Все публикации

Роман с горами: Уникальное восхождение Аюны

Аюна Бербидаева, самоотверженная участница Команды BASK стала главной героиней экспедиции на Мунку-Сардык – высочайшую вершину Саян.

2275

С 17 по 29 апреля прошла уникальная в своем роде экспедиция по восхождению на вершину Мунку-Сардык. История эта была бы обычной, если бы не один нюанс, – Аюна перемещается на инвалидной коляске.  

О том, как начинался проект «Аюна-2020», мы уже рассказывали. Именно жизнелюбие, открытость и сильный характер девушки свели ее с замечательными людьми и позволили реализовать мечту о Мунку-Сардык. И сейчас Аюна признается: «Да, у меня теперь роман с горами».

Весь маршрут Аюна шла сама, наравне со всеми. Альпинисты и спасатели прокладывали перильные веревки, по которым участница Команды BASK жумарила, поднимаясь все выше. Погода не щадила восходителей: из всех дней лишь три были солнечными, один из которых пришелся на спасработы, – помогали девушке, повредившей ногу при спуске с горы. Все остальное время бушевал циклон с ветром до 40м/с, снегопадом и метелью. Аюна рассказывает: «Во время нашей экспедиции была очень “нелетная” погода – снегопад, сильный ветер, метель. Несколько раз было такое, что заносило снегом палатки, ребята просыпались все в снегу. Но все дни мы прожили хорошо, сильно, смело».

Именно из-за непогоды Аюне пришлось повернуть назад на отметке 3238м (высота Мунку-Сардык – 3491м – Ред.). И это  – настоящая победа. По словам руководителя Бурятской республиканской поисково-спасательной службы, Павла Шубина, «подъем Аюны до лагеря на озере уже – полный успех». А наша альпинистка прошла все четыре лагеря, и, фактически, только ураганный ветер помешал ей пройти заключительный участок по гребню до вершины.

Аюна Бербидаева: «Я считаю, что мы проделали очень хорошую работу. В момент, когда я поняла, что мы не поднимемся на вершину, я жумарила. Услышала, как Ринчин (Руководитель экспедиции Ринчин Гармаев, - Ред.) по рации переговаривался со спасателями. И уже дело шло к тому, что мы не поднимемся. Конечно, мы могли это сделать, потому что у нас было все для этого, но эти амбиции ни к чему бы не привели, потому что я в любом случае не успела бы самостоятельно подняться на вершину. Ребята предлагали поднять меня противовесом. То есть я бы ничего не делала, а они бы меня просто затащили. Но в этом нет никакого смысла, потому что цель – подняться своими силами, своими руками. Конечно, любой из спасателей мог положить меня в рюкзак, отнести наверх и потом спустить, и все было бы хорошо. Но я не вижу в этом никакого смысла».

«Я понимала, что мы не поднимемся. На мне была надета горнолыжная маска, баф, все лицо было закрыто. Я очень сильно плакала, потому что мне было очень грустно, я злилась на себя, что у меня был целый год на подготовку, я могла заниматься больше, чтобы жумарить быстрее, что я подвела всю команду. Мне было очень стыдно плакать, поэтому я не снимала ничего с лица. Ко мне подошел Баир, спросил: “Аюна, ты что, плачешь?”.  Я сказала “Нет”, и  это был единственный раз, когда я сказала неправду. Он меня подбадривал, объяснял, что из-за погодных условий, кроме нас, еще триста человек в тот день не взошли на вершину, вернулись назад. И что такое очень часто происходит в горах, когда люди не могут подняться на вершину. Но я все равно сделала все, что могла».

«То, что я пережила во время экспедиции, – незабываемые ощущения. Я впервые была в таких условиях: очень сильная метель, ветер. Я вижу, как наша команда идет вперед, потом –  сильный ветер, и я их не вижу.  Я боялась, что сейчас ветер пронесется, и я их вообще больше не увижу, потому что они исчезнут в этой белене. Но все было хорошо. Конечно, это –  заслуга наших альпинистов, спасателей, команды, ну и – моя, потому что я тренировалась,  готовилась. Все было хорошо!».

Ринчин Гармаев называет Аюну «центром спокойствия в бушующем мире». Впервые попав в горы, девушка переживала, прежде всего, за тех, кто шел с ней: «Перед восхождением я сильно переживала, что кто-то из команды может получить травму на маршруте. За себя я вообще не волновалась. Я думала, что если вдруг со мной такое случится, то я смогу это пережить, потому что я, кажется, что угодно могу пережить в плане физического здоровья. Мне не будет страшно. Внутри я была уверена, что ничего такого не произойдет, потому что у нас профессиональная команда. Все очень заботились обо мне, постоянно спрашивали про мое самочувствие, измеряли температуру ног» (Аюна не чувствует ног, это усиливало риск обморожения – Ред).

Это восхождение на Мунку-Сардык команда “Горного Движения Хан Тенгри” готовила два года, переносила из-за пандемии. Все это время проект «Аюна-2020» поддерживало большое количество людей – альпинистов, спасателей, врачей, инженеров. BASK экипировал альпинистку и ее команду. «Мы готовились два года, тренировались. Огромная работа была проведена всей нашей командой по подготовке специальных саней, вездеходной коляски, сбора снаряжения, экипировки, разработке тактики восхождения», – вспоминает сегодня Аюна Бербидаева. 

И вот, – вопреки стихии, назло пандемии, – восхождение состоялось и стало самым настоящим вызовом – горам и привычным представлениям о человеческих возможностях. А бурятские альпинисты теперь в шутку называют высочайшую точку Восточного Саяна – гору Мунку-Сардык – «Пиком Аюнцзе».

О своей команде и всех, кто поддержал ее «роман с горами», Аюна говорит: «Они – мои кумиры и герои. Я ими горжусь, это самые мужественные люди, которых я встречала в своей жизни. Спасибо всем, спасибо BASK за надежное и теплое снаряжение!». 

Ринчин Гармаев добавляет: «Большая благодарность всей нашей команде, ребятам из Улан-Удэ и Читы - альпинистскому братству, объединённому горами, всем тем, кто был с нами на тренировках в течение двух лет, но по разным причинам не смог пойти на маршрут. Фотографам и операторам, что были за кадром и достойно переносили все тяготы экспедиционной жизни,  Марии Савиной - второму Руководителю Горного Движения. Мария отвечала за весь быт в лагерях, за продукты, еду, а самое главное - всегда находилась рядом с Аюной, была ее поддержкой. Без ее душевного контроля мы - крутые парни ничего бы не сделали. И конечно маме Аюны и ее брату - той семейной любви и заботе, которой хватило на всю нашу команду с избытком».

А BASK присоединяется ко всем поздравлениям в адрес мужественной участницы своей Команды. Новых тебе гор, Аюна!