Все публикации

Интервью Николая Литау, взятое перед экспедицией...

Николай Литау за несколько дней до отъезда заехал в НПФ БАСК за экспедиционной одеждой. Николай рассказал о планах экспедиции и состоянии яхты "Апостол Андрей". В настоящий момент яхта находится примерно в середине экспедиции. С запозданием, но публикуем...

1405

Владимир Богданов: У нас в гостях Николай Литау? Николай, расскажи - куда яхта "Апостол Андрей" идет в этот раз?Николай Литау: Навигация этого года на Апостоле Андрей: вновь уходим в Арктику. В этом году у нас главная задача – это Земля Франца-Иосифа. Хотим выйти к самому северному острову Рудольфа, если позволит ледовая обстановка, и попытаться обогнуть Северную Землю.В.Б.: Когда Вы выходите?Н.Л.: Выходим 9-10 июля из Шлиссельбурга, перегоняем яхту на Белое море, дальше уходим сразу на север либо через Архангельск и идем на Землю Франца-Иосифа. Вторая задача: там есть места, связанные в той или иной степени с гибелью Седова и есть пожелание историков, чтобы мы вышли в районе острова Рудольфа и острова Гогенлоэ где эта трагедия случилась, где он умер. Таким образом, у нас две задачи.В.Б.: То есть в экспедиции две параллельные задачи: спортивная и историческая?Н.Л.: Да, эти задачи вместе связаны. В любом случае если мы дойдем до места захоронения, до островов Рудольфа и Гогенлоэ, мы уже будем за 80 градусом, чего нам хочется сделать, поплавать за 80 градусом на яхте, что мало кому удавалось, это в районе Шпицбергена. ЗФИ с севера еще яхты не огибали. Если это удастся сделать, то мы выполним свою спортивную составляющую. Также хотел сказать, что есть рисунок (ред. сделанного со слов спутника Седова матроса Пустошного), на котором изображен вид на берег, где захоронен Седов, с расстояния трех километров. Мы хотели бы попасть в то место, поплавать вдоль этого берега и попытаться найти этот ракурс.В.Б.: Опишите Ваш планируемый маршрут.Н.Л.: Отходим от Белого моря, огибаем ЗФИ, затем уходим в район Таймыра на остров Попова-Чухчина, на котором в 1938 годы были найдены вещи, связанные с погибшей экспедицией Владимира Русанова. Там также есть озеро, дна которого пока еще не удавалось достичь не потому что оно очень глубокое, там глубина 1,5-2 метра, а потому что оно все было покрыто льдом. В связи с теплым климатическим условием в этом году, как и в прошлом году, может быть оно будет чистым. Русанов и Седов погибли примерно в одни годы. Экспедиция Русанова погибла в 1913 году, Седова – в 1914 году.В.Б.: У Вас получается большое расстояние…Н.Л.: Вообще на самом деле оно не очень большое. По протяженности оно меньше трех тысяч миль. То есть если идти без остановки, то на этот маршрут нужен примерно месяц.В.Б.: Когда думаете вернуться?Н.Л.: Мы понимаем, что идем в Арктику, поэтому там возможно будет необходимо дожидаться, когда льды будут. То есть мы рассчитываем на 1,5-2 месяца. Это с остановками, выходами на берег, посещениями намеченных островов.Из Белого моря мы выходим в последних числах июля. Раньше середины августа. На моем опыте мы у Вайгача 12 июля встречали льды и не могли пройти проливами. А в прошлом году, когда мы огибали Новую Землю уже в августе, пока мы ходили у Вайгача и встречали отдельные льдинки, в Карском море стоял массив. Но его потом весь растащило, и когда в 20 числах августа мы спускались вниз, мы не встретили ни одной льдинки. А в 1999 году, когда я шел Северным морским путем, Карский массив блокировал все, и мы огибали его, уходя к северу.В.Б.: Итак, маршрут после ЗФИ…Н.Л.: Заход на Диксон, с Диксон новоземельскими проливами обратно. Стоять будем в Шлиссельбурге, нам там понравилось, там хорошая верфь, хорошая стоянка.В.Б.: В каком состоянии сейчас яхта?Н.Л.: Сейчас ремонт вошел в завершающую стадию, корпусные работы закончены, отделка заканчивается, мачты установлены, парус пошит (новый грот - в прошлом году мы новый дизайн пошили), остальные паруса приведены в порядок. И сейчас осталась последняя очень важная работа – это двигатель. Двигатель мы весь раскидали и только начали его собирать, потому что сегодня ребята поехали в Финляндию за запчастями двигателя, они поступили; я завтра приезжаю в Петербург и мы начинаем с механиком собирать дизель. Надеюсь, что дня за три мы его соберем и на следующей неделе произведем запуск. Если все пройдет нормально, нас уже ничего не держит. Мы заправляемся водой и топливом…В.Б.: Как можно сравнить нынешнее состояние яхты « Апостол Андрей» с прошлыми состояниями, когда Вы ходили в кругосветные путешествия? Она стала лучше/хуже?Н.