8 (800) 333-03-76

Интернет-магазин

+7 (495) 775-13-13

Оптовый отдел

"Апостол Андрей" пересек Южный полярный круг

21 февраля 2005 года Мушкетеры базы Дюмон д‘Юрвиль В полдень 19 февраля "Апостол Андрей" пересек Южный полярный круг. Крещение новичков - а таковых, не бывавших в южном заполярье, у нас трое: художник Семенов, доктор Шмигельский и матрос Балымов - пришлось отложить до лучших времен, так как до французской станции Дюмон д‘Юрвиль оставалось несколько часов хода. Услышав переговоры полярников на УКВ, я вклинился в разговор и сообщил о нашем прибытии. Подойдя ближе, мы разглядели на крыше одного из строений группу людей, размахивающих российским флагом. Станция разместилась на скалистом острове Петрел. В проливе между ним и островом Льон, где сооружена взлетная полоса, оборудована пара причалов. К одному из них мы и ошвартовались. Нас встречали начальник станции Диди Беллё (Didie Belleoud) и Патрис Годон, (Patrice Godon), менеджер-распорядитель и шеф сезонной партии. Последний выразил озабоченность по поводу нашего позднего захода и возможных проблем со льдами, которые могут нас раздавить. После этого Патрис поинтересовался, чем они могут быть нам полезны. Выслушав пожелания, он обещал во всем помочь, и работа закипела. Через полчаса подъехал трактор с цистерной, и в наши изрядно опустевшие танки полилось дизтопливо. Управлял трактором мсье, своими роскошными усами и бородкой клинышком, очень похожий на д‘Артаньяна. В последствии мы узнаем, что коллеги его так и зовут. На самом деле его имя Патрик (Patrick Blaise), а на визитке напечатано - механик-авантюрист. Через полчаса мы вместе везли наш сломанный дизель-генератор в мастерскую. Еще час спустя агрегату вынесли окончательный приговор - ремонт возможен только с заменой запчастей. Их, конечно нет. В общем, я убедился в том, в чем почти не сомневался, просто на яхте мы не смогли добраться до внутренностей дизеля. Тем временем над "Апостолом Андреем" завис вертолет, на его подвесе в контейнере стояло два десятка канистр с пресной водой. В течение трех часов французы решили все наши вопросы, удивив организованностью и слаженностью. Экипаж яхты сел в тузик и отправился в душ и на ужин. Ужин прошел очень весело, а так как на следующий день было воскресенье, то затянулся он почти до завтрака. Полдня воскресенья прошло в почтовых заботах. Помимо писем, что мы везли с собой, на почте нас ждал небольшой мешок, присланный бельгийским приятелем Эдди де Буше. Четыре часа я расписывался на конвертах, а Паскаль (Pascal Faceris), исполняющий по совместительству обязанности почтмейстера, ставил штампы. Затем каждому члену экипажа было вручено по коробке и мы, сгибаясь под их тяжестью, понесли на лодку продукты. Помимо консервов, мороженого мяса и рыбы, нам презентовали мешок картошки и ящик, наполненный яблоками, апельсинами, манго и киви. Не думал, что эти фрукты произрастают так далеко на юге. Пока экипаж, покончив с делами, принимал на яхте гостей, а мы со старпомом заглянули к Патрису - поблагодарить за все, что для нас сделано. Подарили ему фирменную футболку, фильмы и мои книги. Начальник станции последние дни очень занят, через неделю приходит судно "Астроляб", которое увезет его с партией во Францию. На базе останутся зимовщики во главе с Диди. Всего 26 человек, среди которых две юные дамы. Здесь меня ждал еще один приятный сюрприз: чтобы решить проблему с электричеством – сгоревший дизель-генератор оставил нас без напряжения 220 вольт - нам дают конвертор, преобразовывающий напряжение из 12 в 220. После ужина вертолет привезет прибор с материковой станции, что находится в 10 милях от островной. После обеда наблюдал забавную картину «охоты» на пингвинов Адели. Биологи гонялись за ними и ловили для каких-то своих