Все публикации

Кольцо второй кругосветки "Апостола Андрея" замкнулось

Утром 5 ноября в проливе Борнхольмсгате "Апостол Андрей" пересек свой след годичной давности. Кольцо второй кругосветки замкнулось.

292

Этим же проливом проходил путь нашего первого кругосветного плавания. И сегодняшним утром, здесь, на юге Балтики, была завязана петля "Восьмерки" - уникального маршрута, дважды прошедшего по всем океанам Земли и охватившего все ее континенты.4.11.2002В Осло мы простояли пять дней. Первый день прошел, как часто бывает по приходу, в решении визовых вопросов, утрясании всяких проблем, разрешении возникших недоразумений. На лодке работы было немного: пришить пару оторвавшихся ползунов на гроте да решить, что делать с выломанным фальшбортом - последним сюрпризом Северного моря. Заменить фальшборт оказалось нечем, поэтому сломанные доски выпилили, а на их место натянули леер. Всех этих дел хватило на полдня, и дальше экипаж смог приступить к ссмотру ближайших окрестностей. Первой, кто нас встретил при выходе с марины, оказалась обнаженная дама, на которой были одеты лишь красные туфельки и кокетливая шляпка. Начало обнадеживало. При ближайшем рассмотрении дамочка оказалась бронзовой и пустой внутри но, выполненная в реалистичной манере и в натуральную величину, могла сбить с толку подслеповатого прохожего. Надо сказать, что в Осло можно встретить скульптуры в самых неожиданных местах и на самые разные темы, или без оных. Это может быть парочка, сидящая застолом, или официантка, бегущая с подносом; мужик, идущий по каналу на ходулях, или пьяница, развалившийся в самой фривольной позе. Скульптуры королей и королев, Черчиля и Рузвельта, огромного тигра и гребня волны - это далеко не полный перечень того, что разбросано по всем уголкам города. Зачастую вид изваяния озадачивает. Есть в Осло целый парк скульптур, где под открытым небом выставленно 200 изваяний норвежского скульптора Вигеланда. Прогулку по этому парку мы совершим на третий день нашего визита в Осло.День второй начался с решения вопросов, не закрытых накануне. В 14 часов нас принял вице-мэр города Осло, прием проходил в ратуше. Вице-мэр рассказал о городе, мы - о своем плавании. После общения, чаепития и обмена сувенирами для нас была проведена экскурсия по зданию ратуши. Прошли через анфиладу залов, гостиных, заглянули в зал заседаний городского совета. В главном зале ратуши проходит вручение Нобелевской премии мира. Первый раз в этом зале ее вручали в 1990 году Михаилу Горбачеву. Стены залов расписаны картинами на сюжеты из жизни и истории Норвегии и ее жителей.Вокруг ратуши, на самом здании и на площади перед ней опять же масса скульптур. Некоторые из них: каменотес, плотник, электрик, напоминают до боли знакомое искусство соцреализма: рабочий и колхозница, шахтер и доярка. На приеме, кроме экипажа "Апостола Андрея" были зав. консульским отделом посольства России Владимир Исупов и вице-консул Филипп Поросков.В среду посольство организовало для нас обзорную экскурсию по городу. Мы поднялись на смотровую площадку к трамплину Холменколлен, прогулялись по парку скульптур Вигеланда, посетили музеи "Фрама" и "Кон-Тики". Главное место в музее "Фрама" занимает само судно. Не будет преувеличением сказать, что "Фрам" - самое известное судно, ходившее в высоких широтах. На нем совершил свой беспримерный дрейф по Ледовитому океану Фритьоф Нансен, на нем же ходил в Антарктиду Руал Амундсен для того, чтобы первым достичь Южного полюса. Впечатляет продуманность конструкции судна, оригинальность решений доступа к винту и возможность ремонта руля, а также его замены прямо с палубы.Перед зданием музея стоит шхуна "Йоа", на которой тот же неугомонный Амундсен впервые прошел Северо-Западным проходом в 1903-1906 годах с тремя зимовками. Понятно, насколько волнующей для нас была встреча с этими легендарными судами, ведь в списке, который возглавляет "Йоа", и который можно получить в канадском "штабе морских операций", "Апостол Андрей" занимает 14-ю строчку - стольким парусникам удалось за пошедшее столетие повторить путь Амундсена - пройти канадскую Арктику.Не менее интересна встреча с другой легендой океанов: плотом "Кон-Тики". Плавание, совершенное Туром Хейердалом полвека назад, явилось стимулом для многих путешествий подобного рода: путешествий-реконструкций. Это и "Святой Брендан", и "Арго", и полинезийские катамараны, и петрозаводские лодьи. Сам Хейердал совершил еще три плавания: на папирусных лодках "Ра-I" и "Ра-II", и камышевом "Тигрисе". "Ра-II" тоже стоит в музее, и ещё выставлено обгорелое рулевое весло с "Тигриса" - единственное, что осталось от лодки после того как ее сожгли в Персидском заливе. И здесь вновь есть точки соприкосновения: значительная часть нашего тихоокеанского маршрута прошла в тех местах, где работал Хейердал: острова Пасхи и Питкерн, атолл Мангарева и Маркизские острова. Его книги будоражили наше воображение в юности, заставляя мечтать о далеких землях и дальних странствиях. И в немалой степени преуспели.В этот же день экипаж яхты принял посол России в Норвегии Квицинский Юлий Александрович. Приятно было, что в предверии визита Президента России, когда и так дел больше чем достаточно, посол нашел пару часов, чтобы встретиться с нами. Оставшиеся дни были посвящены осмотру крепости Аккерхуз, расположенному в ней музею вооружения, Национальной галлере где, в частности, есть зал известного норвежского импрессиониста Эдварда Мунка. Посмотрели обязательный для туристов номер программы: смену караула у королевского дворца. Пообщались с журналистами яхтенных изданий Норвегии, которые проявили активный интерес к нашему плаванию.В пятницу утром за мной заехал Ханс Кристиан Броруд (Hans Christian Braarud), менеджер кампании Сканнаутик. Проехали с ним в представительство Iveco за маслянным фильтром для нашего дизеля, на обратном пути заехали за моторным маслом и средством для очистки палубы - надо готовиться предстать перед объективами журналистов. Благодаря стараниям Сканнаутик, за стоянку мы заплатили чисто символическую плату, остальное получили в подарок.Вечером того же дня экипаж яхты выступил перед сотрудниками посольства и учениками школы, что работает при посольстве. Выход, намеченный на субботу на 9 утра, пришлось отложить на час: дважды меняли масло в дизеле - вновь откуда-то попала вода в картер. Оставив выяснение причины до Петербурга, простились с провожавшими нас соотечественниками, и отошли от причала. Был ясный солнечный день, и мы могли лишний раз полюбоваться красотами Осло-фьорда. Протяженность его 50 миль, прошли их под мотором, и с темнотой вышли в пролив Скагеррак.Капитан яхты Николай Литау