пострадавших и выживших - неизвестно. В нашем распоряжении все необходимое для лагеря снаряжение и два ski-doo с санками. Действовать нужно по обстоятельствам.

Надо отметить, что каждый из нас участвовал в спасработах впервые и не имел представления, как и с чего начать. Иными словами, мы просто растерялись. Первый, кого мы увидели на месте «аварии», был Арвид. На него страшно было смотреть! Если бы раны были настоящими, он бы не выжил. Мы с Ингунн кинулись к нему - перевернуть и положить на подстилку тяжелого Арвида было непросто.

Постановка палатки заняла много времени. По очереди мне помогали Кари и Карстен. После этого они ушли помогать вытаскивать Еспена, который с признаками гипотермии сидел под обрывом, и Иохана, который лежал у самой воды с признаками гипотермии и с какими-то еще повреждениями. Предстояло выполнить очень трудное задание – затащить в палатку груз весом 90 кг, который при этом еще и стонет. Это нам удалось. Следующим был Еспен, он еще тяжелее Иоханна. Последним был Арвид, от которого страшно воняло марганцовкой (она имитировала кровь). В результате внутри палатки я оказалась в ловушке, зажатая тремя грузными телами. Help! Вылезти удалось через запасной выход.

С этого момента Алф считал спасработы завершенными. Жертвы выползли, и мы дружно двинулись на ланч, затем был «разбор полетов». Ошибку, о которой рассказали инструктора, я постараюсь запомнить на всю оставшуюся жизнь. Нельзя бросаться кого-то спасать, не распределив роли. Без руководства и надлежащего исполнения указаний руководителя ничего сделать не удастся.

В целом, инструктора остались довольны нашей работой. После этого Алф прочел небольшую лекцию о подборе команды для работы в полярных условиях. Большая часть мне была непонятной, так как речь шла о лидерах групп и качествах, которыми они должны обладать. Почти все примеры были из полярных экспедиций Нансена, Амундсена, Скотта и Шеклтона. Первые две были чрезвычайно успешными, две последние - наоборот. Экспедиция Скотта к Южному полюсу вообще закончилась трагедией – гибелью команды и самого Скотта.

Но запомнилось больше всего другое. Набирая команду для шхуны Фрам, Амундсен отдавал предпочтения датчанам, норвежцам и шведам, по возможности стараясь избегать шотландцев и немцев. Сразу же отклонялись кандидатуры испанцев, французов и итальянцев.

Позднее я поняла такое решение Амундсена. Вся загвоздка в языке. Датский, норвежский и шведский языки почти родные. Произношение может быть разным, но слова ясны.
Как я выяснила, Арвид, Еспен, Ингунн, Алф, Кари и Ёспен говорили на норвежском, Иоханн на шведском, а Карстен на датском, и они понимали друг друга без всякого напряжения! Еще раз подтвердилась истина, которая пришла мне в голову во время спасработ - к сожалению, работать в команде, большая часть которой говорит на незнакомом языке, невозможно…

Но вот все и закончилось. Мы подвели итоги. Подошли местные жители, которым Арвид разрекламировал спальники BASK - почти все они остались в городе Ну-Олесунн. Нас ожидал прощальный ужин и совместные посиделки. Действительно, хорошее завершение хорошего мероприятия.

22.03
На утро небо опять было пасмурным, ветер усилился. Погода, как будто злилась на нас за то, что мы уезжаем. Впрочем, нам тоже было нелегко расставаться. Последние приготовления и сборы. Мой рейс в Лонгербиен в 12.30. Прилетел самолетик. Лонгербиен встретил нас почти ураганным ветром и хмурым небом. До скорого свидания, Шпицберген-Svalbard!

Ира Крамарская
Ну-Олесунн – Осло
Март 2007
"Школа выживания" на Шпицбергене, часть 3
19.03
Сегодня нам предстояло самостоятельно сделать пещеру, обжить ее, заодно поставить лагерь, приготовить еду на всех, переночевать и вернуться живыми и невредимыми в город.

