8 (800) 333-03-76

Интернет-магазин

+7 (495) 775-13-13

Оптовый отдел

Команда "Апостола Андрея" совершила экскурсии по острову Святой Елены

6 мая 2006 года, «Святая Елена – маленький остров» День второй мы решили посвятить осмотру острова и его достопримечательностей. От первоначального замысла (совершить автомобильную экскурсию) пришлось отказаться из-за того, что автомобиля не нашлось. И вообще проката как такового. Меня направили в какой-то то ли гараж, то ли автомастерскую где я и узнал, что топать по острову придется пешком, так как машин нет, а если и будут, то только в понедельник. Начали с посещения утренней службы в церкви Святого Джеймса. Оттуда отправились на лестницу Иакова, начинается она, чуть ли не от порога храма. 700 ступеней, причем довольно крутых, это совсем не 7 привычных ступенек нашего трапа и после первой сотни поступь наша заметно отяжелела и совсем не напоминала невесомые шаги Ангелов Божьих. Полчаса понадобилось, чтобы одолеть лестницу и выйти на вершину Сигнального холма. Осмотрев форт, сигнальную мачту, пушки, полюбовавшись великолепными видам, открывающимися с высоты 200 метров на рейд, город и ущелье Джеймстаун, отправились вглубь острова. Дальнейший путь был уже не столь крут, как лестница, но все равно шел в гору. План был таков - пройти до ближайшего перевала и, сделав круг по центральной части острова, спуститься вниз к городу и морю. Мы поднимались по неширокой асфальтированной дороге, по обочинам росли редкие кустарники, кактусы и чахлая трава. Примерно через час возле нас остановился пикап, и водитель поинтересовался: чего мы ищем и куда путь держим? Выслушав ответ, он предложил подбросить нас вглубь острова. Мы с радостью забрались в кузов, где уже находилась парочка пассажиров и столько же собак. Подъем вверх заметно ускорился, и буквально на глазах стала меняться окружающая растительность - трава стала ярче и гуще, пыльные кактусы и кустарники сменились пышными деревьями, частью явно искусственно посаженными. Встретили старого знакомого по Новой Зеландии - древовидный папоротник и чуть ли не самое распространенное сегодня дерево теплых широт - эвкалипт, но преобладали все-таки хвойные породы. На очередном перевале пикап остановился у щита, который гласил, что мы находимся у границы Национального парка носящего имя пика Дианы - самой высокой горы острова. Наш благодетель показал тропу уходящую в густые заросли и пояснил, что она приведет нас к вершине, а от нее можно спуститься в долину и на дорогу к резиденции и могиле Наполеона. Здесь было прохладнее и намного влажнее, чем внизу. Мокрая трава изрядно вымочила нас, но тропа поддерживается в отличном состоянии и идти по ней не составляет труда, а последние метры оборудованы лестницами с перилами. Временами сквозь заросли открывались красивые виды на окружающие вершины, холмы и ущелья, на долины и разбросанные деревеньки, на сверкающий на горизонте океан. С высоты 2700 футов - или по-нашему 820 метров - хорошо видно, что Святая Елена действительно остров и со всех четырех сторон окружена водой, а еще видно, что Земля круглая и выпуклая. На вершине горы стоит щит, на котором написано название горы и ее высота, есть лавочка и металлический ящик со штампами - ими можно засвидетельствовать факт посещения самой высокой точки острова. После короткого привала, стали спускаться в долину, к могиле Наполеона. Место для последнего приюта он выбрал сам и был захоронен в мае 1821 года. Число не называю, потому что к нашему удивлению, встретили две разные даты, и не знаем какая из них правильная. Могила императора расположена на светлой полянке в уютной тихой долине носящей название Гераньевый дол (Vale of Geraniums). Поляна окружена огромными вековыми деревьями. К слову, подобных деревьев мы не встречали больше нигде на острове. К могиле ведет тенистая аллея, тропа покрыта ковром