Все публикации

"Апостол Андрей" следует вдоль берегов Гренландии

Из дневника капитана Николая Литау:

296

7.10.2002Рано или поздно все заканчивается - закончился и Девисов пролив с его бесконечно меняющейся погодой, крутой волной и встречным течением. Прогноз, которым нас выманили из Готхоба и который обещал хороший попутный ветер на ближайшие пять дней, сбылся только на ближайшую ночь и следующие полдня. Уже к обеду 2-го ветра почти не стало, и пришлось запускать дизель.3-го за первую половину суток трижды убирали и ставили паруса и, соответсвенно, пускали и останавливали дизель. Когда ветер появлялся, то он перебирал все направления кроме попутного. К обеду давление резко пошло вниз, и за шесть часов упало на 7 делений. Пошел мокрый снег крупными красивыми хлопьями. Он налипал на парусах, рангоуте и такелаже, и время от времени с шумом падал на палубу, образуя небольшие сугробы. Снег перешел в нудный осенний дождь, ветер усилился до 15 метров, взяли рифы и сменили стаксель.Девисов пролив решил на прощанье учинить какую-нибудь гадость, и подослал пару приличных волн. Яхту привело и положило на правый борт, компьютер сорвался со штурманского стола, описал красивую кривую и припечатался к палубе (полу). Когда я спустился вниз, то увидел печальное зрелище: от ноутбука отлетели все крышки, и вообще он имел вид слегка взъерошенный, экран был могильно темен. Ругаясь про себя и вслух, собрал все в кучу и убрал до лучших времен.Ветер неистовал до ночи, а к утру 4-го ослаб настолько, что вновь пришлось запустить дизель, чтобы Западно-Гренландским течением не унесло обратно в Девисов пролив. Пользуясь затишьем, достал несчастный компьютер, поставил на место все, что от него отлетело, нажал на кнопку пуск и... он заработал! В 16:30 по судовому времени пересекли 60-ю параллель. Началось плавание по морю Лабрадор. Ветер, начавший робко задувать с запада, окреп, и "Апостол Андрей", поставив грот и бизань, полетел в фордевинд, делая до 10 узлов и наверстывая упущенное время. Характер волны тоже изменился -она стала более длиной и пологой. Это уже волна Атлантики. К ночи ветер усилился - бизань стала лишней.Утром 5 сентября до траверса мыса Фарвел - южной оконечности Гренландии, оставалось 25 миль.1.10.2002В Готхобе мы провели три дня. Первый день был занят делами на яхте и знакомством с городом, было воскресенье, и большего сделать не удалось. В понедельник с утра заглянул к капитану порта, получил подробную информацию, где можно взять пресную воду, топливо и оформить заход.Воду приняли в самом порту, для этого пришлось перешвартоваться под борт полицейского спасательного судна "Sisak". Как-то быстро установилось взаимопонимание между нашими экипажами, и следущие сутки мы простояли, ошвартоваными к ним. Это удобней, чем стоять у причала: из-за большой величины прилива (до 5 метров в полнолуние и новолуние) нужно постоянно следить за швартовыми концами, чтобы не повиснуть на них при отливе и не оказаться посреди гавани в полную воду. При стоянке вторым корпусом - это заботы судна, стоящего первым. Стармех с "Сисака" - молодой симпатичный инуит, предупредил нас, чтобы мы все разом не покидали яхту, так как их могут в любой момент поднять по тревоге, и тогда в несколько минут они покидают порт, и мы не должны им помешать.Интересно, что в 16 часов рабочий день закончился, судно заперли, и команда пошла домой. Я поинтересовался: "А как же спасание?" На этот счет меня успокоили, что в случае тревоги - те же несколько минут на сборы, и в море. К счастью, никаких бед в эту ночь на море не случилось, и мы провели ее без тревог и учений.За топливом сходили к заправочной станции для маломерных судов, расположенной в полумиле от порта, на отдельном острове. Стоимость солярки оказалась, к приятному удивлению, невысокой - треть доллара за литр. На все остальное порядок цен в столице Гренландии существенно выше.