На лекции Йохан изложил теоретический секрет постройки снежной пещеры. Так, Quincy – один из видов пещеры - представляет из себя круглое убежище на 4-6 человек с почти овальным входом. Спальное место похоже больше на нары. Необходимо строго соблюдать высоту пещеры, учитывая глубину снега.

Йохан сделал на бумаге небольшие зарисовки. На этом наше образование по пещеростроительству закончились, и мы перешли к бытовым вопросам. Предполагалось, что использовать будем спиртовые горелки с ветрозащитой - 8 наборов. Еда – сублиматы в вакуумной упаковке и комплекты высококалорийной еды.

В набор группового снаряжения вошли лопаты, маленькие рюкзаки и большие баулы, спиртовые горелки и наборы посуды, горючее, сублиматы, снегоступы, палатки, спички, свечи и фонари, лыжи и палки, топор. Чтобы все это увезти, нам понадобилось 5 сноумобилей с санками и один без санок.

Я долго сомневалась – то ли спать в пещере, то ли в палатке. В конце концов, решила спать на улице в самом теплом спальнике BASK – Kashgar. Вначале никто мне не поверил.

Тем временем, в пещерах закипела работа. В ущелье между двумя горками ветер дул нещадно со скоростью не меньше 15 мс. Снег, который ребята выкидывали из пещер разлетался облаком, накрывая с ног до головы. Обмерзающими пальцами успела кое-как нажать на кнопку затвора фотоаппарата, пытаясь запечатлеть хотя бы часть того действа, которое творилось на строительной площадке. Не работая, долго оставаться на одном месте было невозможно.

Мне досталось самое интересное, установить 6 горелок и разжечь их. Должна признаться, что спиртовую горелку я видела второй раз в жизни (в первый раз - в зале, незадолго до отъезда, во время лекции). Конечно, часть спирта пролилось на руки. Еще на лекции Йохан предупреждал, что нужно аккуратнее обращаться со спиртом, так как даже небольшая капля, попавшая на кожу человека, обезжиривает ее и снижает сопротивляемость холоду. И действительно, пальцы сразу стали шелушиться. По возвращении мне еще два дня приходилось приводить их в порядок.

Наконец, все горелки горели, снег в плошках постепенно таял. Прошло примерно 40 минут до закипания воды. В голове у меня крутилась мысль, похожая на проснувшуюся совесть – дежурный должен первым делом накормить всех, и только после этого поесть сам. Не получилось… Ребята подходили группами. Тем временем кастрюльки успевали остыть, а горелки погаснуть - мороки было немало.

Алф использовал куртку Heaven, брюки Northwind и бахилы Leggins TH. Последними он остался не вполне доволен: из-за довольно скользкой подошвы в них было достаточно трудно ходить по склону. Сама я была одета в свою куртку Thermo V2 и брюки Hike, с которыми практически не расставалась.

Мы заранее решили протестировать во время предстоящей ночевки несколько изделий BASK – спальники Kashgar, Karakorum, Mustang, костюм Ultimate, а также спальники Challenger, Pacific, Pamirs.

У нас было с собой 8 приборов для измерения температуры кожи на 4 человек – на меня и спальник Kashgar, на Арвида и спальник Mustang, на Алфа и спальник Karakorum и на Иохана в костюме Ultimate. Трое (я, Арвид и Алф) должны были спать на улице, Йохан - в палатке.

В спальнике было тепло. Только ноги никак не хотели согреваться. Около получала я ворочалась, пытаясь разогреть ступни. Когда кровь, наконец, стала циркулировать, от активного движения отклеилась пара датчиков - пришлось лепить их обратно. Наконец я угомонилась и стала ждать белого медведя. Уже почти засыпая, услышала тихий осторожный хруст снега где-то рядом. Ни о каком сне уже не было и речи, нервное напряжение нарастало. Когда в очередной раз скрипнул снег, а затем послышался звук закрываемой молнии, я решила больше не обращать внимания на хруст и прочие звуки.

