Все публикации

Вслед за ледоколом через замерзающие арктические проливы

За спасительным ледоколом канадской береговой охраны "Апостол Андрей" прошёл затянутые молодым льдом проливы и избежал нежелательной зимовки в Арктике. Новости от капитана Николая Литау:

438

14 сентября, суббота.Не зря все-таки существуют кролики, пятницы и прочие морские приметы. Стоит их переждать, как жизнь начинает налаживаться. Я к тому, что права была Мишель, отказываясь выходить в пятницу. Когда они с Сабриной вечером приехали к нам в гости, Мишель протянула мне дискету словами: "Капитан,тебе сюрприз". Не ожидая хороших сюрпризов, вставил дискету в компьютер и увидел письмо от Джона Оулета (Jean Oullet) из отдела операций и планирования арктического региона Береговой охраны Канады (Operations & Planning C & ARegion. Canadian Coast Guard). В письме вновь повторялась информация о сложившейся сложной ледовой обстановке вокруг нас и о начавшейся зиме.Далее говорилось, что завтра, в субботу, в нашем районе будет ледокол Береговой охраны "LOUIS S. ST-LOURENT", его капитан свяжется с нами и решит, насколько безопасно будет нас экскортировать через льды. Сюрприз оказался приятным, по этому случаю выкатил бутылку уругвайского вина дамам, ну а мы как обычно. Мишель засыпала меня вопросами, как этобудет выглядеть, если мы пойдем за ледоколом, не опасно ли, угонимся ли?Рассказал ей о своем опыте следования за ледоколом "Арктика" в 1999 году в архипелаге Нордельшельда. Потом Мишель высказала опасение по поводу того, насколько это будет спортивно - воспользоваться помощью ледокола. Такие же сомнения одолевали меня в прошлом. Я высказал свои соображения, что плавание на яхте за ледоколом среди льдов требует гораздо большего мастерства, чем одиночное плавание по чистой воде. В конечном итоге все равно они первый женский экипаж прошедший Арктику, а последующие пусть улучшают их достижение.Вообще,оценить плавания в Арктике может только специалист и то с определенными допущениями. Что является бОльшим дстижением: когда ты прорываешься буквально по кабельтовым, днями и неделями ждешь улучшения ледовой обстановки, стоя зажатым во льдах, и в итоге проходишь маршрут задве навигации, или свободное плавание по чистой воде когда льды наблюдаются только на горизонте и итог: одна навигация? Таким было, например, плавание Брасьера в этом году по Российской Арктике. Он прошел весь Севморпуть за один месяц и рапортовал, что стал первым, кто прошел нашСевер за одну навигацию.Сергей Дейнека, главный диспетчер штаба морских операций,писал мне ровно месяц назад, когда я интересовался делами своих приятелей Брасьера и Фукса: "Льда в восточной Арктике в прибрежной части практически не осталось. От наводнений, смерчей и катаклизмов в этом году лучше всего укрываться в Арктике!" Я искренне поздравил Эрика с успехом. Ну повезломужикам с ледовой обстановкой!Сегодня около десяти утра нас пригласили на связь на 16-м канале, ледокол был на подходе. Через полчаса он показался из пролива Белло, и вскоре над яхтами пролетел вертолет и приземлился на берегу. Нас вновь вызвали на связь и пригласили съехать на берег. На берегу стояла группа людей, среди них капитан ледокола. Он представился ипоинтересовался: по-прежнему ли мы хотим идти на юг в пролив Фьюри-энд-Хекла. Мы с Мишель дружно отреклись отсвоего замысла, объяснив, что о юге мы думали, не имея возможности идти на север. Капитан задал несколько вопросов о материале корпуса яхт, о мощности машин, о нашей скорости. После этого сказал, что проведет нас через льды, если мы готовы за ним следовать. Осталось обсудить порядок следования, скорость, дистанцию, связь. Мишель передала полномочия мне, как шкиперу видавшемураньше ледоколы. Обсуждение не заняло много времени, в 11:50 мы снялись с якорей и вышли из бухты Депо на внешний рейд. В 13:00 выстроились в кильватерную колонну: "Апостол Андрей" за ледоколом, замыкает строй "Nuage".С ледокола время от времени взлетает вертолет на ледовую разведку. Один раз мы отклонились к югу, огибая массив, сейчас следуем на северо-восток к восточному берегу пролива Принс-Реджент, под которым льды реже.На данный момент прошли в таком ордере около 30 миль и льдов сплоченней 3 баллов не встретили. Пару раз ледокол пробивал перемычки, которые нам самим не преодолеть, но можно было, наверное, обогнуть их дальше к югу. Возникают вопросы о точности карт и прогнозах, которыми нас стращали. Но до выхода в пролив Ланкастер еще 150 миль, посмотрим. А пока наступил вечер, зажгли навигационные огни, закатное солнце окрасило паруса в розовый цвет. Капитан яхты Николай Литау13 сентября, пятница.Простояли еще три дня у Форта Росс. Дни заняты всякими незначительными делами на яхте, поездками на берег. Один Анатолий при деле: рисует с утра до темноты, иногда не появляясь на обед.Посмотрели у француженок дизель, их беспокоит вибрация на средних оборотах. Что-либо поделать с этим в полевых условиях не представляется возможным, выбрали режимы работы двигателя, на котором он не входит в резонанс. Помогли закрепить генератор. Забавно смотреть на Сабрину, как она, испачкавшись по локти в мазуте, ковыряется в моторе.