8 (800) 333-03-76

Интернет-магазин

+7 (495) 775-13-13

Оптовый отдел
при поддержке

НПФ БАСК

Третий этап Арктической экспедиции «Полярное кольцо»
Команда Владимира Чукова готовится к путешествию на пневмовездеходах через Северный полюс в Канаду. Тренировочный этап - от Байдарацкой губы Карского моря до Диксона - пройдет с апреля по июнь 2005г.
Экспедиция "Полярное Кольцо 2011" завершается - подвели полуоси...
24 марта.

Подъем, не такой ранний, как хотелось. Сегодня, 24-го, мы пока еще стоим в самой узкой части пролива Красной Армии. При удачной дороге есть шанс к концу дня вплотную подойти к морю Лаптевых. Снег в этой части пролива какой-то рыхлый, набухший. Под ним часто встречается вода. Еще раз пришлось дергать друг друга. Из крайней снежной ловушки Дима, чуть прибавив газу, вырвался сам с криком: "На свободу!!!". Вошли в царство айсбергов. Ледник Академии Наук острова Комсомолец сбрасывает громадные глыбы в пролив, где они неспешно собираются в ожидании возможного летнего дрейфа. Наш путь петляет между ледяных стен. Прошли мимо плоского 500-метрового айсберга, стену которого сначала приняли за несуществующий остров. Впереди справа показались высокие, каменные берега, что под ледником Русанова. В этот момент предательски хрустнула одна из отремонтированных полуосей второго вездехода, фактически похоронив наши шансы своим ходом уйти на материк. Ведь это означало, что наши усилия не привели к желаемому результату и прочность полуосей все еще недостаточна для дальних переходов. Да, сей факт еще трудно укладывался в голове. Тем не менее, нужно как-то действовать дальше. До мыса Челюскин, куда мы собирались держать путь более 600 километров. Остров Средний позади примерно в 160-ти. Будем возвращаться, есть надежда дотянуть технику до базы своими силами (а какими же еще?) даже если оси будут "лететь" одна за одной. Перераспределяем груз на прицепах, три бочки солярки оставляем в "заброску" для грядущего сезона.

25 марта.

На следующий день, 25-го, начинаем движение по своим собственным следам на запад. Настроение соответствующее моменту. Снова проходим лабиринт между айсбергов и останавливаемся для фото и киносъемки в красивом месте. Параллельно делаем осмотр полуосей. Оказывается, что вовремя: на одной из них образовалась трещина, и через несколько сот метров колесо снова бы сиротливо поджалось к борту вездехода. Пришло время заняться серьезным ремонтом прямо в пути. Достаем сварочный аппарат. Штука, своего рода, уникальная: варит от штатных аккумуляторов (12/24 В), причем от 24 Вольт - 5-кой 20-ку (ток до 250 А). Помог достать сей аппарат известный радиолюбитель УКВ-ист Иван Шор (RA3WDK), за что ему очередное большое спасибо! Завариваем две полуоси и вновь начинаем движение. Становиться понятно, что осмотр состояния осей нужно делать регулярно и очень часто, дабы не пропустить момента разрастания трещины и поломки. Останавливаемся каждые полчаса. Редкая остановка не требует вытаскивания сварочного аппарата. Дима варит, остальные на подхвате. Через некоторое время процедура отрабатывается до автоматизма. Остановились, Дима и Миша - под машины. Далее, чаще всего:"Варим!", через минут аппарат около колеса, стена из "пенки" для защиты от ветра. Молоток, электроды, маска, зажим - наготове. Пищит электрическая дуга, давая надежду, что в результате все будет как надо. Дима вылезает из-под машины, стряхивает снег с комбеза, прыгает за руль и вездеходы мчат дальше. К вечеру мы уже оставили позади место предыдущей ночевки.

26-е марта.

Продолжаем сокращать расстояние до Среднего в темпе похоронной процессии. Едем на первой передаче со скоростью 5-6 км/ч, тщательно выбирая дорогу. Водяные ловушки под снегом в самой узкой части пролива Красной Армии удалось аккуратно миновать, пользуясь своим собственным треком на GPS навигаторе. По-прежнему "варимся" через каждые 3 километра, часто по две и по три полуоси за раз. Очень помогают универсальные сильноточные разъемы, которыми оснащены вездеходы на носу и корме. Кроме этого, аккумуляторы так же имеют эти разъемы. Подключение воздушного насоса и сварочного аппарата занимает несколько минут. Выходим из горловины пролива на траверз острова Пионер и останавливаемся на ночевку.

