8 (800) 333-03-76

Интернет-магазин

+7 (495) 775-13-13

Оптовый отдел

Яхта "Апостол Андрей" вернулась в Архангельск, завершив свою 5-ю арктическую навигацию.

Поздравляем капитана Николая Литау и экипаж яхты с успешным возвращением!
6 сентября 2011г. Сегодня в 11 часов 00 минут «Апостол Андрей» вернулся в Архангельск, завершив свою 5-ю арктическую навигацию. Маленький, так сказать, юбилей. За кормой яхты осталось 3,5 тысячи миль. Большая часть за Северным полярным кругом, немалая – за 80-й параллелью. К удовольствию капитана и сожалению некоторой части экипажа приключений на этот раз было не много. Плавание оказалось не сложным, за исключением проливов Земли Франца-Иосифа, где нам встретился лед. В остальных морях льда мы не видели вовсе. Ветры не напрягали, были они благоприятными и слабыми, лишь один раз пришлось брать рифы. А часто ветра не было вообще, и мы неспортивно гоняли дизель. Теперь «Апостолу Андрею» предстоит частичная замена экипажа и возвращение на зимние квартиры. 02.09.2011 День знаний на Новой Земле Пройдя полтысячи миль, «Апостол Андрей» вошел в пролив Карские Ворота, соединяющий Карское море с Баренцевым и отделяющий Новую Землю от острова Вайгач. В прошлом году свежий встречный ветер притормозил нас здесь на пути домой, сейчас же ветер был благоприятный, но совсем слабый, можно сказать, что его не было совсем. Экипаж с грустью посматривал на проходящие по бортам берега, намекая капитану, что неплохо бы на них высадиться. «Смотрел» – это виртуально, на дисплее навигационного компьютера. До земли было далеко – даже в бинокль не видать. В 2010-м, обойдя вокруг Новой Земли, «Апостол» сделал короткую остановку именно в этих местах – на мысу Болванский Нос, у полярной станции имени Федорова. Визит имел практическую цель: мы хотели в баню. Сегодня же со времени последней помывки прошло всего четверо суток, поэтому было решено, что экипаж испачкался не сильно. Сидящие на берегу решат, что мыться надо каждый день. Спешим вас уверить – это совсем не обязательно. К тому же Болванский Нос промелькнул за бортом глубокой ночью, будить полярников мы не стали. Баня растаяла за кормой, и осталось чувство неудовлетворённости – хотелось увидеть и познать что-то новое. Тем более что на календаре было 1 сентября – День знаний! Этим «новым» могла быть только Новая Земля, её Южный остров, который так и не дался нам в прошлом году. Постоянные читатели должны помнить несостоявшийся заход «Апостола» в Малые Кармакулы. Решение принято – высаживаемся! Место – бухта Лахта Заячья, полуостров Пиритовый. Почему у бухты такое странное карело-финское название никто объяснить нам не мог, ввиду отсутствия жителей на этом берегу. Зайцы отсутствовали тоже. Как ушастые, так и лахтаки. Некоторым в экипаже пришлось объяснять, что заяц-лахтак никакого отношения к косоглазому не имеет. Это такой тюлень. Зато в синеве в большом количестве проносились стаи диких гусей, заставляя кровожадных хвататься за ружьё, а пацифистов радоваться, что гуси вовсе не дураки, чтобы подставляться под выстрел и поэтому близко не подлетают. Сергей Дубровин рассказал, что пирит – это минерал. Сверкает он ярче золота, за которое его иногда и принимают дилетанты. Капитан подтвердил, потому что сам был в их числе, когда на заре туманной юности работал в геологоразведочной экспедиции и впервые увидел крупицы пирита блестевшие на дне лотка. Недалеко от места высадки мы обнаружили остатки разрушенных деревянных строений и довольно хорошо сохранившуюся рубленую баньку на берегу пресноводной лагуны. По деревянному лотку для промывания проб и другим предметам геологического быта, валявшимся вокруг, нетрудно было сделать вывод, что жили на этом мысу скорей всего геологи. А может быть старатели. Чтобы День знаний бы не скучным, развели на берегу большой костёр из плавника (брёвен, вынесенных на берег течениями и волнами) и дожарили остатки оленя, подаренного коллективом диксонского порта. Вспомнили своих учителей и своих учеников – почти у каждого из нас в этом году кто-либо пошёл в школу. Два молодых и энергичных вахтенных офицера: Денис Давыдов и Сергей Бармин развлекли публику купанием в ледяной воде Баренцева моря и плясками у костра. Вспомнили мы также, что в допетровскую эпоху на Руси с 1 сентября начинался Новый год. Отметили заодно и его, тем более, что на настоящий Новый год вместе мы вряд ли соберемся. 