Top.Mail.Ru
Все публикации

Когда разрыв – всё: как будто что-то внутри тебя обрывается

Продолжение интервью с Александром Крастошевским, автором сценария фильма «Разрыв».

1

Продолжаем беседовать с авторами фильма, посвященного Дмитрию Головченко и Сергею Нилову. Этот разговор мы начали здесь. Дальше – вторая, заключительная часть интервью.


Александр Крастошевский – автор сценария фильма «Разрыв», поэт, драматург, член Союза журналистов России и дважды лауреат премии ТЭФИ.

d37f1c85b4bbcd9718385571feab74e9.jpg

Тимофей Чаплинский, Анна Коряковцева, Александр Крастошевский на съемках фильма "Разрыв". Ноябрь 2024 года


А еще наш собеседник – музыкант и автор песни «Зелёные ботинки», которая стала саундтреком к ленте. Говорит, что будущий лейтмотив киноистории появился в его голове буквально «вдруг»: пара слов, сказанных в одном из интервью, несколько внутренних ассоциаций, – и вот уже в голове звучит мелодия, аранжировка, вокал.


Саша, а всё-таки почему у саундтрека к фильму про крутых парней – женский вокал?

Зелёные ботинки – это, на самом деле, довольно страшная штука. Я узнал о ней, когда стал читать по максимуму всё про альпинизм, и эта история меня просто порвала. Связана она с Эверестом, на северо-западном склоне которого, – совсем недалеко от вершины – долгое время лежал погибший альпинист в ярко-зелёных альпинистских ботинках. Они много лет служили ориентиром для других восходителей, шедших к вершине. И меня накрыло: я подумал, что вот Митяй с Сергеем, в сущности, так же лежат сейчас где-то на Гашербруме. И лежать им там, возможно, целую вечность… Словом, меня просто прошиб холодный пот, когда я начал обо всём этом думать. И в итоге через несколько часов возникла песня.

Текст родился, в основном, из тех мыслей, что были высказаны в интервью участниками нашего фильма: в какой-то момент “остаёшься только ты и гора”, гора может принять тебя или нет, отпустить или не отпустить. И что вертолёт на определённую высоту просто не долетит, – то есть выше этой отметки уже реально: только ты и гора. Один неверный шаг, и ты остался навсегда наверху. Я взялся за гитару и быстро набросал демо. А потом уже помогли друзья: записали, свели – песня словно вела нас! Прямо вот ты чувствуешь, что это должно звучать вот именно так – а остальное уже было делом техники… И вот когда я впервые послушал уже готовый трек – внутри прямо всё запело, и сердце так ухнуло будто с вершины в пропасть. И я понял: да-а это оно!

И, наверное, всё-таки Саше Головченко и Насте Ниловой посвящается песня: хотелось их этим как-то – не знаю – подбодрить, может, что ли… Как говорится, обнять всем сердцем. Потому и женский вокал.

338380343ee553c63d10fbf7f10f26c0.jpg

 Александр Крастошевский, Тимофей Чаплинский и любимица семьи Мити Головченко - сиба-ину по кличке Сима. На съемках. Декабрь 2024. 

В интервью ты принимал личное участие. Какая встреча, реплика, может быть, в процессе работы больше всего поразили, запомнились?

На этом проекте были невероятно интересные герои, – спасибо всем, кто был причастен к их выбору, договаривался и т.д. Здесь каждый оказался к месту и – ярок по-своему. Думаю, сейчас можно уже открыть карты и назвать их имена. Общаясь, скажем, с Дмитрием Григорьевым, я прочувствовал философию альпинизма. 

b13b499213d07fc3e176ee24610266de.jpg

Дмитрий Григорьев на съемках фильма "Разрыв". 


Елена Кузнецова добавила какой-то житейской мудрости. Евгений Король впечатлил своей точностью оценок, Сергей Михайлов был пробирающее эмоционален. В съемках принял участие Кристиан Троммсдорфф (президент GHM и глава Piolets d’Or – ред.), который помог оценить мировой масштаб Головченко и Нилова. Александр Юркин лично мне помог понять, почему альпинизм – это реально круто… Огромное спасибо Евгению Яблокову за то, что в деталях поведал, что же там случилось на Гашербруме.

Очень помогли Алексей Головченко и  Евгений Нилов, – благодаря им я смог увидеть их братьев живыми людьми: какие Митяй и Сергей были не только в горах, но и в быту, в кругу семьи.


af9b943697a75b5ad663dc908d1f8f30.jpg

Авторы фильма с Алексеем Головченко


c14aa298b85439601b8f01adfcba82b5.jpg

Авторы фильма с Евгением Ниловым


А самое, конечно, сильное впечатление – это поездки к Саше Головченко и Насте Ниловой. Низкий им поклон за то, что согласились, открылись, позволили тронуть рану, которая хорошо бы, чтоб начала уже зарастать. Они, в первую очередь, – неотъемлемая часть истории ребят: без них образы Мити и Сергея не обрели бы в фильме присущие им ёмкость, объём, полногранность.

 

Какой ты видишь аудиторию фильма «Разрыв»?