27-е марта.

До цели - 66 км по прямой. Все то же неспешное движение. Погода налаживается. Видимость - "больше двадцати". Вдали величественно вырастают очертания громадных ледников острова Октябрьской Революции. Наконец-то чувствуется окружающая перспектива и, временами, невольно ставишь себя на место Ушакова, разглядывающего эту, доселе никому не известную землю, восемьдесят лет назад. Ближе к обеду выходим "из-за угла" острова Пионер и ложимся на прямой курс до Среднего. Постепенно наш путь становиться все извилистее - входим в зону легкого торошения. Невысокие ропаки и надувы несильно тормозили наше движение еще несколько дней назад. Теперь же каждый холмик проходиться с величайшей осторожностью. Несколько километров мучений - и перед нами снова, гладкий как стол припай. К вечеру преодолели 33 км. Заметили интересный факт - полуоси чаще ломаются в первой половине дня. Надо будет подумать над возможными причинами.

28-е марта.

Дима заваривает очередные три полуоси, и наши автопоезда выходят на финишную прямую. Здесь главное - не торопиться на последних километрах. Как и раньше, отсюда вездеходы могут выйти только своим ходом и никак иначе. Дорога снова портиться, петляем между невысоких льдин и вечером встаем в 7-ми километрах от острова - в пределах видимости фонарей погранзаставы и ВПП.

29-го марта

В обед выезжаем на берег острова Средний в районе заправки. Последняя остановка, осмотр техники. Завариваем последнюю полуось. Через 2,5 км минуем ВПП и подъезжаем к погранзаставе. На заставе новые постояльцы - два экипажа вертолетов Ми-8 и несколько человек группы строительства и обеспечения ледового лагеря "Барнео-2011". Командует сводным отрядом наш давнишний друг, Александр Михайлович Бахметьев. Когда-то в середине 80-х он летал на Ан-2, прилетал и за нами на Северный полюс. Позже, в должности начальника Отдельного Хатангского авиаотряда, он много раз помогал нам в организации и авиаобеспечении наших лыжных экспедиций. Нынешний сезон у команды "Борнео" тоже начинается с серьезных задержек. 5 суток по непогоде просидели в Хатанге. Сейчас уже третий день сидят, вернее, лежат, на Среднем. По планам с 23 марта они уже должны быть на льду и приступить к подбору льдины для ВПП. Ил-76, готовый к десантированию топлива и грузов для лагеря уже более 10 дней находиться в Мурманске в готовности к вылету. От экипажей вертолетов получаем объективную и самую достоверную информацию о ледовой обстановке по нашему планировавшемуся маршруту на материк - с Хатанги они летели на Средний через мыс Челюскина, через пролив Вилькицкого. В проливе совершенно небывалая ситуация - много открытой воды, битый лед. И это в марте месяце. Старожилы такого не помнят. В это время через пролив ходили на тракторах, перевозя грузы на ст. Солнечная. Сегодня в это трудно поверить. Вокруг всего архипелага громадные полыньи. К северо-востоку их размеры достигают десятков, если не больше, километров открытой воды. Припай взломан под самые берега. Остается только поблагодарить провидение, что мы не оказались здесь на наших раненых вездеходах. Все, дотянули. Активная часть экспедиции 2011 года окончена, можно подводить итоги. Но вначале новая непростая задача - выбраться со Среднего вместе с нашей техникой и остальными грузами на Большую землю. Вначале это кажется нереальным. Возможно, это так и есть, но, действуя по принципу, что безвыходных ситуаций не бывает, Чуков берется за "Иридиум". Надеяться, терпеть и ждать: Будем следовать советам великого классика полярных путешествий Руала Амундсена.
Гонка на спецмашинах к Северному Полюсу: Елагин или Чуков?
Из дневника экспедиции "Полярное кольцо 2011":

23-го марта.

"Полноценный ходовой день. С утра Саша и Дима заняты
подготовкой машин к выезду. Поле завтрака идем вдоль берега острова Пионер.
Потом начинаем втягиваться в S-образное горло пролива Красной Армии между
островами Комсомолец и Октябрьской Революции. При наезде на небольшой ропак
неожиданно спускает одно из колес первого вездехода. Подготавливаем к замене
запаску. Но тут выясняется, что шина-оболочка в сохранности, а потерялся
колпачок воздушного "соска". В потемках подходим к самому узкому месту
пролива Красной Армии. Идем вдоль правого берега, иногда выбираясь на него.
Два раза проваливаемся в мокрый снег. Однажды приходиться дергать первый
"автопоезд" вторым вездеходом. В 12-м часу ночи, немного отъехав от берега
к середине пролива, встаем на ночевку."