Забавно прошло наше оформление. В порту мне как-то неуверенно порекомендовали сходить в город, в офис полиции. Пока мы заправлялись водой, к нашим спасателям приехал полицейский чин с тремя вышитыми звездами на погонах. Я, улучшив момент, представился и поинтересовался: нужно ли нам оформляться, и где это сделать. Он ответил, что в 13 часов на яхту приедут и все оформят. Но ни в 13, ни в 14 никого не было. Подошел к стармеху "Сисака", связались по телефону с полицейским околотком. Там ответили, что уже выезжают, извинились за занятость. Вскоре подъехал полицейский рангом пониже предыдущего, посмотрел наши паспорта, сказал что обычно проверяют по компьютеру, но он думает, что мы чисты перед законом. Я заверил его, что так оно и есть. После чего офицер достал подозрительно новый штамп, настроил его на нужную дату, и мы получили вожделенную отметку. Все это привело меня к мысли, что на оформление мы напросились сами, и не прояви мы инициативу,так никому бы до нас дела и не было бы.Третий день целиком посвятили осмотру города. Обошли его пешком, благо он невелик - проживает в Готхобе около 14 тысяч жителей. Посетили музей и осмотрели интереснейшую экспозицию. Хорошо представленны предметы быта, орудия промысла. Великолепна коллекция национальной одежды. Ярки и нарядны женские костюмы. Рокуэлл Кент еще застал эти наряды не в музее: "Обе (девушки) были одеты в очень идущий женщинам гренландский костюм: короткие, ярко расшитые штаны из тюленьей кожи, высокие сапоги из того же материала и пестрые ситцевые рубашки." И далее:"...яркие вязаные шапочки, широкие вышитые бусами воротники, кофточки пестрой расцветки, шелковые пояса...".Музей занимает несколько зданий исторического центра города,расположенного у Колониальной гавани. В главном корпусе основная экспозиция, сувенирная лавка, выставка работ художника Яна Могенсена. "Полотном" ему служат старые, выловленные в море доски. Хорошие, интересные работы. Открытием для нашего экипажа стали гренландские мумии. В экспозиции представлены три женщины и грудной ребенок. Сухой климат сохранил тела и одежду без специальных химических ухищрений.В соседнем здании внушительных размеров женская лодка - умиак, которой уже полтысячи лет. В других домах архив, бондарная мастерская, мастерская по выделке кожи. Последняя действует и сегодня. У входа стоят рамы со шкурами, натянутыми для просушки, внутри кожи вымачиваются, мездра отделяется женским ножом улу. В соседней комнате мастерицы занимаются рукоделием: шьют изделия из кожи, вышивают яркими бусами.Рядом с музейными зданиями расположен дом Ганса Эгеде, старейшая постройка Готхоба (1728г). Сегодня в нем резиденция премьера Гренландии. Ганс Эгеде(Hans Egede)прибыл в Гренландию в 1721 году. Он был первым христианским миссионером после того как ее покинули викинги - первые христиане Гренландии. Свою миссию Эгеде основал близ нынешнего Годхавна. В 1728 году перебрался на место, которое он назвал Готхоб и основал здесь поселение. Ганса Эгеде называют Апостолом Гренландии, которой он посвятил 15 лет жизни. Место для памятника ему выбрано очень удачно. С высокого холма Эгеде смотрит на старую гавань, на свой дом, на город основанный им.Возвращаясь из музея, мы набрели на рынок, где продается свежее мясо северного оленя и рыба. Последняя была представлена тремя головами, оленина же была в изобилии и в ассортименте(свежая, вяленая). Как нам не нахваливали вяленую, вкусной она не показалась, может потому что совершенно несоленая. Свежая стоит 40-60 крон за килограмм(6-8 долларов). Получив пищу духовную, не грех подумать и о хлебе насущном.Наше короткое пребывание в Готхобе закончилось 1 октября. В 17 часов мы отдали швартовы и покинули порт. Три часа по проходу Норлёб и "Апостол Андрей" вновь в водах Девисова пролива. На этот раз нас встретил попутный ветер. Небывалый случай: прогноз обещает такое же направление на ближайшие пять дней, вполне достаточные для того чтобы выйти из пролива и обогнуть Гренландию. Если, конечно, прогноз сбудется.Следущим пунктом захода намечен Рейкьявик. За час до выхода в море пришло сообщение от посла России в Исландии Александра Ранних о том, что получено разрешение МИД Исландии на заход яхты в самую северную столицу мира.Капитан яхты Николай Литау