31.08.2011 Обжорка Стоянка на Диксоне была непродолжительной, но интересной и полезной. Первый день мы были предоставлены самим себе. Дел на яхте оказалось совсем не много – дожили и до такого времени! – поэтому экипаж гулял по посёлку, знакомился с достопримечательностями и ассортиментом магазинов. Закончился день традиционной баней. День второй был занят приёмом гостей. Пришли старые знакомые и новые друзья. Вечером яхту навестили руководитель администрации Диксона Александр Бондаренко и директор Таймырской энергетической компании, он же начальник порта, Валерий Конищев. День последний был отдан культурной программе: экипаж посетил художественную галерею, заглянул в библиотеку и на почту, осмотрел строящуюся церковь. После дружественного обеда в администрации посёлка «Апостол Андрей», провожаемый друзьями, покинул гостеприимный Диксон. Покинул, заправленный топливом и заваленный продуктами, не очень привычными для жителя центрального региона. Любители рыбы наслаждаются омулем во всех его видах – свежем, солёном, копчёном… На камбузе за ухой следует жареная рыба, а за ней – рыба, приготовленная по местным рецептам. Мясоеды с нетерпением ждут жаркого из оленя, нога которого торчит из-за спины рулевого, пугая раздвоенным копытом слабонервных. Для гурманов припасена печень того же оленя. Чтобы облегчить жизнь доктору и коку, среди экипажа был объявлен призыв желающих не только поесть, но и что-нибудь приготовить. Пример показал сам капитан, став к плите и сварив оленя, как это делают чукчи и ненцы. Открою секрет, что рецепт этот совсем прост: вода, оленина и огонь. Варится мясо без соли. Экипаж оценил кулинарные способности шефа по достоинству. Впрочем, кто бы посмел сомневаться? Заглянув в свои старые записи, я обнаружил, что 12 лет назад на яхте после ухода с Диксона были те же «проблемы» – как всё съесть, чтобы не успело испортиться. Ассортимент 1999 года: омуль, осетрина и гуси. От главы администрации «Апостол Андрей» получил приглашение на 100-летний юбилей Диксона, который состоится в 2015 году. Что-то подсказывает, что мы не сможем отказаться. 26.08.2011 Прибыли в Диксон Утро 26 августа «Апостол Андрей» встретил у причальной стенки Диксона. Или ДиксОна – с особенным ударением, как произносили бывалые полярники советской эпохи. Приплыли! Столица Арктики! Самый северный порт России, аэродром, гидробаза, поселок… Остров при выходе из Енисейской губы в Карское море в 1,5 километрах от материка получил свое имя в 1894 году из рук начальника Главного Гидрографического управления А.И. Вилькицкого в честь Оскара Диксона, шведского магната и купца, финансировавшего экспедиции Норденшельда и Нансена. «Эта гавань – лучшая на всем северном берегу Азии и со временем будет очень важна для сибирской торговли», – писал Норденшельд, побывавший здесь лет за 15 до того на своей «Веге» во время плавания из Атлантического океана в Тихий. В 1915 году на острове оборудовали склад угля для экспедиции ледокольных пароходов «Таймыр» и «Вайгач». Поселение, начавшееся с двух жилых срубов и бани, со временем перешагнуло с острова на материк и выросло в крупнейшую арктическую гавань СССР… Прямая речь от капитана Литау: – Суточный переход – и мы на Диксоне. Встретил он нас зарядами снега, первыми