8 (800) 333-03-76

Интернет-магазин

+7 (495) 775-13-13

Оптовый отдел
при поддержке

НПФ БАСК

Второе кругосветное плавание парусной яхты "Апостол Андрей"
Октябрь 2001. Начало кругосветного путешествия команды Николая Литау вокруг Западного полушария.
BASK в Греции: капитан Литау доволен Off Shore-ом
"На Балтике в этом году так и не удалось походить. Выдалась оказия в Грецию: был там две недели капитаном на яхте в начале ноября. Неожидано "веселой" выдалась погода: доходило до 9-ти баллов. Конечно, в теплом море - это не в Арктике, но все равно.

Непромоканец ваш (костюм Off Shore, переданный Николаю для тестирования - ред.) показал себя хорошо. Воду держит, дышит и удобен в работе. Хотелось бы его посмотреть в более серьезной обстановке и подольше. Но и первое впечатление - вполне!"

"Апостол Андрей" спущен на воду после ремонта: подготовка к экспедиции к берегам Антарктиды началась
В ходе ремонта заново было установлено палубное оборудование и новый винт взамен поврежденного в канадской Арктике, заменены палубные люки, произведена профилактика всех систем и агрегатов, и "Апостол" был заново покрашен. Апостольцы верны своей гамме цветов: палуба и надстройка - белые, борта темно- синие, подводная часть - красная, выкрашенная специальной "необрастающей" краской.


Николай Литау, бессменный капитан "Апостола", рассматривает этот ремонт как первый этап подготовки к новой экспедиции к берегам Антарктиды, старт которой состоится летом следующего года. "Между двумя кругосветками был действительно крупный ремонт, по сравнению с ним нынешний ремонт яхты, который длился три месяца, можно назвать текущим. Зимой предстоит сменить стоячий такелаж (стальные тросы, удерживающие мачты), порядком уставший за две кругосветки, и обновить комплект парусов", — рассказал Литау.

А пока в ближайших планах капитана - походить по Финскому заливу, проверить, что уже сделано, испытать то, что установлено. Для этих целей мы передали Николаю новую модель производства BASK, яхтенный костюм Off Shore, — его предстоит испытать в штормовых условиях, которыми славится осенняя Балтика.

Интересно, что до того как стать капитаном парусной яхты и обладателем рекордов "Большой восьмерки" - двух кругосветных плаваний под парусами, Николай Андреевич Литау 17 лет отдал транспорту, 10 лет проработал начальником автохозяйства. Прошлой весной капитан воспользовался удачным шансом вспомнить автомобильное прошлое, и поучаствовал в ралли внедорожников "Весенняя распутица", совершив рейд по Тверской области в составе экипажа Сергея Польшикова.


Ордена экипажу яхты "Апостол Андрей": награда нашла героев с опозданием в три года
Российская поговорка "обещанного три года ждут " еще раз подтвердилась в случае с экипажем парусной яхты "Апостол Андрей". Именно три года прошло с момента представления к правительственным наградам до момента их вручения команде во главе с капитаном Литау в связи с успешным завершением первого кругосветного плавания (1996 -1999 г.г.) вокруг Восточного полушария.

К моменту подписания указа о награждении (28 октября 2002) "Апостол" совершил еще один грандиозный вояж — вокруг Западного полушария (замкнулась "Большая восьмерка" — суммарный путь двух кругосветных плаваний), а капитан Николай Литау стал кавалером очень престижных международных наград: медалей "Голубой воды" и "За искусство мореплавания".

Церемония награждения государственными наградами Российской Федерации участников кругосветного плавания на яхте "Апостол Андрей" состоялась лишь через 5 месяцев после подписания указа: 25 марта 2003 мэр Москвы Юрий Лужков вручил морякам ордена и медали. "В тот же день мы в яхтеном клубе - ресторане "Пятый океан" обмыли награды, погружая их, по морскому обычаю, в бокалы с водкой", — рассказал капитан Николай Литау.

Приняв поздравления, капитан "Апостола" поделился ближайшими планами: " Мы приглашены на празднование 300-летия Санкт- Петербурга, затем - Морской Салон, который пройдет с 24 июня на Неве. Завершим сезон участием в Международном парусном фестивале, и станем единственной московской яхтой среди парусников со всей Европы. Нам предстоит путешествие протяженностью 2000 морских миль по маршруту: Гдыня (Польша) - Турку (Финляндия) - Рига (Латвия) - Любек (Германия), состоящее из двух этапов гонки и плавания совместными экипажами. Как видите, в этом году планы довольно скромные: яхте предстоит большой ремонт. Нужно заменить паруса и такелаж, почти полностью изношенный за 6 лет обеих кругосветок. А в будущем году нас ждет очередное плавание, на этот раз к берегам Антарктиды.
"Апостол Андрей": "в Арктике сделано практически всё, но есть еще Антарктида"
В своем выступлении перед журналистами Николай Андреевич Литау, капитан яхты, подвел итоги экспедиции и отметил основные вехи "Большой восьмерки" "Апостола Андрея" — суммарного пути двух кругосветных плаваний, продлившихся в общей сложности шесть лет. Рассказывая об экспедиции, Николай Литау поблагодарил спонсоров, без которых было бы невозможным это грандиозное путешествие. Добрые слова были сказаны в адрес компании BASK, "одевшей экипаж с головы до ног, от теплого белья до "непромоканцев" — прочных штормовых яхтенных костюмов".

