8 (800) 333-03-76

Интернет-магазин

+7 (495) 775-13-13

Оптовый отдел

Кайт-Одиссея сквозь бури и боль - Отчет экспедиции По пляжам Карского моря

В конце марта двое искателей приключений на кайтах путешествовали по пляжам Карского моря. Предлагаем вам отчет этой поездки, собственноручно составленный ее участниками.
Вертолёт уносил нас в сторону дома, Се-Яха спряталась от наших взоров в клубах снежной пыли, поднятой вертолётом при взлёте, а потом в низко плывущих облаках. Бескрайние просторы тундр и Карского моря оставались где-то внизу. А до этого была борьба, падение и травма, тяжкое осознание, что нужно возвращаться, спасательная партия наших друзей ненцев Стаса и Славы, неутешительный диагноз, и долгое ожидание погоды и того самого вертолёта, что сейчас уносил нас домой.
b582f13af525112113db3c99ca64da9f.jpg

Москва, Ярославский вокзал, стоим у вагона поезда «Полярная стрела» на перроне свалено в кучу, гора снаряжения, шутим, сможет ли поезд тронутся под такой массой. Баулы и рюкзаки постепенно перекочёвывают в вагон, обретая своё место. Ехать пару дней, а душа уже там, среди тундр, снега и ветра. Вне суеты, где всё просто и сложно одновременно.
За окнами плавно менялся ландшафт.
e2fd9bc6a6371650169c3ed1983f5c12.jpg

Деревья уменьшались, снег прибывал, прибывало и настроение. Долго ли, коротко ли, доехали до Ямала. Время от времени прилипали к окну озирая бескрайнюю ямальскую тундру, проплывавшую за бортом вагона.
d03d047b705b21e2718f9d3239ee1399.jpg

Тренировались, чтобы быть в форме

Поезд встал посреди тундры, вечер, метель, одинокий фонарь, в общем то всё, как у классика. До нашей станции еще можно сказать, вечность, целых тридцать минут, снаряга ровным слоем раскидана по вагону. Голос проводника рушит эту идиллию, «Ваша станция, выходите, быстро!» Следующая идиллическая картинка: мы, пурга, гора барахла, наспех покиданного из вагона прямо в снег. Ветер с рёвом и свистом гоняет хоровод из снежной пыли, вокруг последнего пристанища цивилизации, именуемого «Двадцать третий разъезд» Романтика!
Окопались, разбили лагерь. В палатке уютно, шумит примус. Вечер прошёл под лозунгом «Утром всё будет!» С тем и заснули.
e5668434956cc3c9eea3700c95617f7d.jpg

Утром, было всё! Всё так же ревела пурга, всё так же была плохая видимость, а вот желание начать движение, отнюдь, очень сильное.
238bbd6ff757484f767f8071feb106e7.jpg
015cfd65b83f8129b68fdae4da1d5359.jpg

Начали! Результат, порванная трапеция, порвало на пополам сзади, аккуратно сняв её (трапецию) с Лёши, улетевший кайт, который следом, и, или одновременно, оторвало со всеми стропами, и он гордо удалился со сцены боевых действий в бушующую пургу. Спасательная партия, отправившаяся изловить беглеца, с трудом, по приборам вернулась обратно. Лишь при возвращении, после поисков, мы оценили реальную силу ветра (ибо возвращение было против ветра), идти не получилось, пришлось ползти, четыреста метров ползком с лыжами в руках.
31fd58098f646474fea750ca0e221887.jpg
6e35cf9d6359100b8d93334c04b3ebd9.jpg

А ветер тем временем прибавил и лютовал! Через полтора часа борьбы разбили лагерь, сидя в палатке и размышляя, а размышлять в хорошей палатке от фирмы "Баск" куда приятнее, чем без неё. Где то в глубине души блеснуло понимание, чего ожидать. Борьбу, борьбу, с большой буквы, за каждый свой шаг и вздох! А пока нас ждала починка снаряжения и пурга.
f3b63aac010ebdfbefc8af77c1ee4b4e.jpg

Спустя два дня, старт всё-таки состоялся.
08f08de3bfbc06253987c25e78f5dcd5.jpg

С упоением слушали музыку ветра играющего в стропах наших кайтов, любуясь прекрасным обликом бескрайней тундры, летели вперёд без страха и упрёка. К вечеру ветер совсем закис. Лагерь разбивали под оглушительную тишину.
4b8313df12ac21c769cf47ca07eda3cc.jpg
0fb369088d1ad8c98156d4d2c491eb68.jpg

