8 (800) 333-03-76

Интернет-магазин

+7 (495) 775-13-13

Оптовый отдел

Радиоэкспедиция R0K на Чукотку: как это было

"Я уехал с Чукотки в 1989 году, прожив на Севере одиннадцать лет. Сложно словами описать дикую завораживающую красоту Восточной Арктики. Двухмесячный полярный день, совершенно сумасшедшие краски закатов, голубые айсберги в синем летнем море, радуги северных сияний, грибы бочками, белые медведи, разгуливающие по улицам", - так описал Чукотку Валерий Шиневский. Летом 2005-го Валерий, возглавивший радиоэкспедию R0K, вернулся в край, где прошла его молодость. Проект, ставший событиеи для радиоэкспедия всего мира, состоялсь при поддержке BASK: нашей экипировкой остались довольны все без исключения участники экспедиции.
Целью нашего нового путешествия был выбран остров Шалаурова, последний из островов Российской Азии, еще не представленный в эфире для программы IOTA. Остров представляет собой наклонную скалу максимальной высотой около девяноста метров, выступающую из вод на границе Чукотского и Восточно-Сибирского морей, километр с севера на юг и полкилометра шириной, метрах в восьмистах от материкового мыса Кибера. Растительности на острове нет, вернее, это скудный мох и отдельные полянки каких-то синих цветиков и ромашек. В шестидесятых годах там стояла полярная станция, о которой чукотский геолог и писатель Олег Куваев написал несколько рассказов, в том числе «Где-то возле Гринвича», в котором описал радиста Гошу Виденко – Геннадия Видмиденко, нынешнего UA2FDM, с которым я совершенно случайно связался на двадцатке в июне и от которого получил массу ценных сведений об острове. Подготовка прошла достаточно быстро. Мы купили в «Юникоме» два киловаттных «Акома», «Русские Яги» в лице Ромы RV3MA выделили два прекрасных трайбэндера XL-335. В трансиверах недостатка не было – остановились на FT-1000MP Field и Ten-Tec Omni-VI. Фирма «Баск», известный производитель полярного снаряжения со значительной скидкой экипировал нас в отличные яркие куртки, обеспечил спальниками и палатками для шэков. Энергию должны были обеспечить два пятикиловаттных французских дизеля «Ultra». Позывной R0K, который логично вытекал из предыдущей истории, удалось пробить только после личного ходатайства вице-спикера Госдумы, известного полярника Артура Чилингарова. Проблемы начались в день отлета. Сначала во Внуково наш груз (около двух тонн) не хотели грузить в ТУ-204. Порядком повеселило предложение грузовой службы отправить часть багажа следующим рейсом. Оно бы ладно, но вот только самолет на Певек ходит лишь раз в неделю. Путем долгой беготни и размахивания письмом от Чилингарова удалось проблему решить. Уже на трапе поступил звонок из службы безопасности полетов – оба генератора сняты с рейса – после упаковки их ухитрились положить набок и через воздухофильтр начало вытекать масло. Произносимые нами в этот момент слова были правильно восприняты всеми 180 пассажирами ТУ-204 и нас не слишком пинали спустя почти три часа, когда мы бочком пробирались на наши места в хвост лайнера. Жаль, не удалось заснять на видео, как мы с Ромой подстреленными кабанчиками метались по аэродрому между самолетом и грузовой площадкой, сливая масло, матерясь и умоляя, уговаривая грузчиков, безопасников, водителей и лично командира борта, который, к счастью, оказался моим земляком из Минеральных Вод. Апофеозом явилось вбрасывание двух стокилограммовых дизелей с метровой стремяночки, на которой мог поместиться только один человек, прямо в боковой грузоотсек «Тушки» на высоту более двух метров. Повторить такие движения под дулом пистолета я бы, наверное, отказался. Перелет от столичного Внуково до чукотского Певека занимает девять часов. В аэропорту нас встретил Юрий Капасев - местный геолог, с которым я два месяца переписывался по Интернету, проясняя вопросы по подготовке путешествия. Юра согласился сопровождать нас в экспедиции, что оказалось весьма кстати - его опыт очень пригодился. Аэропорт Певека - поселок Апапельгино, в котором я жил семь лет, да и сам город оставили гнетущее впечатление. Дом, в котором выросли мои дети, сохранился, но вокруг все вымерло. Выбитые окна в пятиэтажках, четырехэтажное серое здание новой школы, так и не услышавшей голосов ребятни, сожженные дома, запустение. Не верилось, что в восьмидесятых тут был центр радиолюбительства всей Колымы и Чукотки, вращались огромные антенны – на UZ0KWI стояли