Все публикации

Марина Попова совершила первопроход на 4818м в Киргизии

Участница Команды BASK Марина Попова прошла первопроход в ущелье Орточашма, Памиро-Алай.

2209

Амбассадор BASK Марина Попова в составе женской красноярской сборной совершила первопроход на 4818м в Киргизии. Девушки были на вершине 5 августа, потратив на подъем по стене чуть более суток. Состав команды: Марина Попова, Мария Дюпина, Надежда Оленёва. Надежная поддержка под горой –  Денис Прокофьев (Команда BASK).

О маршруте

Вершина 4818м (пока – безымянная).

Протяженность маршрута – 1010м, с учетом гребня, сложность, ориентировочно, 5Б.

Полезли 4 августа в 06:10. На вершине были 5 августа в 10:00.

О восхождении – глазами Марины Поповой

«С районом восхождений мы определились ещё в начале 2020 года. Пришла идея подать проект на грант GRIT&ROCK. Поискали доступные для нас районы, и как-то очень быстро обнаружили в отчетах туристов «нашу» гору, на которую захотелось попробовать сделать маршрут. Сначала едем в Каравшин, там разлаживаемся, проходим какую-нибудь 6А и переходим в ущелье Орточашма.

Оставалось “самое простое” – приехать, найти гору, выбрать маршрут и пройти его.
Чем вообще отличается первопроход (и первовосхождение) от обычного известного маршрута? Нужно больше времени уделять "разведке" – искать информацию о районе, фото, примерно понимать, нужно ли ледовое снаряжение, или хватит скального, продумать варианты спуска и т.д.

Отсутствует описание маршрута, нужно заранее всё просматривать в бинокль, чтобы на горе уже лучше ориентироваться, на месте принимать решение куда лезть. В общем, добавляются моменты, где может что-то неожиданно пойти не так.

Ведь, вообще, первопроход и первовосхождение звучит круто, но всегда есть нюансы, – в любой экспедиции, – и наша не стала исключением. Немного напишу о том, где мы умудрились «накосячить» и просто об интересных на мой взгляд моментах, которые прошли штатно.

У нас была карта с ниткой, как нужно идти, и словесное описание подхода. И даже часть фотографий. Перед нами там ходили туристы, была даже очень подробная статья о походе 2016 года. Но мы – великие “ориентировщики на местности”. В само ущелье-то, где течет река Дукенёк, пришли без проблем. На следующий день взяли часть железа и решили принести под гору, посмотреть линию и так далее. Шли, шли, шли, набрали около километра, и увидели, как замыкается "наше" ущелье, а горы нет. Совсем. Стали разбираться. Оказывается, мы утащились намного дальше, чем нужно, и пропустили поворот. Вот и начало экспедиционной части!

Спустились вниз к леднику, нашли нужный поворот. Дико уставшие, набрали ещё метров 150, оставили заброску. Увидели только верхнюю часть "нашей" горы. Ну что ж, видимо так и надо было, – зато прогулялись, посмотрели ущелье.

Ещё у нас была платформа. Было желание пролезть сложный-сложный маршрут, но одновременно не было желания тащить эту платформу. Потому что уже с таким грузом скорость второго и третьего участника падает.

Тут нам сильно повезло с погодой. Наша вершина почти непрерывно сидела в облаке, плюс через разные промежутки времени (но регулярно – после 12 дня) шел сильными, зарядами, “снего-дождь”  или, просто, снег с хлопьями. И мы достаточно быстро поняли, что опасность стенного восхождения стремительно уменьшается. С такой погодой можно лезть дней пять вверх, и не факт, что все получится. Пришлось бы нести много еды, побольше вещей. Получился бы вымученный погодой затяжной бигволл.  Не наш вариант. А прогноз, который и так на ближайшие дни был не очень утешительный, гарантировал сильное ухудшение и похолодание через несколько дней.

cb4c17552aa435c1dd809c5654305560.jpgРешено, – нужно выбирать линию максимально "быструю", интересную, красивую. Лезть в соревновательном темпе, имея минимум груза, двигаться максимально быстро, не останавливаясь. Конечно же, по одновременной схеме. И пытаться вылезти к ночи на гребень. Решили, стартуем ночью, чтобы в темноте подойти прям под стену, и с рассветом уже работать на маршруте. Не берем ничего лишнего, только палатка, спальник (один на всех), тонкий изолон вместо карематов, еды на два приема, шоколад. Платформа осталась внизу, даже не донесли ее до стены.

5a00bd58d155fc659ec2afd55cbc8555.jpgНакануне мы с Денисом Прокофьевым сходили на ледник, вдоль которого планировали идти после спуска, чтоб понять, сколько пар кошек брать на восхождение. А Надя и Маша подошли прямо к началу маршрута и по пути сделали туры, чтобы можно было пройти ночью и не заблудиться в темноте. Там – пешком, но не совсем простой подход, с элементами лазания. Вечером перед восхождением шел и не таял снег, поэтому в темноте на подходах к маршруту мы шли по снежным полка. Было волнительно, ведь выше вся стена могла быть во льду, но нам повезло: снег лежал на полках, но льда не было. Полезли в шесть утра.

Снежные заряды начались уже в девять. Не могу сказать, что мы не волновались. Ден сидел под горой и был на связи, – был готов по рации нас соориентировать по маршруту. Опять везение, – снежный заряд прошел относительно быстро, уже через час стена была почти сухой.

Под гребнем нас настигла снежная буря. Мокрый снег, сильнейший ветер, холод, – варежки и перчатки мигом промокли, отсидеться и переждать было негде. Через некоторое время туча и накрывшее нас облако прошли, опять светит солнце, правда уже куда-то не на нас. Вышли на гребень, успели согреться, разравнять полку под палатку, натопить воды.

Уже в 10 утра на следующий день стояли на вершине.

Спуск прошел без происшествий. Веревка почти не застревала, оставили на дюльферах все 20 метров репшнура и шесть якорей. Денис Прокофьев встречал на леднике, – принес еще две пары кошек и треккинговые палки, попить и даже немного поесть. Команда поддержки – это мощь!

Без сил бредем вниз, погода совсем портится, уходим в наш базовый лагерь еще ниже. В продуктовой палатке находим подарок – свежие лепешки из коша, принес пастух, пока нас не было. Уплетаем лепешки и всю еду, какая есть. Небо и ущелье затянуто тяжелыми тучами, заметно похолодало, идет снег. А мы рады, что успели вовремя убежать оттуда».

В организации этой поездки огромную роль сыграла Красноярская краевая федерация альпинизма, Академия Зимних видов Спорта города Красноярска, а также грант от GRIT&ROCK.

Поздравляем с горой, и новых вершин спортсменкам!