"Яхту "Апостол Андрей" мы считаем своей боевой стратегической единицей", — сообщил гостям представитель ВМФ России Игорь Дегало, поздравивший яхтсменов с успешным завершением похода,— этим плаванием экипаж Литау будто бы сдул пыль, которой начали покрываться страницы морской летописи России".

Кроме капитана Николая Литау и его старшего помощника Аркадия Гершуни — бессменных членов экипажа, обогнувших весь Северный Ледовитый океан, на пресс-конференции присутствовало еще трое участников кругосветки. Боцман - каякер Роман Смирных и сменивший его в Петропавловске Камчатском боцман-художник Анатолий Семенов дополнили увлекательными подробностями рассказ капитана. А доктор Александр Левин по многочисленным просьбам присутствующих поделился изобретенным им оригинальным рецептом тропической окрошки, в которой квас успешно заменил сок кокосового ореха.

Вел пресс-конференцию президент клуба "Приключение" Дмитрий Шпаро. Вернувшись к самым истокам, Дмитрий поведал о тех временах, когда идея грандиозного проекта только зарождалась: 10 лет назад будущий капитан "Апостола" впервые рассказал о намерении построить яхту, которая сможет пойти по Северному Морскому пути, чем тронул "полярную" душу Шпаро.

""Апостол Андрей"— судно, созданное для плавания в полярных широтах. В ходе двух кругосветных экспедиций в Арктике сделано практически всё, но есть еще Антарктида. Если яхте удастся пройти по кромке льда вдоль ее берегов, полярная биография "Апостола Андрея" может считаться законченной", — высказал свое предположение о возможных планах "апостольцев" Дмитрий Шпаро.






Второе кругосветное плавание яхты "Апостол Андрей" длилось ровно 13 месяцев
"Апостол Андрей" покинул Санкт-Петербург 14 октября 2001 года. Яхта пересекла Атлантический океан и достигла берегов Антарктиды. Отдавая дань памяти соотечественникам – первооткрывателям шестого континента, "Апостол Андрей" посетил полярную станцию "Беллинсгаузен", затем пересек Южный полярный круг и достиг рекордной для яхт 69-й параллели.

Весной 2002 года "Апостол Андрей" покинул антарктические широты и вышел в Тихий океан. Российская яхта посетила остров Пасхи, сделала несколько остановок на островах французской Полинезии, зашла на Гавайские острова. 5 июня 2002 года "Апостол Андрей" прибыл в Петропавловск-Камчатский. Здесь была сделана краткая остановка, затем кругосветное плавание было продолжено.

Миновав Берингов пролив, "Апостол Андрей" вошел в воды Северного Ледовитого океана и взял курс на запад к берегам Аляски. По оценкам метеорологов и моряков, плававших в американской и канадской Арктике, навигация 2002 года в этом районе стала одной из тяжелейших. Экипаж "Апостола Андрея" ждало плавание во льдах различной сплоченности, стоянки в ожидании благоприятных ветров, ледовый плен, в результате которого яхту пришлось ремонтировать на берегу, движение в сопровождении ледокола...

20 сентября 2002 года капитан Николай Литау вывел свое судно в море Баффина. Ледовое плавание, длившееся почти два месяца, завершилось. "Апостол Андрей" стал одной из трех яхт в мире, которые, совершив плавания по Северо-западному проходу и Северному морскому пути (Северо-восточный проход), обошли по периметру Северный Ледовитый океан. Причем, лидеры, которые в этом году на трассе Севморпути практически не встретили льдов, завершили свои плавания лишь на три недели раньше "Апостола Андрея".

И вот, наконец, 14 ноября в 11 часов 30 минут, яхта пришвартовалась у набережной Лейтенанта Шмидта в Санкт-Петербурге. По случаю благополучного завершения второго кругосветного плавания "Апостола Андрея" для членов команды был устроен праздничный банкет на борту крейсера "Аврора".
Тепло поздравил апостольцев с победой Главнокомандующий ВМФ России адмирал флота В.И. Куроедов.

Подробности на сайте www.shparo.ru
Кольцо второй кругосветки "Апостола Андрея" замкнулось
Этим же проливом проходил путь нашего первого кругосветного плавания. И сегодняшним утром, здесь, на юге Балтики, была завязана петля "Восьмерки" - уникального маршрута, дважды прошедшего по всем океанам Земли и охватившего все ее континенты.

4.11.2002
В Осло мы простояли пять дней. Первый день прошел, как часто бывает по приходу, в решении визовых вопросов, утрясании всяких проблем, разрешении возникших недоразумений. На лодке работы было немного: пришить пару оторвавшихся ползунов на гроте да решить, что делать с выломанным фальшбортом - последним сюрпризом Северного моря. Заменить фальшборт оказалось нечем, поэтому сломанные доски выпилили, а на их место натянули леер. Всех этих дел хватило на полдня, и дальше экипаж смог приступить к ссмотру ближайших окрестностей.