четыре квадрата на двадцатку, шесть на пятнашку и семисотметровый «very long wire», весьма эффективно работавший от топа до сороковки. Из более чем двадцати активных позывных и шести коллективок в районе СК-07 остались двое ребят, которым уже не до эфира. Каждый день садились по два борта из Москвы, жизнь кипела, и казалось, что так будет всегда, и будет только лучше. Увы, экономика сказала, что, даже добывая золото, платину и еще половину таблицы Менделеева, содержать инфраструктуру, содержащую школы и больницы, нерентабельно. А может быть, были и другие причины, более субъективного плана. Так или иначе, Абрамович тоже не сумел поднять Чукотку, хотя народ в целом отзывался неплохо о своем губернаторе. Сегодня из некогда обширного парка Чаунского объединенного авиаотряда осталась одна «восьмерка» и законсервированный МИ-6. 10 августа 2005 года МИ-8Т под командованием Сергея Кохана – одного из самых опытных вертолетчиков Чукотки, завершил доставку нашей команды к цели. Расположенный на семидесятой широте в Восточно-Сибирском море в ста километрах от Певека остров Шалаурова является одной из баз Северного Морского Пути. У самой вершины острова, на десятиметровой деревянной башне установлен маяк, получающий питание от радиоизотопного термоэлектрического генератора. Топливом реактора служит стронций – 90. Издали РИТЭГ очень напоминает ГУ-73 без анодного вывода. К сожалению, любители цветных металлов проникли и сюда. Неизвестный, видимо, перебравшийся на остров зимой по льду, разобрал часть защиты РИТЭГа, в результате чего радиоактивный фон в двух метрах от генератора достигает четырех тысяч микрорентген. Надо думать, незадачливый охотник получил свою дозу и больше не способен заниматься вандализмом. К счастью для участников экспедиции, при удалении от реактора на расстояние более пятидесяти метров дозиметр показал снижение фона до приемлемых пятнадцати-двадцати микрорентген. Памятуя о нестабильном прохождении в этих широтах, для максимальной эффективности во время коротких его всплесков, было необходимо обеспечить непрерывное дежурство на двух рабочих местах, способных синхронно работать в одном диапазоне. На этих широтах крайне редко бывает нормальный проход сразу на двух. Разнеся антенны на расстояние до двухсот метров и питая каждый шэк от отдельного мощного генератора, нам удалось обеспечить работу и телеграфом и телефоном одновременно. Операторы разместились в палатках, остальным было более комфортно - на острове сохранился домик полярной станции, закрытой в конце шестидесятых годов. Нам повезло - там имелась печка, а дров на прибойной полосе было более чем достаточно. Кроме того, от полярки осталось несколько почти полных бочек с авиационным керосином, который нам очень пригодился, когда через полчаса после отлета вертушки в гости пожаловал белый медведь – самый крупный на Земле сухопутный хищник. Пролив, отделяющий остров Шалаурова от ближайшей земли – мыса Кибера, неширок – всего с километр, для прекрасного пловца, которым является полярный мишка, это не расстояние. Огнестрельным оружием экспедиция оснащена не была, да и штраф за отстрел этого зверя составляет пятьдесят тысяч долларов, поэтому первым побуждением стала попытка вернуть геликоптер обратно. Вот тут и обнаружилось, что спутниковый телефон работать отказывается, как выяснилось потом, по причине высокой сопки прямо на юге, по пути к геостационару. К счастью для многочисленных поклонников островной программы, ожидавших нас в эфире, хозяин Арктики был сыт и вел себя дружелюбно, скажем так – неагрессивно. Тем временем подступила ночь. Точнее - сумерки, так как на этой широте в августе солнце еще не уходит за горизонт полностью. Мы окружили лагерь кольцом из бочек с керосином, вырубили крышки и развели огромные костры. Под этим прикрытием была установлена первая антенна и началась работа в эфире. Нас ждали – после первых вызовов на рабочей частоте появились сотни станций. В 1558UT подошел Роджер G3KMA и поздравил нас с присвоением острову номера AS-174. К этому времени удалось провести чуть более четырехсот связей – проход периодически гас. По островному времени было около пяти утра. Погода сильно испортилась – лег густой туман, и температура опустилась градусов до трех. Была установлена еще одна антенна и развернуто второе рабочее место. Темп работы удвоился. Несмотря на весьма неустойчивое прохождение, иногда в минуту