Вячеслав Демченко – спортсмен уникальный. Абсолютный победитель Берингии 2019 и очевидный фаворит Берингии 2021. С ним мы поговорили в Доме каюров накануне технического старта гонки Эссо-Оссора, состоявшегося 28 февраля 2021 года.
Вячеслав Демченко – каюр из Москвы, который уже не первый год на равных выходит на старт самой крупной в Евразии гонки на собачьих упряжках на Камчатке. Опасный соперник и хороший друг для потомственных каюров, родившихся с оштолом (камч., кривая к концу и окованная палка, которой тормозят нарту – Ред.) в руке. Спортсмен, который с благодарностью перенимает опыт тех, кто обошел его на финише, и не менее легко делится с соперниками своими секретами тренировок собак и методикой их восстановления. Абсолютный победитель Берингии 2019 и очевидный фаворит Берингии 2021. С ним мы поговорили в Доме каюров накануне технического старта гонки Эссо-Оссора, состоявшегося 28 февраля 2021 года.
– Слава, прежде всего, поздравляю тебя со вторым местом в спринте Кубка Берингийского единства. Отличный результат перед большой гонкой. Кстати, какая по счету у тебя Берингия? Как оцениваешь расстановку сил в предстоящей большой гонке?
– Для меня гонка – третья. В прошлом году пошла Аня (Анна Еремина, каюр из Москвы, первая в истории Берингии девушка-победительница, участница Команды BASK – Ред), я пропускал соревнования, – собаки были еще молодые. В этом году гонка обещает быть интересной: идут тринадцать упряжек, больше половины команд – новые.
На фото Анна Еремина
– То есть, ждем сюрпризов?
Посмотрим... Молодежь уже ходила в гонки, небольшие, конечно. Посмотрим, как они себя покажут в этом старте.
– Как погодные условия оцениваешь? Снега в Эссо, кажется, не очень много
– Это будет жестко, на самом деле. Нет, там-то снег есть, – на севере. Но для Камчатки это – совсем мало снега, такого давно не было. С другой стороны, наши собаки всегда бегают по малому снегу, для них это привычно. Ну разве что опасны травмы, – корни, камни… Поэтому, скорее всего, если будут такие малоснежные участки, побежим в тапочках.
– Расскажи про гонку. Как силы будешь распределять, какую стратегию выбрал. Или о ней не принято говорить перед стартом?
– Да, стратегию не принято раскрывать. Главное в этапной гонке – правильно распределить силы, смотреть по снегу, насту, по тому, как будем идти. Критично важно – не гнать, потому что скорость убивает команду постепенно, выводит собак из строя. Мышцы, связки, суставы, – гонка подвергает их большому риску. Поэтому, чем ниже скорость, тем больше шансов дойти до финиша.
– Какой участок будет самым сложным, как думаешь?
– Традиционно – перевал. И участки, где много снега. До Лесной будет легко, там накатана дорога, есть снегоходное сообщение. Там – только бетон, и собаки бегут с очень хорошей скоростью. Вообще, очень много в гонке зависит от послушности собак и спокойствия каюра. Очень важно не паниковать: нет сложных участков, если, в случае пурги и других нештатных ситуаций, не впадать в панику.
– Искусство не впадать в панику здесь начал постигать?
– Нет, конечно. В ездовом спорте я уже более 15 лет. За плечами – много различных по уровню сложности стартов. Volga Quest, пять стартов «Карельской сотни» в Калевале, семь выходов на «Северной Надежде» в Финляндии, гонки «На семи холмах» и т.д. Да, дистанция здесь больше, трасса сложнее. Но протяженность этапов – та же, и самое главное – беречь собак. Если где-то будет глубокий снег, проходить «на тормозах», – иначе они порастягивают мышцы, получат травмы, и все, – поснимают половину упряжки.
– У тебя же есть собственная система восстановления, включающая массаж для собак. На каждой остановке делаешь массаж?
– Стараемся делать чаще, но не всегда. Иногда на это просто не остается сил, а зачастую лучше собаке дат поспать больше, – понимаешь, что на этом этапе сон для ее восстановления важнее.
– А как сам настраиваешься на гонку?
– Главное – спокойно выходить на старт. Я не люблю дергаться, бегать, предпочитаю, знаешь, как сделать? Вот старт гонки и гонка сама это – продолжение предыдущего дня. Вот ты вышел на старт, вот – приехал на финиш, и одно следует из другого. И тогда паники нет, тогда – спокойствие. И для собак это – спокойствие. А, воспринимая гонку, как какой-то новый этап в своей жизни, люди начинают паниковать. И из-за этого начинают делать много ошибок.
– А собаки чувствуют, что скоро – в гонку?
– Да, вот они чувствуют гонку очень сильно. И безошибочно различают тренировку и старт. Они понимают, когда нужно ускориться, бежать, бежать быстрее. Я не знаю, как они это делают, но это ощущается даже по скорости. Допустим, на тренировке мы показываем 16 км/ч, а на гонке они могут побежать быстрее на тех же командах. Поэтому важно включать GPS и отслеживать скорость.