Первой, кто нас встретил при выходе с марины, оказалась обнаженная дама, на которой были одеты лишь красные туфельки и кокетливая шляпка. Начало обнадеживало. При ближайшем рассмотрении дамочка оказалась бронзовой и пустой внутри но, выполненная в реалистичной манере и в натуральную величину, могла сбить с толку подслеповатого прохожего. Надо сказать, что в Осло можно встретить скульптуры в самых неожиданных местах и на самые разные темы, или без оных. Это может быть парочка, сидящая за
столом, или официантка, бегущая с подносом; мужик, идущий по каналу на ходулях, или пьяница, развалившийся в самой фривольной позе. Скульптуры королей и королев, Черчиля и Рузвельта, огромного тигра и гребня волны - это далеко не полный перечень того, что разбросано по всем уголкам города. Зачастую вид изваяния озадачивает. Есть в Осло целый парк скульптур, где под открытым небом выставленно 200 изваяний норвежского скульптора Вигеланда. Прогулку по этому парку мы совершим на третий день нашего визита в Осло.

День второй начался с решения вопросов, не закрытых накануне. В 14 часов нас принял вице-мэр города Осло, прием проходил в ратуше. Вице-мэр рассказал о городе, мы - о своем плавании. После общения, чаепития и обмена сувенирами для нас была проведена экскурсия по зданию ратуши. Прошли через анфиладу залов, гостиных, заглянули в зал заседаний городского совета. В главном зале ратуши проходит вручение Нобелевской премии мира. Первый раз в этом зале ее вручали в 1990 году Михаилу Горбачеву. Стены залов расписаны картинами на сюжеты из жизни и истории Норвегии и ее жителей.

Вокруг ратуши, на самом здании и на площади перед ней опять же масса скульптур. Некоторые из них: каменотес, плотник, электрик, напоминают до боли знакомое искусство соцреализма: рабочий и колхозница, шахтер и доярка. На приеме, кроме экипажа "Апостола Андрея" были зав. консульским отделом посольства России Владимир Исупов и вице-консул Филипп Поросков.

В среду посольство организовало для нас обзорную экскурсию по городу. Мы поднялись на смотровую площадку к трамплину Холменколлен, прогулялись по парку скульптур Вигеланда, посетили музеи "Фрама" и "Кон-Тики". Главное место в музее "Фрама" занимает само судно. Не будет преувеличением сказать, что "Фрам" - самое известное судно, ходившее в высоких широтах. На нем совершил свой беспримерный дрейф по Ледовитому океану Фритьоф Нансен, на нем же ходил в Антарктиду Руал Амундсен для того, чтобы первым достичь Южного полюса. Впечатляет продуманность конструкции судна, оригинальность решений доступа к винту и возможность ремонта руля, а также его замены прямо с палубы.

Перед зданием музея стоит шхуна "Йоа", на которой тот же неугомонный Амундсен впервые прошел Северо-Западным проходом в 1903-1906 годах с тремя зимовками. Понятно, насколько волнующей для нас была встреча с этими легендарными судами, ведь в списке, который возглавляет "Йоа", и который можно получить в канадском "штабе морских операций", "Апостол Андрей" занимает 14-ю строчку - стольким парусникам удалось за пошедшее столетие повторить путь Амундсена - пройти канадскую Арктику.

Не менее интересна встреча с другой легендой океанов: плотом "Кон-Тики". Плавание, совершенное Туром Хейердалом полвека назад, явилось стимулом для многих путешествий подобного рода: путешествий-реконструкций. Это и "Святой Брендан", и "Арго", и полинезийские катамараны, и петрозаводские лодьи. Сам Хейердал совершил еще три плавания: на папирусных лодках "Ра-I" и "Ра-II", и камышевом "Тигрисе". "Ра-II" тоже стоит в музее, и ещё выставлено обгорелое рулевое весло с "Тигриса" - единственное, что осталось от лодки после того как ее сожгли в Персидском заливе. И здесь вновь есть точки соприкосновения: значительная часть нашего тихоокеанского маршрута прошла в тех местах, где работал Хейердал: острова Пасхи и Питкерн, атолл Мангарева и Маркизские острова. Его книги будоражили наше воображение в юности, заставляя мечтать о далеких землях и дальних странствиях. И в немалой степени преуспели.

В этот же день экипаж яхты принял посол России в Норвегии Квицинский Юлий Александрович. Приятно было, что в предверии визита Президента России, когда и так дел больше чем достаточно, посол нашел пару часов, чтобы встретиться с нами. Оставшиеся дни были посвящены осмотру крепости Аккерхуз, расположенному в ней музею вооружения, Национальной галлере где, в частности, есть зал известного норвежского импрессиониста Эдварда Мунка. Посмотрели обязательный для туристов номер программы: смену караула у королевского дворца. Пообщались с журналистами яхтенных изданий Норвегии, которые проявили активный интерес к нашему плаванию.