20.03
Ближе к утру стало жарко, и я сняла брюки и свитер. А утром меня разбудил голос Йохана. Зашуршали спальники, послышался смех. На улице было пасмурно и ветрено, а в спальнике тепло и уютно. Оказалось, меня частично занесло снегом, и он посыпался внутрь спальника, как только я вылезла.

По прибытии в город мы дружно разгрузили вещи, посмотрели результаты замеров и отправилась на ланч. В гостиной здания, где находится лекционный зал, я застала Арвида, Иохана и Алфа. Арвид сказал, что хотел бы приобрести некоторые вещи BASK, то же желание высказали и остальные, и я была очень рада «избавиться» от всех вещей сразу.

Затем была лекция о повреждениях, которые можно получить в холодных условиях и о первой помощи при таких повреждениях. Особенно полезно было узнать о гипотермии.

Человека с гипотермией необходимо быстро изолировать от холода. При этом, чтобы не спровоцировать шок и остановку сердца, нельзя использовать методы активного разогревания – растирание, принятие горячей воды и напитков, обмывания теплой водой. Необходимо как можно теплее укутать человека, время от времени делая теплые компрессы.

Людей с обморожениями необходимо также быстро изолировать от ветра и холода. При появлении больших гнойников и мозолей ни в коем случае нельзя самостоятельно их вскрывать - слишком велик риск заражения. Даже при очень сильных обморожениях всегда есть возможность спасти конечности от ампутации. Спасти невозможно только умершие ткани. Но в любом случае гипотермию и обморожения проще предотвращать, чем лечить.

Во время презентации Алф показал немало фотографий рук и ног с различной степенью обморожения. Зрелище не совсем приятное, особенно перед обедом.

В тот же вечер мы узнали, что ночью в районе морской лаборатории, в нескольких километрах от нас, были найдены следы медведя. Арвид решил проводить меня до гостиницы, на всякий случай захватив пистолет. По дороге он рассказал, что назавтра нас ждет проведение спасработ, где он будет выступать в роли одной из жертв.

Продолжение следует
"Школа выживания" на Шпицбергене, часть 2
17.03
Утро было хмурым. Из кровати вылезать не хотелось. По сравнению с предыдущим днем ветер значительно усилился. Облака низкие. Горы почти не видны. Море темно серое, холодное и страшное.

Первая лекция представляла собой подготовку к практической работе. Йохан Скуллманн немного рассказал о снаряжении. В шведской армии придерживаются принципа многослойности даже в спальных мешках, что дает множество преимуществ по сравнению с однослойной системой: комбинация из нескольких спальников теплее из-за воздушного пространства между ними; спальники можно легче высушить по отдельности; можно по-разному использовать, и когда холодно, и когда тепло. С собой внутрь спальника не рекомендуется брать мокрые или сырые вещи и обувь, даже в пластиковом пакете.

В качестве ветрозащиты в армии используются небольшие квадратные конверты из ткани Nylon с пропиткой с прорезями, закрывающиеся на липучку, и входом на шнурке с фиксатором. Один конверт – один человек. Конверт весом около 500 гр. упаковывается в небольшой мешочек с утяжкой.

Далее нам предложили выбрать комплект снаряжения – спальник и коврики – которым мы будем пользоваться на практических занятиях. А также нужно было предварительно поставить палатку.

Все палатки – Hell Sport, туннельного типа. Предположительно на 3-4 человека. Каркас внешний, но карманы для каркаса пришиты изнутри. Ткань – силикон+PU, Nylon. Цвет – зеленый.

Палатка произвела нехорошее впечатление. Карманы каркаса найти сложно, натяжение стропы между стойками не регулируется, палатка стоит «в раскоряку» и отрегулировать её практически невозможно. Также не понравилась дверь и вентиляция внутренней палатки. В тот момент я пожалела, что не взяла пару BASK-овских палаток. Палатки BASK- лучше!