Но основное занятие, это ожидание, вся жизнь крутится вокруг 14-15 часов, когда приходит время получать новую ледовую карту. А она с каждым днем хуже. 11-го сентября балльность льда вдруг резко возросла по всему району, непонятный вначале скачок, объяснился просто - началось замерзание. На карте появились симпатичные голубые звездочки: это районы, где образуются новые льды. Новость неутешительная. Теперь ситуацию может изменить только сильный ветер, который все переломает, но стоят тихие солнечные дни. Днем впору раздеваться, зато ночью все покрывается толстым пушистым слоем инея, вокруг яхты и льдин образуется ледок. Все это было бы красиво, но в другой ситуации. 12-го становится ясно, что выход на север через проливы Принц-Ридженс и Ланкастер закрылся. Сергей Соколов из Москвы рекомендует уходить не мешкая на юг в залив Бутия и проливом Фьюри-энд-Гекла в бассейн Фокс. Там замерзание начнется позже и есть шансы. Но они достаточно призрачны: в проливе Фьюри-энд-Гекла постоянное течение силой в 2 узла, направленное на восток, на выходе пролив перегорожен островами, судоходная часть сужается до одной мили, и в этом узком месте постоянно образуется пробка изо льдов. Вовсех лоциях и пособиях этот путь рассматривается как самый безнадежный, проход открывается в исключительно редкие годы. Нынешний таковым не является.Плюс ко всему ни у нас, ни у француженок нет карт на это место, именно по причине бесперспективности похода на юг. Штудирую лоцию, имеющиеся пособия, генеральную карту и авиационную! карту, найденную в домике. Мишель в ужасе от необходимости идти без карт. Мы смотрим на это спокойней, имея опыт подобного рода плаваний, хотя это и не соответствует правилам хорошей морской практики.13-го утром предлагаю соседкам уходить на юг, приняв очередную карту. Мишель отказывается наотрез: в пятницу, да еще 13! она не выйдет никогда. Ох, уж эти суеверия. А тут еще как предостережение, на берегу появился кролик - самая дурная примета для французских моряков. Они на кораблях даже не произносят этого слова, говоря взамен: "пушистый зверек с длиными ушами".Мои доводы, что испанцы именно пятницу считают счастливым днем (в этот день Колумб открыл Америку) и что песец, появившийся вслед за кроликом, наверное уже съел эту примету, не помогают. Мишель говорит: "Nuage" поднимет якорьв одну минуту после полуночи. Наши полусерьезные споры прекращаются с появлением новой карты. Залив Бутия в основном замерз, на входе в пролив Фьюри- энд-Хекла пробка 8-ми балльного льда. Идти, собственно, некуда.Перелистываем прошлогодние карты: здесь в это время было почти чисто, а к 1 октября вообще открылся проход насквозь с запада на восток. Может быть и в этом году такое случится?С телефона фрацуженок (они эксплуатируют "Иридиум", и это, по-видимому, лучший вариант в высоких широтах, хотя тоже не безупречный), связываемся с Coast Guard(береговая охрана). Нам сообщают, что на юг не пройти, лед, закупоривший проливы, состоит из больших полей, и его не вынесет течением, что период таяния закончился две недели назад, а сейчас все смерзается. А также, что пролив Пил (позади нас) закроется дня через четыре, а вслед за ним залив Ларсен, и путь назад в Кембридж-Бей будет тоже отрезан.После разговора присылают письмо по электронной почте, где все это повторяется, и которое нужно расценивать, как указание поворачивать назад. Значит зимовка. Радости это весть не приносит. С тоской думаю о проблемах, связанных с организацией зимовки. Яхта тяжелая, кранов нет, кильблока нет.Сабрина произносит "катастрофа, кошмар", оказывается эти слова в наших языках означают одно и тоже. У нее возникает мысль прогуляться поутру к границе льдов, до нее десять миль, посмотреть на них своими глазами, может, есть щелка вдоль берега. Мне же интересно: что собой представляют молодые льды, если снежура, сало или тонкий нилас, то они проходимы для "Апостола".Решаем, что с рассветом выйдем на нашей яхте на разведку. Надежда призрачна, но вдруг... Приглашаю дам на прощальный ужин и отбываю "обрадовать" своих. Обсуждаем с экипажем разные места зимовки. Йоа-Хейвен ближе всего - там зимовал Амудсен и небезизвестный "Вагабонд", Кембридж-Бей - зимовали француженки. Может, успеем до Тактояктука - там Том Эдмундс, и часто зимуют крупные суда. Аркадий приносит бутылку водки "Юрий Долгорукий", её завещал выпить на самой северной точке маршрута Борис Балдин. Что-то удерживаетменя от команды открыть бутылку.Скрежет о борт очередной льдины выгоняет всех наверх. Спустя время слышу: "Капитан, поднимись, посмотри, что за лед". Поднимаюсь на палубу: большая льдина навалилась сразу на обе яхты и срывает якоря, футштоками не справится. Пускаю дизель, кормой отталкиваю льдину к берегу, прикрываясобой "Nuage". Ситуация привычная - непривычная льдина, все, кроме меня и Аркадия видят такую впервые. Она представляет собой две старых льдины, вмерзших в поле молодого льда. И этот лед - светлый нилас (лед толщиной 10 см). Если такой же молодой лед в проливах, то это действительно финиш. Как скажет Виктор: реальный и конкретный. Может зря не открыли бутылку?Капитан яхты Николай Литау