В пятницу утром за мной заехал Ханс Кристиан Броруд (Hans Christian Braarud), менеджер кампании Сканнаутик. Проехали с ним в представительство Iveco за маслянным фильтром для нашего дизеля, на обратном пути заехали за моторным маслом и средством для очистки палубы - надо готовиться предстать перед объективами журналистов. Благодаря стараниям Сканнаутик, за стоянку мы заплатили чисто символическую плату, остальное получили в подарок.

Вечером того же дня экипаж яхты выступил перед сотрудниками посольства и учениками школы, что работает при посольстве. Выход, намеченный на субботу на 9 утра, пришлось отложить на час: дважды меняли масло в дизеле - вновь откуда-то попала вода в картер. Оставив выяснение причины до Петербурга, простились с провожавшими нас соотечественниками, и отошли от причала. Был ясный солнечный день, и мы могли лишний раз полюбоваться красотами Осло-фьорда. Протяженность его 50 миль, прошли их под мотором, и с темнотой вышли в пролив Скагеррак.

Капитан яхты Николай Литау



"Мощный пинок" шторма у границы Северного моря повредил рулевое управление "Апостола"
Начался он с хорошим попутным ветром, который скис к границе западного полушария. Меридиан Гринвича "Апостол Андрей" пересек 25 октября в 4 часа ночи. В восточном полушарии ветер повел себя согласно пророчеству Мао Дзе-дуна: "Ветер с востока пересилит ветер с запада" и, совершив поворот на 180 градусов, зашел навстречу.

Тем временем давление стремительно падало и менее за сутки опустилось на 25 миллибар. На Северном море набирал силу новый шторм. На наше счастье, он принес попутный ветер, и мы стали резво убегать. Сутки шторм гнался за нами, но мы держались впереди него и таким образом дошли до границы Северного моря. Видя тщетность своих попыток догнать, шторм решил на прощание отвесить мощный пинок. Налетевший шквал резко увалил лодку, доктор, стоявший на руле, не удержал яхту на волне, и она совершила поворот фордевинд. Завал-тали выдержали, яхту вернули на курс, но вытянувшийся от нагрузки штуртрос соскочил с роликов и попал между ними. Рулевое заклинило. Убрали грот и легли в дрейф. Понадобилось полтора часа, чтобы вытащить трос и восстановить управление.

На этом наши субботние приключения не закончились и, спустя несколько часов, произошел второй непроизвольный поворот фордевинд, исполнил его Анатолий. Теперь завал-таль не удержала грот - разорвало блок, через который она была заведена.

Северное море осталось позади, "Апостол" вошел в пролив Скагеррак и, обогнув Скандинавский полуостров с юга, повернул к северу на вход в залив Осло-фьорд. Ветер вновь начал меняться и в итоге зашел к северу - навстречу. К противному ветру добавилось встречное течение и какое-то абсолютно ненормальное волнение, в результате последние двадцать миль Скагеррака мы лавировались, преодолевая по курсу едва более мили в час.

К утру 28-го вошли в Осло-фьорд, волнение умерилось, ветер начал отходить, и мы побежали резвее. С рассветом достигли наиболее узкой части фьорда, ветер почти прекратился, и оставшиеся тридцать миль прошли под дизелем. Погода как по заказу наладилась, и мы имели возможность любоваться великолепными панорамами. Берега залива покрыты хвойным лесом, сильно изрезаны и окаймлены многочисленными островами, скалами и банками. Прямо у воды расположены города и поселки с удобными и благоустроенными гаванями - рай для яхтсменов и прочих водников.

11 утра, 28 октября подошли к Осло. Расположен он на берегу вершины северо-восточной части залива Осло-фьорда. Город окружен высокими холмами, поросшими хвойными деревьями. Ошвартовались у причала Херберн марины, расположенной в бухте Пипервика в центре города. С места нашей стоянки открывается красивый вид на ратушу и крепость Акерсхус.

Капитан яхты Николай Литау
Виски "Highland Park" двенадцатилетней выдержки будут выпиты в Санкт-Петербурге
В Кёркуолле мы простояли двое суток. Сразу после швартовки занялись яхтой - нужно было восстановить порушенное за gереход. Подняли на грот-мачту Анатолия, он под чутким руководством старпома занялся стаксель-фалом и КВ-антенной, которую вновь оборвало, Юрий внизу принялся, в который уж раз, штопать парус.

В этом плавание нас преследует какой-то рок: не было перехода, чтобы мы не порвали один из парусов, и если для этого не находилось объективной причины, то по своей собственной глупости, как случилось в последний раз. Завражный, кстати, сыграл не последнюю роль в том, что грот вновь порван, сочинив гимн "Апостола", в котором есть такие строки: "и ввысь взлетает грот залатанный стократно". Вот теперь стремительно добираем количество дырок.