Максимально широкой. Я очень надеюсь, что, благодаря нашему фильму, во-первых, про Нилова с Головченко будут знать все, – не только альпинистское сообщество. Как они прожили, сколько всего успели. Иные и за “десять жизней” столько не смогут… А они сумели за одну, – это очень круто. Вот вам, ребятки, стало быть, живой пример: подъём поэтому с диванов, отложили свои гаджеты – и айда на скалодром. Кто-то из участников в интервью рассказал, что загорелся альпинизмом после того, как увидел в детстве по телевизору фильм “Вертикаль”. Ну вот если кто-то так же, посмотрев наше кино, загорится этой темой, – лично я буду счастлив: значит, не зря мы трудились.

bbf046a6a432eeb76872e30065e68fa3.jpg

Разбить символическую тарелку, на которой перечислены имена авторов картины - давняя традиция, от которой никогда не отступают кинематографисты . Говорят, чем больше осколков разлетится, тем больше зрителей будет у фильма. На фото - режиссер Анна Коряковцева и Александр Крастошевский перед началом съемок фильма "Разрыв"


И ещё. Мне принципиально не хотелось подсказывать зрителю, о чём кино, и наводить его на какую-то мысль: не люблю этого. Всегда рассчитываешь всё-таки на умного зрителя – как говорится: sapient sat. Наша задача – рассказать людям историю, после которой есть о чём задуматься. О том, скажем, какую цену ты платишь на пути к мечте, и стоит ли мечта этой цены. Что можно стать знаменитым на весь мир – но при этом ухитриться остаться собой. Что – да, горы, – это рискованно… Но как без них?!

Мы в своем фильме предлагаем посмотреть на умных, интересных (и потому действительно красивых) людей и послушать их, – всем будет невредно, мне кажется. Людей, занимающихся настоящим делом: по нашим временам это, по-моему, уже редкость… Захочешь, в общем, понять что-то про Сергея и Митяя – и про себя, может, что-то важное тоже поймёшь заодно. Всем зрителям искренне этого желаю.

 

Зачем люди ходят в горы?

Хороший вопрос! Не представляю даже (смеётся). Да нет, ну на самом деле в процессе работы над фильмом мне совершенно понятно стало – зачем. Ну, потому что, видимо, действительно “лучше гор могут быть только горы”. Да, это опасно очень. Потому что как вот посмотришь на судьбы всех великих альпинистов – ну Райнхольд Месснер, пожалуй, только исключение: он вообще точно с этой планеты, а? А так вот кого ни возьми: эту гору покорил, другую, “Золотые ледорубы”, слава и т.д. А потом – бац! – на очередном восхождении: накрыло лавиной, сорвался в пропасть, тело не нашли… Сколько таких историй! Анатолий Букреев, Алексей Болотов, Ежи Кукучка, Эрхард Лоретан, Пак Ён Сок – ну и так далее: огромный будет список. Да в космос летать безопасней, чем в горы лезть.

Но я понимаю теперь, какой это кайф, когда ты на вершине, и когда на пути к ней, и ты уже выше облаков… И ты в этот момент чувствуешь, что по-настоящему главное в этой жизни, а что так, шелуха. Горы – это такая “лакмусовая бумажка”: сразу становится понятно, “кто есть ху”. Ну и разумеется – это фантастически красиво, другая планета…И каждая гора интересна по-своему. И даже если не дошёл до вершины, домой ты вернулся однозначно другим человеком. Понятно, конечно, почему люди, даже когда травмируются, – всё равно потом лезут снова… Такие эмоции не забываются, и ничем их, подозреваю, не заменишь. И потому, конечно, это – зависимость. Может, до такой степени к горам прикипать не стоит всё-таки. Но хотя – опять же – по-другому и не получится, наверное, результата никакого особого и не будет.

 

Название. Знаю, что в том виде, в котором оно, в итоге пошло в титры, появилось совершенно неожиданно для всех. В последний момент, чуть ли не в утро озвучания. Почему «Разрыв»? Разрыв чего?

Разрыв всего. Как вот тонка эта грань, которая отделяет… Скажем так: мир живых от мира иного. Вот минуту назад ты ещё лезешь на гору – а вот уже веревку вдруг перебило, и ты стремглав летишь вниз… И потом только рюкзак найдут.

Есть ещё такое выражение “на разрыв” – вот Сергей с Митяем, мне кажется, так и жили… Что называется: вперёд, на Марс! На всю катушку. По максимуму. Чтобы непременно – первые. Лучшие. На грани возможностей. И ещё при этом как бы играючи: да это так, мол, мы ещё и не такое можем. Иногда за это приходится платить, к сожалению… И весьма дорогую цену.

И очень важно ещё – в горах, да и вообще по жизни, – чтобы ты был в одной связке: с тем, кого любишь, кому доверяешь, с кем идёшь вместе к цели. А когда разрыв – всё: как будто что-то внутри тебя прям обрывается. И уже какое там идти к цели – просто устоять бы на краю. Выжить бы.


Саша, спасибо! С нетерпением ждем премьеры.

Беседовала Инесса Дойкова.

Начало интервью здесь

Премьерный показ фильма «Разрыв» для альпинистского сообщества – 1 ноября в рамках вечера-встречи «Золото российского альпинизма 2025», который БАСК проведёт при поддержке группы компаний МОНТ, компаний VENTO, Swell, Спорт-Марафон в Большом концертном зале «Космос».

Информационную поддержку мероприятия оказывают: Федерация альпинизма России, Федерация альпинизма Москвы, журнал ЭКС, интернет-проект Mountain.RU, портал vvv.ru.

С создателями фильма тоже увидимся там.  

Ждем встречи, друзья!