После подбора снаряжения мы начали готовиться к выходу, подключать все датчики.
Мне досталось сравнительное тестирование Leggins-TH и бахил из кожи на меху с подошвой. Стало интересно, что теплее.

На улице тем временем ветер носился со скоростью не меньше 10-12 мс, с порывами до 15-18 мс. Внушительные цифры, если учесть, что нам предстояло на этом ветру поставить палатку. Палатку раздуло как парашют. Втроем мы еле удерживали ее на месте.

По всем правилам организации бивуака палатку развернули по ветру. С трудом закрепили оттяжки. Йохан Скулламанн показал, как можно использовать лыжу для оттяжек. Весьма полезное замечание, тем более что лыжных палок для крепления не хватало.

Также решили построить небольшую ветрозащитную стену. И тут-то я поняла нашу ошибку. Нам надо было бы выкопать небольшую яму в размер палатки - мы бы и палатку проще поставили, и снег для стены достали, и от ветра бы спрятались, и снег бы под палаткой не проминался…

Теперь нам предстояло наслаждаться холодом – сидеть на ветру сначала лицом к ветру, потом спиной, потом под нейлоновой защитой, и напоследок в палатке. Сидели мы на ковриках, по 20 минут в каждом положении. Наши экзаменаторы все время находидись рядом – Арвид в костюме Macalu Suit, а Йохан в комбинезоне Ultimate. Судя по их виду, им было тепло и комфортно.

Завершились наши занятия поездкой на ski-doo, своего рода сноумобиле. Здесь в ход пошла куртка Heaven, брюки Norhwind THL, подшлемник Cascade и Leggins TH, которые я все еще тестировала.

На ski-doo я сидела в первый раз. Принцип работы ski-doo очень прост – жмешь на небольшой рычаг под большим пальцем правой руки - газ, и машина трогается с места. Тормоз, как на мотоцикле, слева. Гораздо сложнее оказалось управлять этим транспортом.
Главное здесь – всем весом наваливаться на руль и наклоняться в ту сторону, куда поворачиваешь, помогая машине сделать поворот. Поворачивать нужно плавно, иначе не избежать переворота.

Сразу после каньона мы выскочили к заливу. Более красивых мест я еще не видела! На закате все вокруг стало желтоватым, но тени и предметы были резкими. Вдалеке виднелись горы, почти как Кавказские, и огромный голубой ледник, стекающий в залив. А за спиной скалистые горы с резкими, обрывистыми склонами, ущелье, из которого мы спустились. И всюду снег! В город мы вернулись уже в темноте.

18.03
Первая лекция была посвящена гипотермии и обморожениям. Затем - еще одна лекция о спасательных костюмах разработки компании Thelma. Рассчитано, что в спасательном костюме человек сможет прожить пару часов воде, если её температура +2 град. Сразу после лекции мы пошли это подтверждать.

Каждому прицепили датчики к животу в районе желудка, к пояснице, к бедру - спереди и сзади. Выдали по специальному комбинезону для утепления, а сверху - спасательный костюм, ярко рыжий, водонепроницаемый с неопреновыми манжетами и варежками. На ноги - резиновые сапоги, приваренные к костюму.

Мне достался комбинезон 54 размера и спасательный костюм на двухметровый рост - это выглядело смешно. Еще смешнее было идти в резиновых сапогах 45 размера по отполированной до льда дороге при сильном ветре, что норовил свалить в сугроб. Но до залива я все-таки добралась. На причале к нам привязали страховочные веревки и отпустили с миром в воду.

Странные ощущения - качаться на волнах в заливе, где температура воды не превышает 1 градус тепла. Как будто лежишь на мягкой кровати с водяным матрасом. Постепенно укачивало, хотелось спать. Неутомимый датчанин Карстон, плавал и резвился как морж.