пышной травы. Могила более чем скромна: черная металлическая ограда, прямоугольная бетонная плита без какой-либо надписи. Да, и к чему надписи – и без них весь мир знает, кто здесь был погребен. Сегодня могила, как известно, пуста - 15 октября 1840 года, ровно 25 лет спустя после прибытия Наполеона на остров (15 октября 1815 г.) прах императора был вывезен во Францию. На удивление немного вы найдете на острове сувенирной продукции, посвященной человеку, благодаря которому этот остров получил всемирную известность. Только в магазинчике при музее можно купить керамические и гипсовые медали с барельефом Наполеона или Жозефины, да репродукции неплохого портрета императора. Имя этого великого человека продолжает жить и будоражить умы почитателей, и они едут сюда, чтобы поклонится местам, где он провел свои последние дни. Иногда это принимает курьезный, иногда болезненный характер. В путеводителе можно прочитать историю, как однажды на остров прибыл "император" в окружении свиты. Все были одеты в костюмы той эпохи и носили их на протяжении всего плавания на остров и обратно, главный же герой, по-видимому, искренне считал себя императором Наполеоном. Одна молодая американка, считавшая себя императрицей Жозефиной, умудрилась каким-то образом прожить на острове два года. На протяжении этого времени ее регулярно видели прогуливающейся по парку Лонгвуда (резиденции Наполеона), рыдающей и стенающей. Она также носила платья того времени. Впоследствии ее выслали с острова. Еще около двух часов заняла дорога обратно в Джеймстаун. Под гору идти легче, но тоже достаточно утомительно. За весь день мы не встретили ни одного горизонтального участка тропы: все время либо вверх, либо вниз. Менялась только крутизна. И когда мы, наконец, смогли присесть на скамейку в уютном садике замка, то, глядя на мачты "Апостола", единодушно решили, что сделали правильный выбор, став яхтсменами, а не альпинистами. Часы показывали пять часов вечера, на улицах кроме нас не было ни души. Впрочем, и во время нашего путешествия по острову мы встретили едва ли с десяток автомобилей, и те в основном в первой половине дня. В деревеньках, через которые мы проходили, нас пару раз вяло облаяли собаки, а вот людей почти не видели. Немногочисленные кафе и пабы Джеймстауна были закрыты. Абсолютно ничего не напоминало, что вчера здесь шумел карнавал, и площадь была запружена народом. Подобную картину мы наблюдали и на следующий день - когда после обеда официальные заведения начали закрываться одно за другим, за ними рынок и магазины, и городок за какой-нибудь час опустел прямо на глазах. Утром третьего дня мы съехали на берег: посмотреть городок, кое-что прикупить, отправить почту и оформить выход. Посетили музей, открытый к 500-летнему юбилею открытия острова. Там, в частности, узнали, что лестница Иакова не всегда была аттракционом для туристов. Два века назад она выглядела иначе и служила вполне практическим целям. По обе стороны ступеней были проложены рельсы, по которым поднимались и опускались вагонетки с грузом. Мулы вращали ворот, ворот наматывал канаты, канаты тянули вагонетки. Все это сооружение: и ступени, и шпалы, и рельсы были деревянными, и однажды их уничтожил пожар. Спустя время была сооружена металлическая лестница, которая с некоторыми изменениями дожила до наших дней. У острова была бурная история. После того как адмирал Жоан Да Нова Кастелла открыл Святую Елену, португальцы почти век держали свое открытие в секрете. В 1587 году английский пират Томас Кавендиш захватил у берегов Калифорнии испанский галеон "Святая Анна", добыча была очень богатой, но не меньшим призом оказался португальский лоцман, показавший путь на Святую Елену. Когда "Желание" - корабль Кавендиша – достиг острова, то моряки увидели землю, покрытую пышной тропической растительностью. В огромном количестве здесь произрастали