24 марта 2011г.

"Два следующих дня было потрачено на ремонт консолей промежуточных редукторов
обоих вездеходов. С помощью домкрата выровняли погнутые квадратные профили,
наварили усиливающие элементы и дополнительные упоры. Все вновь готово для
выхода на маршрут. Однако стало необходимо тщательно проанализировать
текущую ситуацию с точки зрения главной задачи экспедиции - успешного
прохождения всего маршрута до берегов Канады."

Из дневника экспедиции МЛАЭ 2011:

24 марта 2011 г.

"Четверо суток пургливая погода, тепло, до -7 С°, поземка, белая мгла, сильный ветер, от Диксона Арктика приготовила нам для проверки весь набор своих сюрпризов. С низкой скоростью передвигаемся стиснув зубы, и упираясь взглядом больше в экраны навигатора и компьютера с картой, чем в лобовое стекло, добираемся до северной оконечности острова Русский. Машины ведут себя хорошо, команда тоже, едем круглые сутки, причем, если вахта приходится на темное время суток, это считается удачей, так как в свете мощных фар рельеф снега и торосы видны лучше, чем в дневном молоке."

27 марта 2011г.

"Четверо суток потеряно нами в районе о. Русский из-за крайне неблагоприятной ледовой обстановки. Южным ветром лед отодвинуло от архипелага Норденшельда, и возможности перескочить на шапку дрейфующих льдов нам пока Арктика не представляет. Давление низкое, погода теплая, крайне неустойчивая.
..."

Читайте новости на сайтах:

Полярное кольцо:
http://www.ec-arctic.ru/events/

МЛАЭ:
http://www.yemelya.ru/diary2011.php
Полярное кольцо 2011: Экспедиции никак не удаётся покинуть остров Средний
Еще одна неделя экспедиции. Много чего случилось за эти дни: Однако, обо всем - по порядку.

Международный женский день отметили - как и полагается в наших условиях - ударным трудом. Чтобы обеспечить авиационную доставку техники на о. Средний, вездеходы и прицепы пришлось существенно разукомплектовать - снять колеса, всю подвеску, многое из навесного оборудования. Обратный, созидательный процесс за Полярным кругом, хотя и производимый в крытом боксе, требует в разы больших сил и времени. Как ни готовься к такой экспедиции в средних широтах, а все ж таки окончательную укладку снаряжения, размещение груза на прицепах, обкатку "автопоездов" нужно завершать в реальных условиях эксплуатации при низких температурах, на сложном рельефе.

Вечером присоединились к праздничному столу, организованному пограничниками для прекрасной половины человечества. Да, и на этом краю Земли есть "декабристки", последовавшие за своими мужьями в полярную ночь, быстро сменяющуюся сейчас на полярный день.

Через день первый вездеход выезжает из бокса и делает пробный маршрут до ближних "бочек" и обратно. Начало положено! Сосредотачиваемся на второй машине. Здесь работы больше. Уже при перевозке "вылезли" некоторые заводские дефекты, которые предстоит оперативно устранить. Пока наиболее серьезный - небольшая трещина в сварном шве алюминиевого топливного бака. Однако через эту трещину довольно бодро уходит солярка и стандартные подручные методы устранения такой течи (мыло, резиновая "заплатка" и т.д.) в наших условиях не работают.


Надо сказать, что остров Средний, как и многие другие северные "населенные" острова, представляет собой музей-свалку техники и всевозможных железяк под открытым небом. Большая часть всего этого добра скрыта под снегом, но многое все же торчит из-под сугробов или выглядывает из черных глазниц полуразрушенных строений. Недолгие поиски в сумерках полярного вечера дали положительный результат - удалось обнаружить два вместительных топливных бака, бывших когда-то новыми, но так и не дождавшихся настоящей работы. Один из них разместился в корме вездехода, а второй - навьючен в обоз как ЗИП.
Вскоре и второй вездеход покидает гараж, уступая место прицепам.

Погода сильно портиться. Давление вместе с температурой резко идут вверх.
Почти трое суток дует крепкая низовка, видимость - несколько десятков метров, дальше все тонет в молоке снежных зарядов. Хождение от коек до бокса и обратно превращается в самостоятельное путешествие.