Через час Анатолий покончил с антенной, и на этом пришлось прервать работы. Ветер усилился, шквал шел за шквалом, работать наверху стало невозможно, приходилось обеими руками цепляться за мачту, рискуя самому превратиться во флюгер. К тому же, из каждой тучи сыпал град, и здесь выявилось преимущество носящих очки: Аркадий общался с Анатолием задрав голову, градины рикошетом отлетали от стекол его очков, остальные не могли посмотреть вверх, не рискуя остаться без глаз. После обеда завели для надежности еще два швартовых конца, и отправились знакомиться с окрестностями.

Кёркуолл - столица Оркнейских островов; городок невелик - семь с половиной тысяч жителей, а на всем архипелаге проживает девятнадцать тысяч оркнейцев. Административно острова входят в Шотландию, и поэтому на зданиях можно увидеть три разных флага: британский, оркнейский - красный крест на желтом полотнище, и шотландский, похожий на наш андреевский, только наооборот: белый косой крест на синем фоне. Апостол Андрей - покровитель Шотландии, и было видно, что гостям приятно ступить на палубу судна, носящего это имя.

Оркнейские острова имеют древнюю историю - археологи обнаружили многочисленные стоянки и захоронения каменного и бронзового веков. На острове Мейнланд, главном и крупнейшем, самая большая в Британии концентрация живописных доисторических монументов, святилищ и мегалитов. Возраст их датируется третьим и вторым тысячелетием до нашей эры. В 715 году острова стали частью королевства Пиктов, занимавшего территорию нынешней Шотландии, в девятом веке на них обосновались вездесущие викинги, а в конце 15 века перешли под Шотландскую корону. Обо всем этом можно узнать в оркнейском музее, расположенном в центре Кёркуолла. Кроме того, можно посетить кафедральный собор Святого Магнуса, заложенный в 1137 году, развалины епископского дворца середины 12 века, руины дворца, построенного шотландским графом Патриком Стюартом в 1600 году в изящном стиле французского ренессанса. Есть ещё в Кёркуолле музей, радио, библиотека, старейшая в Шотландии(1683 г.), дом консула, туристический центр и т.д.

Так как на следующий день шторм не ослаб, а скорей усилился, то мы продолжили культурную программу и посетили большую часть этих мест. К вечеру второго дня, решив, что уже достаточно узнали об истории и культуре островов, направили свои стопы на юг, на окраину городка, туда где расположен завод по производству виски "Highland Park". Зелье гонят с 1798 года, и это самое северное на Земле производство виски. Для потенциальных потребителей напитка проводят эксурсии по заводику, показывают весь процесс от проращивания ячменя до готового продукта, который в конце экскурсии предлагают продегустировать.

Покончив с дегустацией, мы прошли еще с километр на юг, и нашим взорам открылась бухта Скапа-Флоу. С этой бухтой связанна история противостояния германского и английского флотов в первую и вторую мировые войны. Самый известный эпизод: торпедирование немецкой подводной лодкой U-47 английского крейсера "Royal Ouk", стоявшего в бухте на якоре. Погибло 833 человека команды.

В магазинах множество книг, открыток, карт посвященных военной истории бухты. В проспектах Оркнеи, кроме всего прочего, представляют раем для рыболовов, имея ввиду ловлю озерной и морской форели. Мы и сами убедились в справедливости рекламы, когда в первый вечер Виктор с Юрием прямо у пирса голыми руками наловили ведра саргана. Сарган конечно не форель, но два дня мы ели рыбу в различных вариантах.

Длинные осенние вечера мы коротали в Оркнейском яхт-клубе. Ключи от его здания были вручены сразу по приходу, и двухэтажный древний особнячок был в нашем распоряжении. Любители биллиарда резались в снукер, остальные играли в дартс или проводили время в соседнем пабе за шотландским пивом в задушевной беседе на чистом шотландском. Семенов что-то рисовал, глядя в темное окно.

Утро третьего дня встретило нас вполне приличной погодой со свежим попутным ветром, и мы засобирались в дорогу. Анатолий вновь забрался на мачту, разобрался с фалом, остальные совершили прощальную пробежку по городку. Мне выпало удовольствие общаться с корреспондентом оркнейского радио, так как слух о нашем пребывании разошелся по всему архипелагу, и народ захотел узнать о проезжих героях побольше. Журналист оказался симпатичным парнем, но говорил на такой скорости, что я далеко не уверен в том, что мои ответы сопадали с его вопросами. Когда мы уже отходили, я увидел его долговязую фигуру, маячившую на причале и чем призывно размахивающую. Подошли, это что-то оказалось бутылкой виски "Highland Park" двеннадцатилетней выдержки.
Наверное, за те страдания, что я претерпел, стараясь понять его вопросы. Theon Macarther, так звали журналиста, пожелал счастливого пути и сказал, что виски должны быть выпиты по приходу в Санкт-Петербург. Теперь ничего другого не остается.

"Апостол Андрей" спасается от шторма в порту Кёркуолл, столице Оргнейских островов
Покинув Рейкьявик, обогнули полуостров Рейкьянес(Reykjanes), и за одноименным мысом легли курсом на Осло. На нашем пути, к югу от Исландии расположенны острова Вестманнэйяр (Vestmannaeyjar)- Острова западных людей, можно пройти между ними, но мы предпочли не испытывать лишний раз судьбу, лавируясь между рифов и борясь с приливными течениями, а слегка отклонились к югу, и обогнули их снизу, и заодно посмотрели как выглядит один из самых молодых островов (может самый молодой) на Земле - остров Сюртсей (Surtsey), которому нет еще и двадцати лет.