– Расскажи, как выбираешь экипировку в гонку. Что для тебя важно в одежде?
– Комфорт и чтобы не продувало. Это, наверное, основное. Важно, чтобы не стесняла движений. Вес не столь важен в нашем деле, – все-таки, на лыжах скользим, а вот прочность – да, когда тебя ежедневно скребут десятки собачьих лап. BASK нравится именно по этим критериям, есть выбор и смотрится отлично (в эту гонку Слава идет в куртке BASK GILGIT, в качестве запасного верхнего слоя берет BASK VITIM, сшитую для него по индивидуальному заказу – Ред.)
– Что бы ты доработал в нашей одежде?
– Вот эта куртка (показывает GILGIT – Ред.) мне больше всего нравится. Она легкая, когда возишься с собаками, не стесняет движений. Выдерживает любой ветер. Если прохладно становится, надеваешь капюшон, – с ним теплый воздух идет внутрь, и сразу согреваешься. Прочная, выдерживает собачьи когти. Вот, когда мы в Вологде бегали в –27С, я надел ее, и не чувствовал холода. И сейчас собираюсь в ней идти бОльшуя часть гонки.
– Что у тебя должно быть в нарте, в соответствии с Положением?
– Знаешь, мне очень понравилось, что в этом году организаторы прислушались к нашим рекомендациям, и включили в Положение тент. О нем мы разговаривали еще после пурги 2018 года (напомним, тогда каюры попали в сильную пургу, и организаторами было принято решение остановить гонку и заночевать в тундре – в вырытых в снегу ямах, на карематах и оленьих шкурах – Ред.). Когда сильный ветер начинается, палатку сложно поставить. А тентом можно накрыть нарту и переждать стихию, или «закопаться» и накрыть яму сверху тентом. Сейчас у каждого участника в нарте должен быть тент.
Еще я бы хотел, чтобы каюров обязали брать с собой печки. У нас много раз были ситуации, когда обоз где-то задержался, и собаки сидят голодные. Печка, миски, ведро, – я всегда вожу их с собой. Корм – обязательно (многие приезжают и не знают, чем накормить собак), нож, спички, аптечка первой помощи. Кстати, очень классную вещь придумали организаторы в Доме Берингии – аптечки для собак и каюров. Очень полезными считаю встречи, – с врачами, ветеринарами, – на которых каюрам рассказывают о первой помощи: как помочь себе, собаке, как наложить жгут, остановить кровь. У меня вот есть пример, когда каюр, мой близкий друг сломал ногу почти на старте, и прошел 80 км до финиша, грамотно наложив себе шину.
– Что еще должно быть в нарте?
– Бирки запасные для снятых собак. Скотч армированный, – еще один лайфхак, продиктованный опытом, – он отлично подлатает сломанную нарту, и не только ее. Лопата, – ее нет в Положении, но я всегда беру ее в гонку. Везу много подкормок, мяса, чтобы в случае чего можно было накормить собак нормально, а не на «отцепись». И самому важно, чтобы было, что поесть. Еще мази для собак – массажные, от растяжений, заживляющие. Здесь, кстати, я подсмотрел, как каюры греют «Левомеколь» на батарее: мазь становится, как вода, и мгновенно впитывается. Удобно.
– Много ты вообще здесь «подсмотрел»?
– Да. В управлении собак, для меня, например, очень полезным оказался опыт Левковских (Николай и Валентин Левковские – отец и сын, известные на Камчатке каюры, многократные победители гонки Берингия – Ред.). Они ставят «старых» собак, которые безукоризненно выполняют команды «право-лево», пойдут по сугробам, даже если рядом – нормальная трасса. Вот я Левковскому проиграл в 2018 году почему? У меня собаки не слушались, «право-лево» не знали. У нас же (в Подмосковье – Ред.) проблема в том, то трасса идет по лесу, а куда там – вправо-влево? Везде деревья, кусты. А он в тундру выехал и пошел – право-лево-право-лево.. И, конечно, собаки слушаются. Я вообще заметил, что те, кто с дальних поселков, кто в тундре живет, у них собаки «право-лево» работают идеально. У собак с Чукотки, с Камчатки – идеальное послушание.
По способам выживания в пургу я много от местных узнал. В 2018-м в пургу пришли с Левковским первые, и не знаем, что делать. Никого нет. Семашкин прилетел (Андрей Семашкин – известный на Камчатке каюр, многократный победитель Берингии, основатель питомника ездовых собак «Снежные псы» – Ред.), – чего стоите, берите лопаты, пошли. Взяли лопаты, выкопались, накрыли тент, – тепло, хорошо. Не паниковать в этой ситуации научился. И для этого очень важны такие обучающие встречи по выживанию, как оргкомитет Берингии проводит. Потому что даже местные иногда не знают, что делать.
– А что местные от тебя взяли?