Работа над прицепами подходит к концу. Остаются мелочи, до которых не дошли руки в Москве. Неожиданно случается крупная неприятность: при переваливании через невысокий надув у одной из машин ломается одна средняя полуось.
Поломка, вроде и "штатная", даже для джиперских покатушек; у нас в наличии есть запасные полуоси. Однако внимательный анализ показал, что дело тут в заводском дефекте при изготовлении всей партии этих деталей, поэтому "здоровье" остальных полуосей начало вызывать очень серьезные опасения.
Конструкция этого узла разрабатывалась, в том числе, и с учетом минимального веса, поэтому кардинально "подлечить" полуоси в поле не представлялось возможным. После некоторых раздумий было найдено временное решение - заварить внутрь полых осей усиливающие прутки необходимого диаметра. Найти и обработать необходимый профиль на острове - дело сильно не простое. И здесь нам неоценимую помощь оказали механики погранзаставы и работники полярной станции острова Голомяный - Игорь Лутченко и Анатолий Омельченко.

Работоспособность Димы Кутало и Саши Борисевича просто поражает. Час за часом, день за днем они гнут, пилят, варят железо, отлаживают механику, ведут порой неравную борьбу с холодом, отсутствием хитрого крепежа: Поистине, механик в подобной экспедиции - человек незаменимый. Не отстает от них и Сергей Фенев, со знанием дела берущийся практически за любую "железную" работу и доводящий ее до логического конца. Сказывается богатый жизненный опыт, накопленный в северных краях.

Однако на этом наши неприятности не заканчиваются, а похоже наоборот - только начинаются. Чем-то мы прогневали Снежную Королеву, и она с дьявольской изобретательностью начинает расставлять ловушки на нашем пути к цели. Вдруг один за другим сгорели оба инвертора 12/220, хотя в Москве были
испытаны и показали нормальную работоспособность. Третий инвертор, собранный из останков двух первых, продержался несколько дольше, но, в конце концов, отправился следом. Низкие температуры и северное сияние, конечно же, страшная сила, но главная причина не в этом. Основная причина - откровенная халтура, "благодаря" чему инверторы превратились в разовое электрооборудование. Остаться без электроинструмента на маршруте - событие, хотя и не смертельное (есть ручные "помощники"), но все же, крайне неприятное.

Очередное событие только укрепляет наше мнение о качестве современного электрооборудования. Один за другим выходят выключатели массы на обоих вездеходах. Их у нас по 4 на машину, плюс 3 в запасе. Вскрытие показало, что для этих "муляжей" даже 3-4 успешных включения - невероятная удача. Спасает все тот же арктический "музей" техники под открытым небом. В кабинах давно истлевших тягачей и прочей техники "двойного назначения" великолепные выключатели массы 70-80-х годов с надежными посеребренными контактами, которые смогут работать еще не один десяток лет. Однако сегодня, в XXI веке, делать их уже разучились.

На этом фоне курьезным представляется процесс кипячения чистейшего спирта-ректификата нашим доктором и зав. хозяйственной частью Мишкой Гланом.
Сложилось так, что пластиковые бутылки с водой и "лекарством" оказались рядом в обеденный перерыв. Для заливки в чайник была выбрана ближайшая, не с водой. Поразительно быстро закипевшую жидкость успели разлить в термос и заправить чайник по новой. До разведения этой жидкостью лапши, однако, дело не дошло - вновь прибывшие без хронического насморка почувствовали характерный запах и остановили сей затратный и небезопасный процесс. Однако свои прямые обязанности "полкового доктора" Михаил выполняет на "отлично": раздает пилюли, вытаскивает из глаз залетевшую туда окалину из-под болгарки, даже бинтует переломы пальцев местным жителям.


Вечером 13-го марта "умер" жесткий диск основного бортового компьютера, выполняющего задачи навигации, автоматического позиционирования и связи с "большой землей". Последние пару экспедиций этот компьютер служил нам безупречно, и вот пал под ударом той же коварной северной дамы (см. выше). В
очередной раз констатируем, что дело не смертельное, есть резервный компьютер. Он хотя и другого класса, но основные задачи решать может. К тому же раньше путешественники успешно обходились безо всяких этих "хохоряшек".

14-го марта практически собрались для выхода со Среднего. В планах было дойти автопоездами до острова Голомяный, завершить там ремонтные работы и принять баню. С утра посетили знаменательное место, дорогое сердцу не только каждого настоящего полярника, но и просто любого неравнодушного к истории отечественной Арктики - избушку-музей экспедиции Ушакова. Среди окружающей разрухи этот островок прошлого как-то по-особому внушает надежду, что все еще поправиться и будет по уму.