Утро встретило штилем на первый взгляд. Пустили ракету, посмотреть есть ли ветер выше, выше слабенько подувало. Ставим сто двадцать метров строп, немного побегать, чтоб поднять кайт и погнали! Как говориться, лучше плохо ехать, чем хорошо идти. Так вот потихоньку добрались до посёлка Се-Яха на берегу Обской губы.
1796b56a347299a4772a9e2d7c9505b3.jpg

Пока не стемнело провели небольшой осмотр посёлка. Нас радушно приняли и разместили в пожарной части. Вечер пролетел за рассказами про путешествия и кайты. Ребята проявили живой интерес к кайтингу, наконец то наша давняя идея, вдохнуть в наше занятие хоть каплю, какой то пользы , начала обретать черты.
aea539e686120d904c71ccf4ad346a18.jpg

Перед сном получили прогноз на будущий день. Очень точными были прогнозы от Лалекса на двенадцать и двадцать четыре часов, и в соответствии с ними мы и старались построить день. На тот день давался прогноз 5-7 м/с, а начиная с обеда, при появлении облачности усиление, порывы до 12-13 м/с, кажется так.
Следующий день, начался бодро, ибо хотелось перемахнуть Обскую губу и ночевать на просторах Гыданского полуострова, где-нибудь возле посёлка Тадебеяха.
14de3c0a4d274d4492f7d77ea842bedb.jpg
381566a89f61e9a4595b4fb5e822b828.jpg
0bc0db99b624628a9eba777f2d60939e.jpg

Мотивированность была очень высока, ни тени сомнения. На том и начали….
Повествует главный герой событий этого дня, Алексей.
«Дело было так:
Извините за орфографию, удивительно, но печатая левой рукой, ибо правая сломана, делаю намного больше ошибок... прям молоко через А само пишется. Странно.

На практике так и оказалось, стартовали с Се-Яхи и пошли бейдевиндом на Тадебеяху (село), ветер около 6 м\с, безоблачное небо. попадали в поля торосов, довольно неприятных, до двух метров высотой но не очень густых и на скорости 3-5 км/ч со сливом вниз по ветру нормально проходили такие кусочки (три поля по двести метров) на одном поле я даже упал, сани зацепились за огромный торос, но штатным образом всё быстро разрешилось. В остальном покрытие весьма хорошее и мы зарезались на ветер со скоростью около 15-20 км/ч (я не имею ввиду VMG , просто ехали в ссреднем15-20 в пике 30 км/ч).

Часа через два - три пути увидели Гыданский берег, зарезаться становилось сложнее, курс на Тадебеяху еле-еле удерживали, пытались сваливаться в разнос на галфвинде. Подошли к ледовому ходу. Ветер усиливался. Появлялись "цируса" (возможно термин не правильный, следы атмосферного фронта, полосы из облаков,) облачность набегала, всё как говорил Лалекс.

! Важно что 3-4 недели назад мы наблюдали примерно на этом месте Обской губы нестабильную ледовую обстановку, тут были разводья, и главный лейтмотив похода вообще говоря был "понюхать пороху на настоящем морском льду" (главным образом в Енисейском заливе). купаться и видеть открытую воду мы конечно не хотели, но теоретически к этому готовились, этого боялись. И у нас кстати даже лодка с собой была.
Короче говоря, мысль о том, что теоретически, если запурговать посредине обской губы, то возможность уплыть, как мамонтёнок, была. Поэтому мы стремились поскорее приблизиться к гыданскому берегу на расстояние безопасного припая, но(!!) наш курс весьма напряжённо пролегал под углом около 20-30 градусов к береговой линии, то есть мы приближались к Тадебеяхе зарезаясь против ветра, втыкаясь в берег не под прямым углом, а "прорываясь" против ветра. И в случае какого-либо усугубления, при котором качество наше снизилось (сани поломались, кайт почему-то не летит, не идёт против ветра, пришлось сцепиться ...всякое бывает) можно было попасть в ситуацию, когда вылавироваться на берег не получается. Мы не хотели допустить такую ситуацию. Сани Андрея к тому времени плохо начали себя вести, сломалась поперечная палка, и он уже испытывал трудности с хорошей скоростью/курсом бейдевинд, потихоньку сваливаясь ближе к положению в "полветра".

С таким букетом мыслей и условий мы подъехали к ледовому ходу.