Выглядел он, несмотря на юный возраст, внушительно: две вершины, одна из которых вознеслась на две сотни метров, неприступные обрывистые берега темного, практически черного цвета, отвесно уходящие в воду. Зарисовав и сфотографировав его на память, легли на курс 110, ведущий в пролив Скагеррак.

Первые двое суток дули неустойчивые, шквалистые ветры. Вместе с очередной тучей приходил свежий ветер, и час- полтора яхта имела вполне приличный ход, а рулевой - освежающий дождь и бодрящий град. Затем туча уходила, и ветер выключался совсем, чтобы спустя час начать разгоняться и набрать полную силу к следущему шквалу. Плавание в таких условиях - достаточно нервное, невозможно подобрать нормальную площадь парусов: их то много, то мало.

18 октября в течение дня пять раз убирали паруса за ненадобностью, переходили на дизельную тягу, и вновь ставили по возвращению ветра. Эти упражнения привели к тому, что заклинило один из стаксель-фалов. Застарелая болячка: блоки сконструированы неудачно, и время от времени трос попадает между шкивами. Чтобы вернуть фал в рабочее состояние, нужно подниматься на мачту, в океане сделать это непросто, иногда невозможно. Благо в Рейкьвике востановили второй, оборванный фал, хотя он и стал значительно короче, и чтобы прицепить парус, надо вставать на релинг: все-таки это лучше, чем никакого.

Через двое суток вышли из полосы, где циклон боролся с антициклоном, ветер стал ровнее, начал набирать силу, и мы побежали гораздо резвее. За уик-энд, который на "Апостоле" по традиции проводят, катаясь под парусом, прошли 330 миль, совершив в воскресенье свой лучший переход после Камчатки: 173 мили. Результат субботнего дня был подпорчен тем, что среди ночи мы остались без управления: выскочила ось на одном из роликов штуртроса. Пока перешли на управление аварийным румпелем, пока разобрались в чем причина, отыскали запасной ролик и установили его, два часа было потеряно, но все равно 165 миль пройти удалось.

На пятые сутки ветер ослаб, скорость снизилась, стали приходить тревожные прогнозы о том, что впереди, в Северном море, нас ждет шторм. Штормовать совсем не хотелось, тем более со встречным ветром - продвижение по курсу минимальное, удовольствия никакого, да и наш уставший такелаж и изношенные паруса подвергать лишней нагрузке не имело смысла.

Стали подумывать о том, куда бы спрятаться. Маршрут пролегал проливом между Шетландскими и Оркнейскими островами, посреди которого лежит маленький островок Фэр-Айл. На нем имеется приличная гавань, и наши взоры обратились в его сторону. Но ветер зашел навстречу, и курс яхты стал отклоняться к югу, в сторону Оркнейских островов. В это же время получили очередной прогноз, подтвердивший, что до шторма остается менее суток. Отбросив всякие сомнения, повернули на юг и устремились на Оркнеи.

К полуночи 22-го подошли к проливу Уэстрей-Фёрт, ведущему внутрь архипелага. До порта Кёркуолл(Kirkwall), столицы Оргнейских островов, оставалось меньше 15 миль, и это расстояние нужно было расстянуть на всю ночь, чтобы прийти поутру, когда будет светло,и можно без проблем ошвартоваться. Оставили минимум парусов, принялись тянуть время. Скорость яхты стала около двух узлов и позволяла надеяться на успех.

Но через час яхту стало сносить поперек курса, втягивая в узкий пролив между островами, лежащими к северу от Уэстрей-Фёрта. Попытка сменить курс, увалиться под ветер градусов на 20, привела к тому, что курс сменился точно на 180, нас понесло на юг и обратно в океан - начало сказываться действие встречного приливного течения. Прибавили парусов, результат изменился незначительно. Теперь уже стояла другая задача: удержаться в проливе, пока не сменится течение. Пришлось поставить все паруса, вдоль бортов забурлила вода, и если бы лаг работал (его свернуло во льдах вслед эхолоту), то он показал бы скорость 5-7 узлов относительно воды. GPS, который показывает абсолютное перемещение относительно Земли, имел свое мнение: мы стояли на месте!

Цель достигнута: раньше срока в порт не придем. Так продолжалось до 4 утра, мы то продвигались вперед, то вбок, то замирали на месте, в зависимости от силы и направления ветра и течения. В 4 часа течение сменилось на попутное, яхта пошла, все убыстряясь, и к порту подлетели десятиузловым ходом. Береговая охрана отозвалась на мой вызов, объяснила, как связаться с портом, пожелала приятной стоянки, и больше мы ее не интересовали.