Планам не суждено было сбыться - в очередной раз рассмешили Бога. Начало движения одного из автопоездов совпало с новой поломкой: на одном из тяжелых режимов движения погнулась консоль промежуточного редуктора и цепь стала проскакивать на звездочке. Какого рода этот дефект - заводской или
конструктивный - еще предстоит выяснить, а сегодняшний день 15-го марта посвящен ремонту данного узла сразу на обеих машинах, чтобы не ждать очередной поломки.

Между тем из Питера вот уже который день поступает неутешительная информация о ледовой обстановке к северу и северо-востоку от о. Комсомолец: заприпайная полынья тянется вдоль всего северного и восточного берега острова и достигает ширины от 3 до 5 миль. Ситуация крайне напряженная. На днях начинает работать авиация по развертыванию полюсной базы "Барнео".
Через пару недель намечена заброска наших грузов для пути от полюса до Канады, а мы все еще находимся на о.Среднем.
Экспедиция Полярное Кольцо 2011
1. Комплект теплого универсального термобелья с повышенной износостойкостью.

Температурный режим использования комплекта в зависимости от верхней одежды от +18 до – 45 С.

В костюм входят следующие изделия:

1. Куртка анатомического покроя.
2. Брюки анатомического покроя.
3. Балаклава.
4. Универсальный шарф-шапка.
5. Носки-вкладыши в обувь.
6. Перчатки.


В одежде использованы специальные плоские швы, предот-вращающие натирание кожи при длительных переходах и напряженной работе.

Ткань комплекта одежды – Polartec POWER STRETCH PRO.
Производство компании Polartec LLC.

2. Штормовой костюм и снаряжение для спасателей в горных условиях до -15С.

В костюм входят следующие изделия:

1. Куртка мембранная многофункциональная.
2. Брюки мембранные многофункциональные.
3. Куртка утепляющая многофункциональная.
4. Брюки утепляющие многофункциональные.
5. Подшлемник.
6. Перчатки.
7. Ботинки горные BOREAL.
8. Гамаши для защиты ног от снега, ветра.
9. Штурмовой рюкзак BACK COUNTRY многофункциональ-ный.


Ткань комплекта одежды – DERMIZAX c мембраной 20000/10000. Производство японской компании TOREY.

Ткань утепляющего слоя – Polartec THERMAL PRO.
Производство компании Polartec LLC.

3. Теплый костюм и снаряжение для спасателей в условиях сверхнизких температур. До - 45С.

В костюм входят следующие изделия:

1. Куртка многофункциональная.
2. Полукомбинезон многофункциональный.
3. Шапка с меховой опушкой.
4. Рукавицы утепленные.
5. Ботинки для низких температур BOREAL.
6. Бахилы для дополнительной теплозащиты ног.
7. Походный рюкзак BERG В конструкции рюкзака исполь-зована система подвески – «Актив» (качающиеся лямки)
8. Низкотемпературный пуховой спальный мешок
KAHSGAR -60C. Единственный в своем классе. Протес-тирован по европейской стандарту EN 13537.

Ткань комплекта одежды – ARCTIС RESIST -45
Специальная разработка для низких температур.

Утеплитель – высококачественный российский гусиный пух со специальной обработкой. FP 650+


"Арктике" 25 лет!
За плечами путешественников немало достойных рубежей:
- первое в истории арктических путешествий пересечение Карского моря на лыжах от Северной Земли до архипелага Земля Франца-Иосифа (1985-1986 гг.);
- первые в мире достижения Северного полюса на лыжах без авиационной поддержки (1989 и 1990 гг.);
- водружение первого Российского флага в точке Северного полюса 23.04.1992 г. в ходе парашютно-лыжной экспедиции;
- первое в мире полностью автономное достижение Северного полюса на лыжах в составе группы из 8 участников (1994 г.);
- первое с мире автономное пересечение Северного Ледовитого океана на лыжах от берегов России до Канады через Северный полюс (1998 г.);
- первая в истории освоения Антарктиды уникальная по своим масштабам международная неправительственная экспедиция на Южный полюс, посвященная встрече Нового Тысячелетия (1999-2000 гг.);
- Международная парашютная экспедиция "Северный полюс - 2000" (апрель 2000 г.);
- Международная общественная акция по программе ООН "Планета без наркотиков", совместно с Российской Антарктической Экспедицией на российской антарктической научно-исследовательской станции "Восток" (январь 2001 г.);
- Полярная радиоэкспедиция "Затерянные острова" (апрель-май 2001 г.);
- Международная парашютная экспедиция "Северный полюс 2002" (апрель 2002 г.);
- Первый этап арктической кругосветной экспедиции "ПОЛЯРНОЕ КОЛЬЦО", осуществленный командой ЭЦ "Арктика" на полноприводных 6-колесных вездеходах "Тундра-2". Маршрут первого этапа: п-ов Ямал - п-ов Таймыр - устье р.Лены - устье р.Индигирки - устье р.Колымы - о.Айон - г.Певек (апрель-май 2002 г.);
- Альпинистская экспедиция "Россия - Антарктида - 2003" (участие в подготовке и проведении, 2003 г.);
- Экспедиционный проект "Полярное кольцо", второй этап (2004 г.);
- Экспедиционный проект "Полярное кольцо", третий этап (2005-2007 гг.).