– Технику массажей восстанавливающих, приемы по уходу за собаками, систему тренировок. Я же готовлю своих собак, основываясь на техниках для марафонцев, многоборцев. Есть хорошая литература об их тренировках, – силовых, интервальных, скоростных, темповых, – которые я адаптирую под собак. Использую точно такие же периоды тренировок – базовый, подготовительный, соревновательный, интенсивный, восстановительный. Собаки ведь – те же спортсмены. То же самое – по питанию. Если холодно, необходимо более калорийное питание, с той лишь разницей, что у людей – белково-углеводный обмен веществ, а у собак – белково-жировой, который меняется, в зависимости от нагрузки. И за эти нужно всегда следить. Это работает, и результат мне нравится.
– Какие еще есть «фирменные приемы» Демченко?
– Психологические тренинги для собак. Когда ты готовишь команду, помимо бега, нужно использовать другие методики – плавание, игру в мячик и т.д., – чтобы они немножко разгрузились чтобы мозг «встал на место». Даже отрабатывать отдых – важно. Видишь, что творят они на растяжках? Орут, кричат, рвут растяжки, прыгают. Эти собаки пробегут три километра, и переходят на шаг. Наши же все сидят спокойно, на старте стоят так, как будто сейчас умрут. А потом ОП – и прибежали. Они не тратят силы.
– Главная опасность для собаки в гонке?
– Перегрев, он может просто угробить собаку. После него начинается самое опасное – «переваривание» мышц – белка, который сворачивается в крови. К перегреву приводит высокий темп, недостаточная тренированность, и внешняя температура, конечно. Даже в минусовую погоду прямые солнечные лучи приведут черную собаку к перегреву.
– Как увидеть, что собаке плохо?
– Она хуже начинает бежать, темнеют десны. Шкура «встает колом», когда ее поднимаешь и отпускаешь. Все это – признаки обезвоживания. Значит, нужно срочно собаку напоить, если не пьет, вводить воду через шприц подкожно. Таких собак, как правило, снимают с гонки. Избежать этого поможет правильная подкормка. Мы даем замороженное мясо или рыбу – вода и пища одновременно. Даже, когда бежим в плюсовую температуру, даем селедку, только несоленую. Важно следить, чтобы собаки не хватали снег, – на то, чтобы его растопить, уходить много энергии. Чтобы получить литр воды, нужно растопить десять литров снега. В итоге энергии потрачено много, воды получено мало. Лучше лед наколоть, или с речки воды принести.
– Как сохранить лапы?
Лучший вариант – тапочки. И много тренировок по жестким грунтам, – так собаки учатся правильно ставить лапы. Вообще, если собака бегает только по ровной трассе, любая кочка – потенциальный вывих, растяжение или разрыв связки. Мы сначала бегаем без тапочек, чтобы «приучить кожу»: микротравмы, которые они при этом получают, рубцуются, кожа утолщается. Свежую лапу обувать нельзя – постирают ноги даже в тапочках.
Тапочки нужны, когда мало снега, когда грунтовка, камень, ветки торчат. Но, если, например, река не заметена снегом, лучше тапочки снять. Иначе – растяжение. Тут все зависит от ситуации: в сильный мороз при выходе воды на лед тапочки намокают, после чего на них сильно налипает снег, который быстро превращается в большие куски льда. Поэтому перед любым водоемом тапочки лучше снять.
– Сколько времени нужно, чтобы обуть всю упряжку?
Час, чтобы полностью подготовить к старту 14 собак: снять попоны, надеть шлейки, тапки. При этом в сильный мороз лучше начинать подготовку за полтора часа: когда намазываешь лапы, пальцы постоянно замерзают, и приходится делать перерывы, чтобы их отогреть. Кстати, об этом нюансе мы узнали тоже здесь, в Палане.
Главное, – найти силы на это все, – иногда бывает так тяжело, что не хочется даже вставать на тренировку. Но встаешь и идешь, – собаки же ждут.
– У тебя есть ответ на вопрос, почему бежит собака?
– Нет. Да.. Потому что любит, наверное. Потому что ей это нравится. Если бы не нравилось, не бежали бы. Вон как кошки – легли бы, да лежали. А собаки встают и бегут, значит им это нужно.
– Спасибо, Слава. Удачи тебе и команде!
Пока мы готовили это интервью, завершился четвертый этап большой гонки Берингия 2021 – Усть-Хайрюзово – с.Ковран. Здесь, по решению организаторов, упряжки задержатся на сутки, – погодные условия ухудшаются, на следующий день обещают 23-25 м/с. До Коврана упряжки уже прошли 352 км, у Вячеслава Демченко – лучшие результаты в трех из четырех пройденных этапах. Пока наш каюр тактически уступает только Андрею Семашкину с его общим зачетом времени 19:45:56, и основная борьба только начинается: Берингия 2021 обещает быть жаркой. Легкой дороги, каюры и собаки!
Автор фото Василий Русин
Беседовала Инесса Дойкова
Мы всегда готовы к сотрудничеству и взаимодействию по интересным проектам. Просто напишите нам!