На берегу Арвид, Йохан и Алф проводили замеры в куртках BASK. Арвиду весьма приглянулся Valdez. Наконец, вылезли и мы. Мой костюм почти целиком покрылся льдом. Анализ данных показал, что Ёстен и я - самые «теплые». Остальные немного охладились.

Куртка Valdez показала себя с хорошей стороны, Antarctic, который тестировал Йохан, также дала хороший результат, но немного продувалась на рукавах при сильном встречном ветре. От Алфа я получила устное подтверждение, что куртка Chamonix – лучшая!

После перекуса во время поездки на ski-doo к леднику мы решили по максимуму протестировать нашу одежду. Арвиду досталя костюм Macalu Suit, Йохану – куртка Alaska, Алфу – Antarctic и брюки Northwind, мне - куртка Heaven и брюки Northwind TH. На Ёстене была куртка Khan-Tengri.
По возвращении посмотрели результаты: Khan-Tengri и Macalu Suit показали себя отлично, но оказались слишком теплыми даже для такого ветра. Куртка Alaska, Antarctic, Heaven также подошли для наших условий. Брюки Northwind TH немного пропускали холод к ногам из-за того, что утеплитель спрессовывался во время поездки. Брюки Northwind вели себя хорошо.

Продолжение следует
"Школа выживания" на Шпицбергене, часть 1
15.03
Первая лекция была посвящена истории освоения Шпицбергена и Северного полюса вообще. Как и везде, все начиналось с охоты и рыболовства. Основной промысел – киты, тюлени, моржи. На белых медведей почти не охотились (можно понять почему – это самый большой и самый непредсказуемый на земле хищник!)

И, как бы между прочим, лектор Алф Браббак (профессор медицинского института в Тронхейме) произнес: «Официально подтвердили, что этой ночью в городе был белый мишка, скорее всего, молодой и неопытный». И бродил он как раз в районе тех домов, где расположились я и еще несколько человек! Теперь понятно, почему собаки подняли такой лай. Стало не по себе…

Плавно перешли к следующей лекции, название которой было «Наслаждайся холодом» (Enjoy the cold); читал лекцию офицер шведской армии, альпинист, рыбак и отец трех детишек – Йохан Скуллманн.

Среди всех участников группы – Кари Нёгемо, Ёстен Эллфсрёд, Карстен Лоренцен, Ингунн Вимме, Еспен Ханденланд - я оказалась единственной, кто не знает норвежского. Впрочем, пока дело не касалась внерабочего общения, проблем не возникало. Почти все презентации специально для меня устно переводили на английский язык.

После ланча - очередная лекция об истории города Ну-Олесунн.

Освоение этих мест началось с угледобычи. Компания King’s Bay построила шахту, вокруг которой возник город. После целой серии несчастных случаев шахте и гибели около 100 человек норвежское правительство решило прекратить ее деятельность, а заодно и приостановило работы шахт в Логербиен.

С 70-х годов прошлого века на месте шахтерского поселения организовали Международную научную коммуну, деятельность кторой была направлена на изучение Арктики. С тех пор в городе побывало огромное множество делегаций и научных групп из Америки, Китая, Норвегии, Швеции, Германии, Франции, Италии и других стран.

Сейчас в городе нет постоянного населения, здесь не живут семьи тех, кто работает в лабораториях. Средний срок командировки на базе - один год, затем состав группы меняется. Для работающих здесь по контракту его срок составляет 3 года с возможностью продления еще на 2 года, а потом - домой, на материк. Правила суровые, но они соблюдаются.

Затем один из руководителей наших курсов Арвид Поске прочел лекцию об одежде и снаряжении для зимних условий. Говорилось о принципах выбора одежды и ее использовании: о влиянии состава ткани на термические свойства, о принципе многослойности, с примерами и конкретными расчетами.