В период с 1998 по 2000 г., а также с 2005 года Центр "Арктика" активно сотрудничает с компанией BASK. BASK экипирует команду В. Чукова для первого в мире автономного пересечения Северного Ледовитого океана на лыжах, помогает в организации экспедиции на Южный полюс, обеспечивает экипировкой участников парашютно-лыжной экспедиции, а с 2005 года принимает активное участие в мегапроекте "Полярное кольцо".

15 ноября в стенах Московского Центра РГО, при участии Ассоциации Российских полярников, состоялся вечер "25 лет в высоких широтах", посвященный 25-летию Центра "Арктика". На вечере Владимир Чуков рассказал о том, как начиналась "Арктика", о первых шагах по ЗФИ, о первых попытках автономного лыжного путешествия к Северному Полюсу. Потом смотрели фильмы об экспедиционном проекте "Полярное Кольцо". В зале были не только члены географического общества и туристы-лыжники, но и студенты, и школьники.

"Когда ты идешь на лыжах через льды к северному полюсу, - сказал Владимир Чуков, - важно понимать свою связь с историей. Важно знать историю освоения Арктики - путешествия Нансена, Амундсена, Шмидта. Только тогда ты, как их преемник, будешь понимать смысл и суть происходящего, понимать, что то, что ты делаешь, кому-то нужно. Даже не просто кому-то, а всей стране".

Третий этап экспедиционного проекта "Полярное кольцо"

Другие экспедиции "Арктики"

В экспедиции "Полярное Кольцо" - сплошные "провалы"
21 апреля

Подъем в 7:00. Проспали. По горсти орехов – и скорее в путь. Надо пройти как можно дальше, пока солнце не превратит ночной наст в «кисель». Через час, преодолев 11 км, выходим на обширные ровные поля, мягко говоря, не совсем толстого льда.

Через несколько минут раздается зловещий треск, и головная машина погружается по самые пороги в полынью. Сели. Второй вездеход, шедший по следу, остановился на ближайшем твердом пятачке. Много времени заняли подготовительные работы – отсоединение прицепов, обколка льда. Для того чтобы центр заднего колеса приподнялся над кромкой льда, буксировочный трос поддерживался аппарелями надо льдом, а нос машины нагрузили двумя самыми тяжелыми участниками. В 12:30 машина оказалась на свободе, и мы пошли в юго-западном направлении, теряя драгоценные километры.

Полностью обогнуть открытую воду по льду удалось к 19:30. Оказалось, что полынья тянется практически через всю губу с севера на юг. В самом узком месте залива устроили перекус. Чуть позднее продолжили маршрут на восток вдоль подошвы уже Югорского полуострова.

Погода и состояние дороги уже неделю только ухудшались, поэтому было принято решение идти ночью без остановки, тем более что в машинах достаточно места для посменного отдыха всех участников. К наступлению новых суток экспедиция повернула на север вдоль берега Югорского полуострова.

20 апреля

Подъем в 6:00. Кроме завтрака среди утренних забот - починка видеокамеры, проведение радиосвязей. Поэтому выехали только в 10:00. Через 20 минут движения по тундре первый раз проваливаемся под наст левым бортом, под снегом – по колено коричневой болотной воды. Все, кроме водителей, покидают вездеходы и возятся в снежной жиже с лопатами и веревками.

До 12:00 проваливаемся еще три раза. По карте видно, что мы проходим зону множества прибрежных луж и озер. Солнце продолжает палить, наст уже не держит технику. За 2 с лишним часа прошли 11 км. Неважный результат для начала дня.

Пробиваемся к кромке берега и некоторое время идем вдоль нее. Вскоре стало ясно, что припай в этом месте побережья достаточно ровный и надежный. Спускаемся на лед и дальше «мчимся» на восток. Скорость заметно выросла. Продолжительное время удается держать 18-20 км/ч.