целей. Пингвины бегали довольно шустро, забавно оттопырив назад крылья и возмущенно крича. Ученые - чертыхаясь и поскальзываясь на пингвиньих экскрементах. Потом один из аделек пришел к нам в гости, гордо демонстрируя цифру 8 на груди. Как он догадался, что мы специалисты по "восьмеркам"? Два дня стояла великолепная погода. Было ясно, тепло и безветренно. Ледники Антарктиды и айсберги в проливах сверкали под ярким солнцем. Ночью, однако, столбик термометра опускался до -10, и пресная вода замерзала не только в канистрах на причале, но в шкиперской внутри яхты. Как ни хорошо в гостях, но время не терпит, и мы, невзирая на понедельник, вышли в море. Утром провожающие собрались на причале. Напутствия, обмен адресами, посошок на дорожку - теперь и французы знают, что это такое. По глазам Диди и остальных было видно, что они искренне переживают за нас, что мы обрели настоящих друзей. Удивительно быстро устанавливаются дружеские отношения на краю Земли. В 8.30 боцман станции Жан-Мишель (Jan-Michel Moutton) снял швартовы "Апостола Андрея" с кнехтов. Последовал взаимный обмен ракетными салютами и остров Петрел вместе со станцией Дюмон д‘Юрвиль растаял за кормой. Неожиданно, вопреки всем прогнозам - и русским, и французским - мы имеем хороший западный ветер. Через час только ледяной панцирь Антарктиды виднелся за кормой, а еще через полчаса яхта вышла за пределы Южного полярного круга. Недолгим на этот раз было наше заполярное плавание. 18 февраля 2005 года Меж Южных полюсов. Море д‘Юрвиля уникально. Здесь на Южный полюс можно придти на яхте. Правда, на магнитный. Что мы и сделали с утра. Между двумя южными полюсами больше полутора тысяч миль. Сейчас, когда "Апостол Андрей" удалился от магнитного на 80 миль, до географического еще 1440. И магнитное склонение здесь максимально возможное, равное 180 градусам - то есть на юг показывает северный конец компасной стрелки, а на север - южный. Точнее, так должно быть теоретически. На самом деле стрелка никуда не показывает. Она, конечно, куда то направлена, но ее положение определяется только собственным магнитным полем яхты. Поэтому компас - верный и надежный друг мореплавателей, почти тысячу лет несущий вахту на всех морях и океанах, уже пару недель служит нам только украшением. Чем ближе к магнитному полюсу, тем слабее горизонтальная составляющая магнитной напряженности, которая поворачивает стрелку компаса (у нас - картушку) вокруг оси и ориентирует ее по направлению север-юг. И тем сильнее наклонение – вертикальная составляющая, стремящаяся наклонить стрелку к горизонту. Показания компаса здесь начинают зависеть не только от магнитного склонения и девиации, но и от галса яхты и связанного с ним крена. На магнитном полюсе горизонтальная составляющая равна нулю, компас не работает. Если магнитную стрелку свободно подвесить на нити, то она займет вертикальное положение и укажет своим нижним концом - здесь юг. Или север, смотря в каком полушарии ее подвесить. С магнитным полюсом это связано или нет, но день сегодня выдался ясный и солнечный, первый погожий денек от самой Южной Георгии. Ветер был легким, и море слегка морщила рябь. Вокруг на солнце сверкали айсберги, было их много - по одному почти на всех румбах. А румбов, как известно, тридцать два. Но ледяные острова находились на достаточном удалении друг от друга и не мешали спокойному плаванию. Воспользовавшись хорошей погодой, мы просушили яхту. Выволокли наверх все матрасы и спальные мешки, подлатали грот, который, толком не послужив и не повидав серьезных штормов, начал расползаться по швам. За хорошим днем наступил тихий вечер и ясная морозная ночь. Экипаж занялся изучением созвездий южного неба. Ваш Литау

Комментарии:


Комментариев пока никто не написал... Станьте первым!