Л.: Первую кругосветку мы ходили очень «сырыми», очень несовершенными, скажем так. Понятно, что лодка была построена полукустарным способом… Перед вторым кругосветным путешествием она простояла больше года на Кронштадтском морском заводе. Мы произвели не только капитальный ремонт, но и серьезную модернизацию. Таким образом, ко второму плаванию яхта была готова гораздо лучше, чем к первому. И собственно второе плавание прошло «без сучка, без задоринки» - за 11 месяцев без всяких поломок. В третьем плавании, как ты помнишь, мы опять руль потеряли, также как и во втором и в первом плавании. А потом, конечно, после трех кругосветок очень серьезно прогнила палуба. И в 2009 году, после трехлетней стоянки в Москве, мы ее перегнали в Тверь и сменили часть кормы, сменили весь кокпит - это центральная часть, где рулевой стоит. А в этом году сменили район главной мачты, почти всю палубу.В.Б.: А кто-нибудь после этого ремонта на ней плавал?Н.Л.: В Твери мы ее отремонтировали и обошли (в прошлом году) вокруг Новой Земли. То есть мы сделали этот ремонт под Новую Землю. А в этом году, когда мы пришли на Северную верфь, руль опять снимали, топливными танками занимались, сделали много мелких работ, вроде бы незаметных, но которые отнимают массу времени. Но главное, что было сделано в этом году – мы «вылили» половину бака, то есть половину носовой палубы, сменили крепления вантов, т.е. тросов, которые держат мачту. Это все сменено, потому что после пятнадцатилетней жизни грот мачты - сам понимаешь это главное. Если она «грохнется», то будут серьезные проблемы. Таким образом, мы это все сейчас сменили, новую палубу настелили. А как палубу сняли, сломали все внутренние помещения в районе носовой части. Соответственно теплоизоляция, зашивка, все это заново делается. Ну и конечно двигатель. Его мы за эти 15 лет ни разу не ремонтировали, он еще служил нам, но уже были проблемы, и в этом году мы решились и раскидали его весь целиком.В.Б.: Ну, а руль-то не отвалится в этот раз?Н.Л.: Мы надеемся, что нет, потому что руль мы сняли, «продефектовали», проверили его и установили обратно. Думаю, что на это плавание нам его хватит. В.Б.: Кто пойдет в составе твоего экипажа? Сейчас уже, наверное, ясно?Н.Л.: На самом деле еще не до конца ясно, хотя ясность наступила почти полная. Из ветеранов со мной идет художник Семенов, который участвовал во второй и третьей кругосветных экспедициях, прошел Новую Землю. Это старейшина из экипажа. Дольше него только я на этой лодке хожу. Из тех, кто со мной (раньше) ходил, пойдет Денис Давыдов, тверской парень, который в прошлом году был на Новой Земле, и он сейчас пойдет вахтенным начальником. Пойдет доктор, по совместительству кок - Александр Шмигельский, участник Антарктической экспедиции (третьей кругосветной) и участник новоземельской экспедиции (прошлого года). Если говорить по нахоженным милям по убывающей, это Семенов, потом Шмигельский, за ним Давыдов. Это проверенные люди. Из новичков идет питерский товарищ Сергей Дубровин, он на яхте Апостол Андрей прошел всего 200 миль до Валаама и обратно в прошлом году. И идет достаточно опытный яхтсмен из Северодвинска Сергей Бармин, который в 2007 году на Апостоле Андрее прошел от Архангельска до Москвы, когда мы ходили в паломничество, то есть тоже совсем немного. А так он много ходил по Белому морю, но такой серьезный поход у него будет в жизни впервые. Это была мужская часть экипажа. Что касается женщин, с нами идет Анна Золотина, которая прошла вокруг Новой Земли в прошлом году, и это ее были первые в жизни морские мили. Но теперь у нее уже 3700 морских миль, причем больше половины заполярных, что очень серьезно для яхтсменов. Так что, думаю, в этом года она еще добавит 3000 миль, и в итоге скоро будет тянуть на звание мастера спорта международного класса (смеется…) В.Б.: То есть 7 человек получается?Н.Л.: Да, 7 человек нас идет. Но я не называю тех людей, кто будет участвовать в перегоне яхты от Шлиссельбурга до Архангельска. Там будут гости, будет генеральный директор Охтинской верфи Алексей Карабицин, можно сказать теперь наш друг, потому что Охтинская верфь взяла на себя главные расходы. Вообще по затратам Охтинская верфь стоит на первом месте, дальше идет Москва - около 500 тысяч рублей, и клуб (клуб «Приключение») дал примерно столько же. Но если бы не Охтинская верфь, нам бы ни полмиллиона, ни двух миллионов не хватило для такого ремонта. Алексей Карабицин энтузиаст и наш сторонник, в прошлом году он ходил со мной на Валаам, а в этом году хочет пройти до старта арктической экспедиции, до Архангельска. Также там будет из Твери Лена Смирнова, которая участвовала на прошлых перегонах, будут еще ребята до Архангельска.В.Б.: Как ты считаешь, яхта потом еще сможет пойти в серьезное плавание, например, как прошлые кругосветки?Н.Л.: Если судить по техническому состоянию, то – да, конечно, яхта «Апостол Андрей» сейчас находится в хорошей форме. Но будут ли у нас новые идеи? В.Б.: Николай, большое спасибо за интересное интервью! Мы желаем тебе и экипажу яхты успешного плавания.Дневник экспедиции публикуется на сайте litau.ru