Дорога тяжелая. Под снегом часто встречаются целые озера надледной воды глубиной до полуметра. Наст не держит, и машины с прицепами постоянно садятся в эту «кашу» до половины колеса. Все чаще бредешь по бесконечным снежным просторам с лопатой. Через несколько километров там и сям появляются торосы, но путь становится суше. Пройдя уже треть расстояния до противоположного берега, встречаем настоящие поля торошения, а за ними – открытую воду. Досадно. Приходится выбираться из лабиринта и двигаться в южном и западном направлениях, пытаясь найти проходы. Местность довольно неприветливая, поэтому принимаем решение – двигаться вперед «до упора». В полпервого ночи разбиваем лагерь, делаем по глотку воды и залезаем в спальники.

Спонсоры экспедиции в области экипировки: BASK, 3M, Malden Mills (Polartec)

Прочесть полный дневник экспедиции




Новости "Полярного кольца": по припайному льду Баренцева моря
14 апреля к полудню въехали в пос. Индига - крупнейший населенный пункт в этом районе. Он пристроился на высоком берегу реки и смотрит на нее десятками деревянных домов, преимущественно голубого цвета (наверно, краска только такого цвета была завезена сюда в одну из навигаций). Есть здание администрации, большая школа-интернат, электростанция, небольшой аэродром. В прежние времена здесь был и рыбокомбинат, известный на всю страну, и зверосовхоз. Сегодня всего этого уже нет, а вместо десятка оленеводческих бригад едва наберется четыре. От специализированной службы, в прошлом занимавшейся эксплуатацией нескольких береговых морских маяков, практически остался один сторож - теперь навигация на море строится по иным принципам.

Проехав поселок, спускаемся к реке и берем курс на метеостанцию. Забираемся на невысокий берег, сильно изъеденный северными ветрами, и мимо двух створных знаков подкатываем к жилому домику. Нас встречают Андрей и Ирина - метеорологи, единственные обитатели этих мест. Хотя, впрочем, не единственные наше появление сопровождалось заливистым лаем сторожевого пса и молодого щенка, крутившегося под ногами.

Метеостанция стоит на Индиге давно, с 1935 года. В 57-м ее перенесли с противоположного берега на теперешнее место. Хозяева напоили нас чаем, угостили олениной. Мы тоже постарались не остаться в долгу. Так, за общением, незаметно пробежало больше двух часов. Тем, кто знаком с севером не понаслышке, возможно, и не удивятся такому гостеприимству и такой душевности хозяев. Но у нас до сих пор каждая такая встреча оставляет неизгладимый след.

Покинув теплый дом, выдвигаемся по направлению к мысу Попова и через некоторое время уже идем по припайному льду Баренцева моря. Проходим мыс Попова и продолжаем двигаться вдоль берега. По мере приближения к мысу Железный полоска припая начинает стремительно сокращаться. Обрывистые стенки самого мыса действительно имеют какой-то железный отлив на фоне окружающих снегов и льдов. На полгоризонта - тяжелое свинцовое водяное небо.

Огибаем мыс Железный. Припайная трещина здесь подходит к самому берегу. На скорости проходим под прямым углом к ней. Второй прицеп проваливается в воду, но машина выдергивает его снова на лед. Рывок получился достаточно сильным, и балка крепления серьги не выдержала нагрузки. Через 10 метров головная машина остается с одним прицепом, но останавливаться в таком месте не желательно. Достигнув через сотню метров коренного берега, мы пешком возвращаемся к трещине, чтобы наметить дальнейшие действия. Выйдя из-за мыса, застаем феерическую картину - первый прицеп следующего за нами вездехода завалился на бок, так же провалившись в эту трещину, и смотрит в небо своим громадным колесом. Через час возни с домкратами, веревками, ледобурами и прочим такелажем мы вновь в походном строю на береговой террасе.

За мысом Железный припай практически кончился. До горизонта открытое свинцовое море, по которому ходят барашки . Держим путь вдоль береговой кромки, иногда отдаляясь от нее на несколько сотен метров.

В сумерках встаем под береговым надувом. За день пройдено 89 км. Это не мало, если брать в расчет все те события, которые произошли сегодня.