После этого пришло время для моей первой и, как оказалось, далеко не последней, презентации. Все с интересом прослушали лекцию о компании БАСК, благополучно получили свои каталоги с дисками, рассмотрели образцы нашей продукции.

После все перекочевали к проектору, где незабвенный Алф Браббек наставлял, что нужно делать, если встречаешься с полярным мишкой тет-а-тет. Главная идея была такова – если мишка решил напасть, то спасения от него нет. Плавает он хорошо, бегает еще лучше (до 40 кмч), силу имеет страшную. Представляет из себя идеального убийцу - охотника. Нападает только слева. И эта машина для убийства бегала буквально в нескольких десятках метрах от меня днем раньше! Проглотив информацию, все повеселели - чего бояться, когда шансов уцелеть нет!

16.03
После завтрака наша группа потянулась в зал для занятий, где нам предстояло подготовиться к первой практической работе. «Подопытных кроликов» было несколько.

Карстон и Ёстен должны были в тестируемой одежде совершать несложную физическую работу на улице - закручивать гайки. Для них специально подготовили два комплекта. Один состоял из мокрой хб рубашки, легких носок, ботинок без утепления, теплой куртки, штанов норвежских ВВС и строительной каски. Второй комплект включал куртку и штаны без утепления, шерстяные носки, мокрые ботинки, шерстяную шапку и перчатки.

Еспену достался спасательный костюм. Ярко рыжий, с огромной влагозащитной молнией, смотрелся он ужасно - сразу видно, что для выживания.

Ингунн получила возможность протестировать куртку и штаны BASK. Так как температура воздуха резко повысилась до -3…-2 град, выбор пал на Hike и Heaven.
А мне досталось тестирование перчаток Creative Mitten.

Поначалу было совершенно непонятно, зачем и для чего делаются эти эксперименты. По ходу разговора стало ясно, что будут производиться замеры температуры кожи человека на различных участках тела с помощью приборов, с последующим анализом этих данных на компьютере. По результатам должно быть видно, что, как и на что влияет.

Приборы подсоединили, в одежду нарядились и направились к самому берегу Северного моря. Практика началась. Почти полтора часа профессор Карстен Лоренцен и Еллефсрёд Ёстен ввинчивали и развинчивали гайки. Еспен маялся по берегу, испытывая костюм для выживания. Пока каждый из двух участников работал, остальные стояли вокруг и смотрели. Оказалось, это очень традиционно для Норвегии, когда один работает, а остальные наблюдают. Не перестаю удивляться, насколько близки наши культуры!

У меня к руке были приклеены медицинским пластырем датчики, которые постоянно норовили отлететь. Приходилось прилагать немало усилий, чтобы удержать их на месте.
Зато день был прекрасный. Темная холодная вода, белые с темными прожилками горы и тучи на горизонте! И на фоне всего этого великолепия - странно яркий и цветной Ну-Олесунн.

Наконец мы вернулись в наш зал. Настало время ланча, а измерения все продолжались – я с датчиками была похожа на сбежавшую из больницы.

Затем мы продолжили наши занятия. На закуску, до обеда, организаторы подготовили небольшой выход за город на лыжах к шахтам. Лыжи были похожи на охотничьи, с железным кантом, широкие, с креплением для обычного ботинка. На мне были казенные ботинки самого маленького размера 43 и толстые носки. В первый раз я клеила камус - оказалось, очень интересное занятие. Интересная прогулка заняла около часа. Вернувшись домой, мы немного пришли в себя, посмеялись, избавились от проводов.

В заключении Йохан Скуллманн прочел лекцию о правильном выборе одежды для холодных условий с демонстрацией обучающего фильма – ничего нового не узнала.

Под занавес подвели итоги температурного исследования. С куртками BASK оказалось все в порядке, так же как и с перчатками. Еспен оказался самым ”холодным” из всех. Карстен и Ёстен замерзали только в самом начале, когда работали в непонятной и местами мокрой одежде.

Продолжение следует