Я запарковал кайт и пошёл его (ледовый ход) смотреть. Настолько "живая" скульптурно-барельефная композиция была, что мне показалось, что там где-то и вода может быть.
Нет, всё было бутылочно-железобетонным, без единой снежинки, немного похожее по цвету и твёрдости на реку эпоксидной смолы, только очень угловатой, кристаллизующейся . Монотонный грязно-жёлтый ледовый ковёр из хаотичных фигур тэтраэдров, экосаэдров, пирамид, пиков, ножей (как в игре принц Персии) уходил за две стороны горизонта, на Юг, сливаясь с набегающими облаками и на Север, за синее синее небо.
Ширина этой ковровой дорожки была около тридцати метров, по краям она окаймлялась приподнимающимся постаментом с плуметровым снежным покрывалом, постамент местами рассекался трещинами до 1 метра глубиной и 1 метр шириной. Средний калибр фигур на ковровой дорожке был сорок-пятьдесят сантиметров, но наиболее большие, по краям, превышали мой рост.
Я прошёл до дальней стороны ледокольного хода в горнолыжных ботинках спотыкаясь, и местами придерживаясь рукой за препятствия, воды , и какой-либо подвижности не обнаружил. Всё было очень твёрдым, сплочённым, без снега.
Вернулся на исходный берег, взял сани и потащил их, приходилось постоянно перетаскивать их через бугры, сами они конечно же не могли там проехать.

Перетащив сани вернулся за кайтом, подумал подумал...
и плохо подумал..
Надо было ещё подумать :)

Поглядев на то, что Андрей покатавшись вдоль этой дороги, не решился пересекать его налегке, я обрадовался. Обрадовался главным образом потому, что моё прохождение (если оно будет удачным) не будет его подстёгивать к тому, чтобы тоже скакать по этим льдинам.
Тревога присутствовала, но на обратной чаше весов казалось, будет запутанный кайт на торосах и то вряд ли, о том что при этом ещё можно будет побиться мысль в голову не лезла. Действительно, если аккуратно держать кайт в зените, при должном уровне концентрации можно очень аккуратно и ювелирно пройти где-то, и отцепка ж есть, и погасить кайт за парковочную перемычку можно, ветер к тому моменту был не предельный, но довольно сильный для пятнадцатого размера. я бы сказал шесть - семь метров в секунду и редкие порывы десять метров в секунду.
В награду за прохождение этого ковра, я бы получал десять - пятнадцать(!!!) минут сэкономленного времени на отдых, размышление, планирование, выправление саней и прочие мелочи...
Действительно, налегке за 15 минут можно было вполне спокойно свернуть кайт, перейти с ним ледовую дорогу, разложить и поехать.
Погоня за скоростью и высокая самоуверенность (был уверен, что в случае проблем быстро отцеплю/погашу кайт) погоня за скоростью - не блажь, а тоже некоторая необходимость, надо было торопиться поскорее добраться до берега на основных размерах кайтов пока не пришлось доставать меньший кайт ибо с ними (с ним) у нас были проблемы...

Конечно, не стоило рисковать, но что сделано, то сделано, приоритеты были расставлены не верно..
Пошёл я через эту ледовую дорогу, пологим, наиболее сливным кусом, по каким-то причинам я махнул кайтом возле зенита(вероятно порыв), и меня слегка подбросив протащило около пятнадцати метров, по меньшей мере два сильных удара я встретил достойно, ногами, одна лыжа отстегнулась, под конец действа меня шмякнуло правым боком на глыбу, очень спасла каска.
641e84bf1a599b5f415e17db24f69b7d.jpg

Занавес опускается когда я ввёл кайт в режим свала, остановилось моё движение, кайт болтался не как подобает крылу, но и не торопясь опускаться(ветер не малый), я держал его за парковочную перемычку. Этот момент запечатлён на фото. Андрей бежит гасить мне кайт.