фиги, гранаты и апельсины, лимоны и финики. Тысячи полудиких коз карабкалось по склонам холмов, многочисленные ручьи с чистейшей водой впадали в океан. После 1600 года между англичанами, голландцами и португальцами завязалась борьба за обладание островом. В 1633 голландцы официально предъявили свои претензии на остров, но так и не предприняли серьезных попыток к его заселению. В конечном итоге верх взяли англичане и 5 мая 1659 года 400 человек, высадившиеся с двух судов, стали первыми гражданами острова. Они основали селение в долине, которую назвали долиной Джеймса (James Valley) в честь герцога Йоркского, впоследствии короля Джеймса II, а свое маленькое селение нарекли: Джеймстаун (James Town). Расположенный посреди океана, остров играл важную роль в судоходстве - парусники заходили сюда пополнить запасы пресной воды и продовольствия, произвести ремонт: здесь в изобилии произрастало эбеновое дерево идущее на мачты и палубный настил. С появлением пароходов значение острова, как промежуточной базы снизилось, и стало минимальным с открытием в 1869 г. Суэцкого канала. Если в 1845 году 1500 (!) судов побывало на острове, то в 1882 г. - всего 497. Сегодня же практически лишь почтовое судно "Св. Елена" (RMS St.Helena) регулярно заходит сюда раз в две недели. Судоходство не только обеспечивало процветание, но приносило и беды в этот небольшой и ранимый мир. Полчища крыс, завезенные с материка, заполонили остров. Война с ними велась не на жизнь, а на смерть. Первое упоминание об этом бедствие встречается в 1666 году, а в 1913 губернатору был поднесен "подарок" в 4800 крысиных хвостов. Другой бедой стали белые муравьи, которые попали на остров с бразильского работоргового судна, приведенного в бухту Джеймса в 1840 году. Корабль был пущен на слом и его дерево пошло на различные строения. Древесина оказалась зараженной белыми муравьями, и они начали проедать себе дорогу через стены, мебель, книги, одежду, распространяясь по всему острову. Очевидец, посетивший Джеймстаун в 1874 году, писал, что город находился в руинах, все деревянные постройки были изъедены термитами, потолки обрушены. В 1928 году муравьи добрались до резиденции губернатора, и ему пришлось эвакуироваться. Однако остров пересилил все катаклизмы и продолжает жить. Сегодня его население насчитывает около 6000 человек. Народ очень контактный и доброжелательный. Любой встречный обязательно Вас поприветствует, а на второй день уже появляются знакомые, с которыми есть о чем поговорить. Криминала практически нет, самым распространенным и страшным преступлением последнего времени является воровство ручек с водопроводных кранов в огородах. Не лучшие времена переживает местная экономика. Тяжелый удар ей был нанесен в 1966 году, когда Королевская Британская почта стала перевязывать пакеты писем синтетическим шнуром, до этого использовался льняной шпагат и единственным его поставщиком была Св.Елена. Так одним росчерком пера было подорвано благосостояние целого острова. Сегодня около 60% рабочих мест это государственная служба, которая дотируется Англией. Остальную часть «национального» дохода приносят четыре отрасли: туризм, лов тунца, производство кофе и филателия. Около тысячи человек трудится за пределами Родины: на острове Вознесения и Фолклендских островах. В год на остров посещает порядка тысячи туристов. Это немного, потому что сюда есть только один путь - море. Большие надежды возлагаются на планируемое строительство международного аэропорта. Но оно вызывает и опасение: как бы не был разрушен этот уютный и безопасный мирок. Мы уходим так же, как и пришли - в темноте. Тропическая ночь укрыла остров. Редкие фонари на набережной, да огни навигационных знаков светили нам вослед, а над бухтой парила лестница, устремленная в небо. Ваш Литау, 06.05.2006

Комментарии:


Комментариев пока никто не написал... Станьте первым!