Фонд Eagle Russia (ERF) приобрел пакет акций производителя экипировки и одежды для активного отдыха Bask. Интерес инвесторов к направлению outdoor обнадеживает, однако массовый сегмент рынка все равно останется за транснациональными игроками.
Портфельного инвестора, готового стать владельцем их актива, основатели Bask братья Владимир и Сергей Богдановы искали с 2006 года. Объем покупки и сумму сделки стороны не раскрывают, однако, по оценкам экспертов, речь может идти о пакете меньше блокирующего, чья цена составляет чуть более $10 млн.
Компания Bask относится к направлению outdoor: она выпускает одежду и экипировку для активного отдыха на природе, альпинизма, туризма. Границы этого рынка в России пока размыты, однако к нему не принято относить, например, сегмент товаров для велоспорта, рыбалки и яхтинга, катания на горных лыжах и сноуборде. Вокруг перечисленных увлечений сложилась особая субкультура. Та же Bask выделила аксессуары для катания на сноуборде в отдельный брэнд LMA и сейчас подыскивает на него покупателя.
Годовой оборот Bask составляет $15 млн. Игроки рынка оценивают стоимость компании в $30 млн. Недавно она продала одну из двух своих швейных фабрик, разместив часть заказов на чужих производствах в России, Белоруссии (60%) и Юго-Восточной Азии. Вторую фабрику, в Королеве, на деньги инвестора до конца года Bask переоборудует в сервисный центр по починке одежды и экипировки. Основную часть полученных от ERF средств компания пустит на расширение дистрибуции марки Bask и на увеличение собственной розничной сети до 20-30 магазинов. Средняя площадь торговой точки будет составлять 300-500 кв. м. Затраты на открытие одного магазина генеральный директор Bask Владимир Богданов оценивает в $0,7-1 млн. У Bask уже есть шесть магазинов под брэндом "Активный отдых".
На outdoor-сегмент, по подсчетам Владимира Богданова, сегодня приходится 5-8% всего отечественного спортивного рынка, оцениваемого в $3-3,5 млрд. В Германии этот показатель составляет 3-3,5%, во Франции — 12%. "Активные" товары демонстрируют завидный рост: если в целом российский спортивный рынок прибавляет по 20% в год, то сегмент outdoor — все 25%. Такая динамика сохранится в течение ближайших пяти-семи лет, уверены эксперты.
Сейчас 11 российских игроков делят между собой 65% локального outdoor-рынка. Помимо Bask и Red Fox, наиболее крупные отечественные производители — компании "Снаряжение" и "Нова тур". Ни один иностранный производитель завоевывать российские просторы самостоятельно пока не решился, предпочитая прибегать к услугам отечественных дистрибуторов, ведущие из них — Alpine Trade, "Кант" и Mountech.
"При продаже мы говорим: в этой куртке можно даже забираться на Эверест,— рассказывает Владимир Богданов.— Пуховка для альпинизма сильно отличается от тех, в которых ходят по городу: используются специальные "дышащие" ткани, да и другие требования высокии: например, куртка для температуры -40 °С должна весить не более полутора килограммов".
Спецтехнологии позволили outdoor-сегменту выжить: благодаря им ведущие игроки сумели отстроиться от рынка спорттоваров и не столкнулись с транснациональными гигантами Adidas, Nike, Puma и Reebok. Однако outdoor-компаниям пришлось создавать собственные сети: для традиционных спортивных ритейлеров специализированная продукция интереса не представляла. Так, свои магазины есть не только у Bask, но и у Red Fox, Alpine Trade и "Кант".
Российские потребители outdoor-продукции в основном люди, профессионально занимающиеся альпинизмом, сплавом по рекам и туризмом, уверяет генеральный директор маркетингового агентства "8S" Андрей Малыгин. Между тем во всем мире основные доходы игрокам этого рынка приносят массовые покупатели: облегченный вариант экипировки им нужен для загородных прогулок и пикников, а не для покорения Эвереста. По сведениям Андрея Малыгина, на Западе 90-95% товаров для активного отдыха приходится именно на массовый рынок, в то время как в России — лишь 40-50%.
Появление крупнейшего французского производителя и ритейлера спортивных товаров Decathlon, открывшего в 2006 году в России свой гипермаркет (сейчас у него два магазина площадью 6 тыс. и 8 тыс. кв. м) показал, что отечественный массовый outdoor-рынок будет расти. Сделав ставку на частные марки, компания активно развивает в том числе направление outdoor под брэндом Quechua.
Отчасти ответом на приход Decathlon, уверяет Андрей Малыгин, явился запуск частной outdoor-марки Nordway крупнейшим российским спортивным ритейлером — "Спортмастером" (в самой компании, впрочем, родство с Nordway не афишируют). Международное объединение закупщиков Intersport за рубежом также охотно работает на массовом outdoor-рынке. В России этот сегмент компания пока обходила стороной, но так будет не всегда.
"Пока российские игроки раскручивают рынок outdoor,— объясняет Андрей Малыгин.— Но у Adidas и Nike есть собственные брэнды в этом сегменте. Как только отрасль созреет, они тут же выложат свои предложения". В наиболее прибыльном, массовом сегменте российские компании, осваивающие outdoor-рынок, станут жертвами транснациональных гигантов, полагает эксперт: когда рынок превратится из специализированного в массовый, россияне останутся на нем нишевыми игроками.
5 млрд евро потратили европейцы на товары для туризма и активного отдыха, по данным European Outdoor Group (EOG). Около 49% рынка приходится на одежду, 17% — на обувь, 10% — на палатки и спальники, 8% — на рюкзаки и 16% — на различные аксессуары. Конфигурация российского рынка схожа с европейским. Размер пока не тот.
Текст: Юлия Гордиенко
Мы всегда готовы к сотрудничеству и взаимодействию по интересным проектам. Просто напишите нам!