От момента начала сцены (когда ювелирного движения не получилось, и пошло неконтролируемое) до занавеса, прошло от двух до трёх секунд, за это время я переместился примерно на 15 - 20 метров. Цифры исключительно субъективные»

Немного осмыслив произошедшее, двинули дальше на встречу пурге. Шли на одном семи метровом кайте супротив ветра и супротив всего, не желая верить в худшее. Пройдя двадцать километров и проанализировав ещё раз линию движения, поняли, что к берегу мы не приближаемся, а идём параллельно. Встали, разбиваем лагерь, рука у Лёхи перестала работать вообще, от этого совсем тоскливо. Окопавшись, установив ветрозащитную стену, затем палатку, забрались внутрь. Быстренько организовали кипяточку, окончательно оттаяли, боль в руке усилилась, колем обезболивающие, звоним по спутнику в Се-Яху. Обрисовываем сложившуюся ситуацию, парни готовы выехать немедленно, успокаиваем их пыл, говоря, что мы в безопасности, сидим в палатке гоняем чаи. Сошлись на том, что приедут днём и заберут. Запросили прогноз у Лалекса, заодно сообщив о произошедшем, прогноз радовал, первая половина дня ясно, легкий ветер, ближе к вечеру ухудшение. Засыпаем под рёв пурги.
Утро встретило нас прекрасной погодой, неспешно собрались и чтобы спасательной партии нас не искать, я поднял кайт и гонял на нём вокруг лагеря.
8ab26407d043ceec856f379ea2f80cb9.jpg
97ce44f3b6c42ffe10822143a0669cdb.jpg

Ближе к обеду прилетели наши спасители, именно прилетели на снегоходе, а не приехали.
6959324e772fa80277e02c6e60b4d695.jpg

Бодренько погрузились и вперёд, назад в Се-Яху. Доехали без приключений.
Посетили больницу, констатировали перелом.
cf58d4c7dd606962e60dea7fc59a19b4.jpg

Несколько дней ожидания борта не пропали даром, провели мини обучающий курс, начинающего кайтера для всех заинтересовавшихся. Идея промелькнувшая ранее, о возможности приносить хоть какую то пользу своими походами обрела почву, и придала новых душевных сил. Из пепла рухнувших планов, появился небольшой росток, вдохнувший новых сил, которых так не хватало.
Урвав момент подходящей погоды, мы дружной компанией выдвинулись на окраину посёлка и показали нашим друзьям, да и всем желающим, что есть кайт и каков он в действии. Тут же провели небольшое практическое занятие, и, есть первые галсы! А самое главное, огонь в глазах и сердцах.
c4b375a78148a4c42c3b3717304d4bf0.jpg
32a537f785d7bed75e3771b0bf1badb9.jpg
12cb8e3465d42329c15f85b54d1724cd.jpg
284c32529e7016a70f5656b99bc613cf.jpg

Для справки, кайт давно и успешно используется канадскими эскимосами и включен в школьную программу, так как имеет большое прикладное значение в жизни, жизни, где снег лежит большую часть года.
Мы очень надеемся, что и у наших друзей кайт займёт своё место, станет хорошим подспорьем в жизни.
7ac915f97c3089159a3b6b19d5a8a168.jpg
1b2ddf2d645f67e7c09782f6d8d27d1e.jpg
c8d84e35f12991b7a69fc38693e30cfb.jpg

По прилёту в Салехард, сразу же удаётся отправить Лёху самолётом в Москву, я же еду со всеми барахлами поездом. Из Салехарда перебираюсь в Лабытнанги, уже чувствуется дыхание весны снега почти нет.
caaf104ecd6915c0d1503b1f459c044d.jpg
5739f79da6084e530a67e4eb68bad7fb.jpg
c257d28611e2d2c0d9df02f2525221b2.jpg

Дорога в поезде обещала быть наполненной мыслями и одиночеством, но произошло небольшое чудо, в вагон ввалилась группа туристов лыжников, так и ехали до туда, где всё началось, Москва, Ярославский вокзал.

Сейчас, вернувшись домой, мы готовы продолжать нашу деятельность не только теоретически, но и практически. На данный момент собрали один полный комплект (кайт, трапеция, лыжи, ботинки) и готовы отправить его нашим друзьям в Се-Яху.

Хотелось бы выразить огромную благодарность всем тем, кто нам помогал:
Работникам пожарной части посёлка Се-Яха в лице Окотетто Станислава и представителя администрации посёлка Худи Вячеслава.

Спонсор экспедиции - БАСК. Как говорят сами участники проекта: "Снаряжение проверенное временем и экспедициями". Команда была экипирована одеждой и снаряжением БАСК, в том числе удобными теплыми комбинезонами БАСК Griffin

Авторы отчета и фотографий Андрей Громов и Алексей Тимошенков. 

Предыдущая публикация по теме: Кайт-Одиссея "По пляжам Карского моря". Экспедицию пришлось прервать из-за травмы участника.

Тегов нет

Комментарии:


Комментариев пока никто не написал... Станьте первым!