проводилось до семи связей. Кроме трайбэндеров, мы использовали вертикалы на 40 и 30 метров, в качестве которых работали одиннадцатиметровые дюралевые мачты, на которых стояли XL-335. У основания размещался согласующий блок и полсотни противовесов. Подобную конструкцию я впервые весьма эффективно применил в Тихорецке на очном чемпионате в 1994 году. UA2FDM говорил мне о старых могилах, расположенных на восточном берегу. Нам удалось найти и осмотреть их. Еще до челюскинской эпопеи на острове дважды зимовали корабли: «Колыма» - в 1924 и «Ставрополь» - в 1927. Пережить эти зимы довелось не всем членам экипажей пароходов… К кресту третьей могилы был прикручен сантиметровой толщины медный лист, озаглавленный "Справка". Далее по тексту следовало, что лежит тут «чукча Эттурген, убитый случайным выстрелом кочегара п/х "Ставрополь"». Дана она была неведомо кому спустя два года после самого события, в 1931 году. На вершине острова, там, где позднее построили маяк, экспедицией Врангеля в 1902 году был сложен двухметровый тур из пудовых камней, в котором, как уверял Юра, должна лежать записка. Обнаружить ее нам не удалось, в свою очередь мы добавили камней и вложили свое послание потомкам в стеклянной банке. Когда-нибудь кто-то узнает, что спустя сто лет после первопроходцев здесь побывали русские Робинзоны. Так прошли шесть дней. Прохождение нас не баловало, но задача экспедиции была выполнена. Мы открыли последний NEW-ONE в России и провели 9862 связи. R0K звучал с острова Шалаурова 108 часов, прохождение полностью отсутствовало 21 час. В нашей программе также имелась задача активизации еще одной точки, расположенной на трассе Северного Морского Пути – острова Большой Роутан, находящегося в ста километрах западнее острова Шалаурова, AS-38, RR-10-05. Архипелаг Айон включает в себя собственно остров Айон, это довольно большой кусок земли посреди Восточно-Сибирского моря, на котором расположено оленеводческое поселение чукчей под названием Энмитангино и полярная станция. В 1989 году там радушно встречали совместную с американцами экспедицию, позывным US0SU было проведено более 16000 связей. Ближе к югу располагаются Малый и Большой Роутаны. Есть еще несколько островов помельче, но они необитаемы и интереса не представляют. На Большом есть несколько сезонных рыбацких избушек и створный знак, мимо которого проходят суда в певекский морской порт. На Малом нет ничего. 16 августа команда стартовала к новой цели. Остров Роутан встретил нас замечательной погодой и огромным количеством грибов и ягод. Мы разместились в одном из рыбацких домиков, в другом установили радио и возобновили работу. Один из «Акомов» накрылся еще перед отлетом с Шалаурова, поэтому, к большому сожалению, пришлось работать с одного места. Прохождение установилось вместе с погодой. Количество зовущих станций превосходило все мыслимые пределы. Первыми записали в журнал AS-38 16-08-2005: 0945UT 14010 JA5TNF 0946UT 14010 JA2DO 0947UT 14010 UA4CTE 0948UT 14010 JA7OXR/1 0948UT 14010 UA0BBA 0949UT 14010 UA3FD Проход валил отовсюду. Но недолго. Спустя пару дней в небесной канцелярии повернули рубильник. Пошел снег с дождем, хорошо, хоть желающие успели еще в первые дни искупаться в Северном Ледовитом океане. Поработали и в RDA-Сontest, проведя около шестисот связей. Всего к 21 августа позывной R0K/р был в эфире 109 часов, ионосфера бастовала целых 19 часов. Отсутствие второго рабочего места, естественно, сказалось на результате – было проведено только 6565 QSO. Эпопею закрыла связь с SP3FAR 21 августа в 1632UT. Всего с обоих островов командой было проведено 16427 связей со станциями ста двадцати четырех стран на всех континентах и восьмидесяти четырех регионов России. Новых позывных было около десяти тысяч. Конечно, новая R0K прошла легче и значительно успешней. Другие технологии, больший опыт, чукотский август – не февраль. Но, как и двадцать лет назад, внезапно гас эфир, и ходил рядом отнюдь не плюшевый мишка. Пришлось и поволноваться и потрудиться. Однако рядом были влюбленные в радио друзья, привыкшие к напряженной работе, а на другом конце трассы ожидали терпеливые и доброжелательные люди. Спасибо всем, кто сделал этот проект реальностью! До новых встреч! Валерий Шиневский, RZ6AU/3, aka UA0KAV, UA0KK, R0K (1984), US0SU (1989), Мастер спорта СССР, RRC#888, NCDXF#4034,

Комментарии:


Комментариев пока никто не написал... Станьте первым!