Прочесть полный дневник экспедиции
Экспедиция "Полярное кольцо" пересекла Полярный круг
"Маршрут этого года мы идем на двух вездеходах. Каждый вездеход буксирует по два прицепа. На фотографиях видно, что впереди прицепа располагаются пластиковые бочки с продуктами и снаряжением, а на корме – 200-литровые бочки с топливом. В головной машине – Чуков, Фрейдович, Макаров, Кажарский. Эта машина оборудована системами радио и спутниковой связи, а так же навигации. Во втором вездеходе – Борисевич, Елагин, Маковнев. Управляют машинами две пары водителей", - читаем в выдержках из дневника экспедиции. Несмотря на 18-градусный мороз, нареканий по поводу снаряжения, предоставленного спонсорами экспдиции - фирмами BASK, Malden Mills и 3М - пока не возникало.

Все сообщения экспедиции "Полярное кольцо" на сайте" www.ec-arctic.ru/

Экспедиция Полярное Кольцо-2007 стартует 3 апреля
В состав маршрутной группы вошли:
Александр Борисевич (Республика Беларусь, Минск),
Василий Елагин (Россия, Москва),
Олег Кажарский (Россия, Москва),
Александр Макаров (Россия, Москва),
Афанасий Маковнев (Россия, Москва),
Илья Фрейдович (Россия, Москва),
Владимир Чуков (Россия, Москва.).

Компании BASK, 3M (производитель утеплителя Thinsulate), Malden Mills (производитель тканей Polartec) в числе спонсоров экспедиции обеспечили членов команды необходимой для арктического путешествия экипировкой. Все основное снаряжение, используемое путешественниками, разработано на основе их многолетнего арктического опыта, изготовлено с применением современных материалов и технологий.

Работа с маршрута на радиолюбительских диапазонах будет осуществлятся под позывными R3CA/1, R3CA/9, RU3AWF/1, RU3AWF/9. Координатор связи - Юрий Заруба (UA9OBA).

Экспедиция «Полярное Кольцо» является практическим примером реализации нового технологического метода, который позволит наиболее эффективно использовать возможности и богатый практический опыт, накопленный Экспедиционным Центром «Арктика» Русского Географического общества более чем за 20 лет экспедиционной деятельности в Арктике и Антарктиде.

В сотрудничестве с Экспедиционным Центром «Арктика» партнеры экспедиции, в ряду которых МЧС России, Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт, Институт океанологии РАН, другие научно-исследовательские учреждения, организации и структуры, осуществляющие свою деятельность в труднодоступных регионах нашей планеты, общественные организации и движения получают уникальную возможность решить целый комплекс задач, таких как:

выполнение совместных и собственных научных программ по своей тематике исследований;
сбор статистических научных данных и другой информации в ходе экспедиции;
проведение испытаний своей продукции в реальных условиях высоких широт;
получение экспертных оценок, заключений, рекомендаций по эксплуатации тех или иных изделий в экстремальных условиях Арктики и др.;
отработка действий в случае возникновения экстремальных ситуаций в условиях Арктики или Антарктиды;
отработка комплекса учебных программ по действию в сложных погодно-климатических условиях Арктики и Антарктиды;
привлечение внимания общественности к наиболее актуальным общечеловеческим проблемам, которыми в настоящее время являются терроризм, наркомания, экологические бедствия...

Для определения координат используется современная спутниковая навигационная аппаратура и специальное программное обеспечение, позволяющие контролировать движение машин с точностью до нескольких метров. Передача больших объемов научной информации, в том числе фото и видео с маршрута обеспечивается спутниковой системой связи, что даст возможность следить за событиями, происходящими с путешественниками во время экспедиции через сеть Интернет.
Трансполярный переход переносится на следующий арктический сезон
Руководитель глобальной трансарктической экспедиции Владимир Чуков назвал причиной ее отсрочки невозможность своевременной авиазаброски в район старта: «Чуда не произошло. Работы по восстановлению взлетно-посадочной полосы на острове Среднем до сих пор не начаты. В очередной раз приходится вспоминать слова Ф.Нансена – «Главная добродетель полярника – умение терпеть и ждать …»

Сейчас, когда многомесячные подготовительные работы, стоившие огромных усилий команде и ее лидеру, успешно завершены, Владимир Чуков не намерен полностью отказываться от планов освоения Севера в этом сезоне и намерен реализовать запасной вариант программы.

Во время тренировочного перехода Воркута - Архангельск состоятся натурные испытания усовершенствованной вездеходной техники, систем и средств связи, рационов питания, специального оборудования и снаряжения, в том числе и одежды BASK. В суровых условиях северных морей команда полярников протестирует куртки Kondor и новую версию брюк Bora, а также будет использовать хорошо знакомые куртки Valdez с утеплителем Thinsulate и другое снаряжение.