Участник Команды BASK сходил первопроход на Актру и поделился с нами особенностями маршрута
Не так давно Глеб Соколов делился планами на алтайскую Актру – маршрут был запланирован на сентябрь. «Мужик сказал – мужик сделал»: Актру (4040м.) по центральному контрфорсу восточной стены (первопрохождение, 5б ориентировочно) глазами Глеба Соколова – в рассказе от первого лица и с фотографиями автора.
Несколько лет назад мой друг Игорь Леонтьев обратил моё внимание на великолепную линию по контрфорсу восточной стены Актру. Предполагаемый маршрут заканчивался вершинной снежной шапкой, и мог быть не камнеопасным и всесезонным.
Долгое время для прохождения этого маршрута не складывались условия. То непогоды с большими снегопадами, то отсутствие напарников, то работа в лагере с участниками не позволяли нам выйти на восхождение. Наконец, всё совпало, и больше тянуть не имело смысла.
13 сентября, после завтрака мы с Вадимом Каликиным двинулись в путь. Вместе с нами на подход под восточную стену пошла и двойка Виталия Акимова и Михаила Тарасова. В их планах – 4А правее нашего предполагаемого маршрута. Так сказать, дружеская поддержка друг друга и взаимодействие на всякий случай.
Наиболее просто попасть под восточную стену можно, перевалив через восточный гребень, с которого начинается троечный маршрут на Актру. Но, к сожалению, в этот день в штурмовой лагерь мы не попали. За несколько дней непогоды на подходах образовалось большое количество снега, и мы просто увязли.
Пришлось заночевать на гребне.
Ночь была ветреной, но не холодной. Утречком, плотно позавтракав, мы начали спуск под восточную стену.
Спуск простой. Две верёвки дюльфера и далее – пешком, по колено в снегу, под маршрут.
По ранним фотографиям мы планировали начать работу на горе между двумя скальными массивами (они хорошо видны на фотографии профиля). Но, подойдя под стену, увидели там громадную сосульку, странно висящую и перекрывающую нам путь. Поэтому решили начать работать правее, обходя первую скальную стенку. За что чуть не поплатились по полной программе. Через несколько минут после выхода на полку над стенкой по нашему пути промчался бешеный поток из снега, льда и камней. Кто бы мог предположить, что в середине сентября такое возможно. В общем, нам здорово повезло. Убить – не убило бы, но покалечить – весьма вероятно. В общем, для будущих восходителей, маршрут начинается между двух скальных стенок.
Далее – работа по крутым заснеженным скалам. Местами лазанье напряжённое из-за большого количества снега.
Проработали пять верёвок. Встали на ночёвку относительно рано. Не ясен был дальнейший путь и место для бивуака. Место удобное, защищённое от камнепадов и снега.
Ночь была тёплой, – лёгкий «минус», – и безветренной. Палатка изнутри даже не отпотела. Быстренько перекусили и под солнечными лучами начали работу. Опять – заснеженные, достаточно крутые скалы.
Фотографировать неудобно, страховка напряжённая, руки всё время заняты верёвкой.
У нас полдня – солнца. Работать комфортно и даже временами жарко. Потом солнце уходит за гребень, и ощутимо холодает. Голыми руками уже ничего не поделаешь. Всю скалу лезет Вадим. Тяжёлый рюкзак у меня. На верёвку приходится 4-6 крючьев, закладок. Порода твёрдая, много монолита, что, в общем, удивительно для этого района. Через 6-6,5 верёвки выходим на снег под ледовый пояс. Меняемся. Теперь у меня лёгкий рюкзак. Снег и лёд топтать мне.
Фотоаппарат у меня. Поэтому подход под ледовую стену не заснял, – неудобно было. Работаю со старым «мозеровским пульсаром» – оптимальным, на мой взгляд, ледорубом-инструментом для таких маршрутов.
Подхожу под стену. Удобная площадка. Принимаю Вадима. Отдаю фотоаппарат. К счастью, есть не нависающий 10-ти метровый проход. В противном случае пришлось бы лезть метров 20-ть нависания.
Прохожу с фифами и сразу пропадаю в глубокий тяжёлый снег. Страхую через ледоруб. Снег тяжёлый, плохо топчущийся. Местами толстая проламывающаяся корка.
Темнеет. Стараемся забраться как можно выше. Склон крутой, – кто его знает. Наконец, в темноте вытаптываем на пологом склоне площадку. До вершины – всего ничего, но погода начинает меняться. Ночью задул ветер. Пора домой. Встали с солнцем. Ветер ощутимый, но до вершины около ста метров простого склона. Через пару часов мы были уже на леднике, и к обеду спустились в лагерь.
В заключение хочу сказать, что маршрут соответствует 5Б категории. Всесезонный, достаточно трудоёмкий, ходится с одной ночёвкой. Оптимальное место на площадке в конце скальной части.
Наше техническое снаряжение:
Вся наша одежда, а также палатка, рюкзаки и спальники – фирмы BASK:
Вся одежда и снаряжение, как и ожидалось, отлично зарекомендовали себя. Похожие комплекты мы используем и на «высоких» горах, типа Хана, Ленина и т.д.
Мы всегда готовы к сотрудничеству и взаимодействию по интересным проектам. Просто напишите нам!