в этом году. И хотя была глубокая ночь, бравые пограничники прибыли через полчаса, чтобы выяснить законность нашего захода в порт. Проблем не возникло – у нас все оформлено как положено. Но меня всё не перестают удивлять наши порядки: зачем нужно оформлять пограничные пропуска в места, которые отстоят от ближайшего государства в разы дальше, чем Москва или другой город средней полосы, не говоря уже про Питер? Утром нам предложили перейти к пассажирскому причалу, что мы с удовольствием и сделали. «Апостол» встал почти на то же место, что и 12 лет назад. К слову: тогда, в 1999-м, мы были первой яхтой, что посетила Диксон. Собственно, а как могло быть иначе, если «Апостол» первым прошёл по трассе Севморпути. Зато сегодня мы слышим: яхтами нас не удивишь. Первым, кто нас встретил на причале был старинный знакомый Василий Тимофеевич, командир пограничного катера. Он помнил не только нас, но и то, как мы поуродовали леерное ограждение, когда волной яхту навалило на стоящий у причала теплоход. Подробности происшествия можно прочитать в первой книге капитана Литау. Диксон внешне мало изменился за прошедшее десятилетие. Но если присмотреться: многие дома стоят заколоченными – это общая картина для нашего севера. Не стало кафе и бара, а ведь были… Команда, наслушавшись рассказов капитана, размечталась, но увы. Зато появился интернет и мобильная связь. Правда, только «Билайн», поэтому к двум имеющимся на борту телефонам выстроилась очередь. А самоотверженная Анна Золотина решила: «Сначала отправить картинки на сайт, а уж потом – душ, маникюр и ресторан!» – и встала в хвост очереди. 25.08.2011 Исчезнувшее озеро Переход за два моря – Баренцево и Карское прошёл спокойно и обыденно при слабых попутных ветрах. Редкие полосы льда и отдельные скопления ещё встречались в первые сутки к югу от ЗФИ, а потом закончились и они. Карское море оказалось совсем чистым ото льда. Было немного странно наблюдать на дисплее, как «внизу», под нами, на 50 миль южнее, проплывает Новая Земля и мыс Желания – предел наших желаний и устремлений прошлого года. На пятые сутки достигли западного берега Таймыра, шхер Минина, и встали на якорь у острова Попова-Чухчина. Сведения из лоции: «Остров состоит из двух плоских холмов, соединённых галечным перешейком, где есть пресноводное озеро и много плавника. На этом перешейке в 1934 г. были найдены некоторые вещи и документы экспедиции В.А. Русанова на парусно-моторном боте «Геркулес», который в 1913 г. бесследно исчез в Карском море.» Якорь мы бросили прямо у перешейка. Высадились на берег. Плавник был в наличие, а вот озера не было. Внимательно осмотревшись, мы поняли, что озеро исчезло – осталась лишь неглубокая яма, дно которой было устлано толстым слоем полусгнившего плавника. Побродив по дну, нашли две подошвы от истлевших башмаков. Обувь эта была явно продуктом химического производства. Никаких артефактов исчезнувшей экспедиции не обнаружили. Неподалёку от озера стоит сруб размером два на два, за срубом – памятный столб, установленный в 1977 году экспедицией «Комсомольской правды». Тогда же была сделана попытка добраться до дна озера – воду из него попросту выкачали, но уткнулись в линзу льда. Сегодня лёд, по-видимому, растаял, и вода ушла в песок и щебень, выстилающий берега и дно озера. Судя по другому памятному столбу, установленному красноярскими водолазами, это была не единственная попытка искать следы русановской экспедиции на дне исчезнувшего озера. Интересна тундра в окрестностях перешейка: вся она усеяна торчащими из земли камнями. Кому-то они напоминают фигуры людей, мне же напомнили истуканов острова Пасхи. К ночи дождик, моросивший весь день, сменился снежной крупой. «Апостол Андрей», подняв якорь, отправился дальше на юг.

Комментарии:


Комментариев пока никто не написал... Станьте первым!