Начальник гавани(Harbourmaster) Fred Pirie выяснил наши размерения, осадку, и сказал, с какой стороны пирса мы можем встать. Фред сам встретил нас на причале и после обмена любезностями поинтересовался, чем ещё может быть полезен. Узнав, что никаких проблемм кроме шторма у нас нет, пожелал хорошо провести время и попросил как-нибудь попозже заглянуть к нему в оффис, оформить приход. Здесь же, на причале, нам были вручены ключи от здания Оркнейского яхт-клуба, где можно воспользоваться душем и другими удобствами.

Когда позже я приду оформляться, то не понадобится ни паспортов, ни судовой роли. Достаточно будет одной генеральной декларации, подписанной капитаном яхты. Не первый раз "Апостол Андрей" посещает Великобританию, причем в самых ее различных уголках: мы были в Лондоне и на южном побережье Англии, на Фолклендах и на Питкерне, и теперь Шотландия. Всегда процедура оформления была простой, никогда не вызывал вопросов паспорт моряка. Иногда нужно было заплатить какие-то вполне разумные деньги, чаще платить не надо было вообще. Всегда яхту тепло встречали и старались помочь. Воистину морская нация.

Исландия - остров, "который с одной стороны обнимает теплый поток, с другой - тяжелая рука океанского холода"
В Рейкьявик вошли 12-го утром. Связавшись по радио с портом, получил приглашение на вход и указание становится к плавучему лоцманскому причалу. В связи с большой величиной приливов, это самый удобный причал. Вскоре подошли офицеры таможни, и вслед за ними Оли Олафссон - агент по сервису компании "Фишпродактс Интернешнл" (Fishproducts International ltd).

Оли отлично говорит по-русски, как выяснилось, изучал язык в Твери. Он помог в общении с таможенниками и в дальнейшем решал все наши вопросы: с продуктами, пресной водой, ремонтом парусов и компьтера, запасными частами к дизелю и прочим и, надо сказать, что делал это профессионально четко и оперативно. Его компания взяла на себя все расходы, став нашим исландским спонсором. Другим местным спонсором стала нефтянная компания "Esso", заправщик которой в понедельник утром стоял на причале и залил нам 500 литров дизельного топлива.

Закончив формальности, обсудили с подошедшими российскими
дипломатами Александром Клочко и Андреем Ганзеевым программу на ближайшие дни. Разместили нас в квартире посольства, вечером экипаж яхты был приглашен на ужин к послу Александру Ранних. Весь оставшийся субботний день
посвятили ремонту яхты: сняли форштаги и бакштаг, сменили топливные фильтры, съездили в парусную мастерскую. Попутно выяснилось, что понадобятся токарные работы для подгонки наконечника штага и штуцер прокачки на двигатель, который обломали. Решение этих проблемм оставили до понедельника.

На воскресенье посольством была организована поездка по Исландии, в окрестности Рейкьявика. Начали мы с местечка, носящего название Тингветлир (Поля Тинга), где в 930 году собралось первое всеисландское собрание (Альтинг). Альтинг был основным органом власти в стране до 1262 г., когда Исландия подчинилась власти норвежского короля. Однако заседания собрания по-прежнему проходили на Полях Тинга до конца восемнадцатого века, когда Альтинг был перенесён в Рейкьявик.

Затем проехали мимо ледника Лангёкютль к водопаду Гютльфосс (Золотой водопад), полюбовались, как река низвергается в пропасть с 33 метровой высоты. И вновь мимо ледника в долину гейзеров, там довелось наблюдать обратную картину: как один из самых активных гейзеров Исландии Строккюр с интервалом в пять-десять минут выбрасывает фонтан кипятка и пара на десятиметровую высоту. Лед и пламень соседствуют на этой земле. 11 процентов площади острова занято ледниками, здесь же расположен самый крупный в Европе ледниковый массив Ватнаёкютль.

На обратном пути заглянули в жерло потухшего вулкана. Вообще в Исландии около тридцати действующих вулканов. Их извержения, в том числе подводные, приводит к изменению рельефа дна и суши. Так, при извержении подводного вулкана, длившегося с 1963 по 1966 год, образовался вулканический островок Сюртсей высотой 173 метра, увеличивший территорию Исландии на 2,8 кв.км.

Сегодня этот остров и прилегающие к нему воды являются заповедными. Не всегда извержения бывают такими "полезными". Так на острове Хеймаей, расположенном в нескольких милях северней Сюртсея, в ночь на 23-е января 1973 г. на окраине города разверзлась трещина, извергавшая лаву и пепел. 5500 человек пришлось эвакуировать в течение полусуток.

Люди научились жить рядом с беспокойными соседями и даже извлекать из этого пользу. С вулканической деятельностью связано подземное тепло, на больших участках территории страны температура земной поверхности повышена. Сегодня 85% зданий в Исландии обогревается за счет энергии, полученной из недр Земли. После отопления и горячего водоснабжения теплая вода проходит в трубах проложенных под дорогами и тротуарами, подогревая и высушивая их. Гектары теплиц, в которых выращиваются всевозможные овощи и фрукты вплоть до бананов тоже используют тепло недр.

Так же уникален климат Исландии. Среднегодовая температура в среднем на 10 градусов выше, чем в большинстве стран, расположенных на такой же широте. А лежит Исландия у самого полярного круга. Средняя температура в Рейкьвике в январе -0,5 С, в тоже время в июле 10 градусов тепла. Причина этого - в теплом океаническом течении Гольфстрим, которое омывает южные берега Исландии, а северные берега охватывают холодные воды Ледовитого океана.

Как писал местный поэт Эйнар Бенедиктссон: Исландия - это остров, "который с одной стороны обнимает теплый поток, с другой - тяжелая рука океанского холода". Много можно говорить об уникальности этого удивительного уголка Земли. О его геологии - расположен остров на стыке двух литосферных плит, в зоне разлома, чем и объясняется высокая сейсмическая активность района. О растительном и животном мире. Здесь гнездятся птицы из четырех различных регионов: полярного и умеренного поясов Европы и Америки. Такого своеобразного смешения не наблюдается в других местах земного шара: Исландию зовут раем для орнитологов. О средневековой литературе, о сагах, тоже единственных в своем роде. Интересную выставку древних манускриптов довелось осмотреть в Доме культуре Исландии. Там же есть большая экспозиция, повествующая об истории страны с момента ее заселения викингами в 974 году. О исландском языке, бережно хранимом и оберегаемом от засорения иностранными словами. Исландцы изобретут скорее новое слово со своим корнем или воскресят древнеисландское, но не станут использовать иноземное. Они до сих пор могут без труда читать свои средневековые тексты, кто из других народов может этим похвастаться?

Исландцы всем этим по праву гордятся и подчеркивают это в путеводителях по стране. Есть ещё один уникальный музей в Рейкьявике, единственный в мире, информация о котором вызывает улыбку - фалологический. В этом музее собрана коллекция полутора сотен пенисов млекопитающих Исландии. Открыт музей три часа в день, по вторникам и субботам.

После поездки по Исландии, в воскресенье вечером, экипаж яхты был в гостях в обществе Российско-Исландской дружбы. Мы рассказали о своем плавании, было задано много вопросов. Беседа продолжилась за чашкой кофе. Остальные дни, а всего мы простояли пять дней, были заняты работами на яхте, прогулками по Рейкьявику, общением с прессой и телевидением, встречами с соотечественниками, которых оказалось немало на этом острове.

Покидали Рейкьявик 16 сентября в 17 часов. Попрощаться пришел посол России в Исландии Александр Ранних, которому мы главным образом должны быть благодарны за четко организованную стоянку, за новых спонсоров, за возможность отдохнуть и привести в порядок яхту, а также лучше узнать страну. Много интересного об Исландии мы узнали не только из путеводителей и музеев, но и из уст Александра Александровича.

Заглянул и шеф кампании Fishproducts International - Bjarmar Petursson. Пришли пожелать счастливого пути наши дипломаты с семьями, новые исландские друзья и знакомые.

Капитан яхты Николай Литау
quot плавание яхта 1999 город бресте затем борис немецкие наши канала кильского воды ратуше нашего ветер волны amp море берега встречном паруса рядом прихода штормовой поднялась миль литау андрей шкипера экипажа предстоит яхты апостол старые новые сутки этого плавания рекорд думаю такой кгц бухте острова прайя пляж флагом сент государства гренадины смирных нептун глобалстар романа яхт клуба яхту отправились яхте после чего оказался рыба наше пива кокосов больше понедельника декабря рио перехода очередь встречу свою экипаж нового вас вам основном клуб год камней города новый переход награду крейсерского престижную америки награждены медаль градусов угол островов февраля фолклендских широты мыс станции континента антарктиды десепшен бухты остров олег нашему якоря кратер академик того борта арджентайн академика архипелага жерлаш беллинсгаузена район брансфилд аку острове моаи нуи рапа сегодня разрешение имеем штуртрос суток баунти рикитеа население яхтсмены кокосовым цветов наслаждение латвийской рецепт нуку хива полинезии тем экватор океане тихом визы гавани инспектор свои моряка итоге ала вопросы поинтересовался командор передачу эфира грот триселя вечер финни фархад гонолулу этим наталья стаксель ветра штиль часа шкот ночь дат перемены линию полдень востока счетом западное шторма вход путешествие санкт порту клубом экспедиции западного bask наших двух петропавловске провидения время моря порт дела оказались пересек арктический путь августа льды барроу северо льдины туман медведя воду морем баллов они бофорта 2002 берегу льдов восток бухту сторону звуки какое часть руля руль перо сектор капитан говорит подошли ночи ntcl кембридж топлива ремонт бей эскимо мауриин люди ему ничего мактак белло пролив баржи дальше карты ледокола мишель может лед энд льда опасности концу северу айсберги баффина клайд волна курсу земле фукс дагмар шкипер навигацию этом арктика броссьер танк дни девисов причине кента оставив эгеде гренландии кожи дизель фал убрали дул мотор исландии так альтинг рейкьявик исландия курс стал час виски мачту шотландии остальные всем осло поворот шторм зашел волнение вице россии скульптур норвегии андрея океан апостола дмитрий шпаро пути кругосветных кругосветного полушария подписания николай лет заново выдалась